Высших сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ могут обвинить в бандитизме
31.03.2014, 15:17
Всем фигурантам громкого уголовного дела в отношении высокопоставленных офицеров и сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК, бывший ДЭБ) МВД России могут предъявить новые уголовные обвинения по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»).
Отметим, что «бандитская» статья УК РФ значительно отягощает наказание, так как предусматривает до двадцати лет лишения свободы.
В числе арестованных восемь офицеров и трое внештатных агентов мГУЭБиПК МВД РФ.
На минувшей неделе Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест подполковника управления «Б» ГУЭБиПК Сергея Пономарева, ставшего уже одиннадцатым подозреваемом в громком уголовном деле о фальсификации уголовных дел сотрудниками полиции. Как минимум с пятницы Пономарев содержится в СИЗО.
Напомним, первые аресты начались 14 февраля, когда был задержан бизнесмен Руслан Чухлиб. Его «взяли с поличным», в момент передачи им 10 тысяч долларов Игорю Демину, заместителю начальника 6-й службы 9-го управления ФСБ (подразделение физической защиты в Управлении собственной безопасности ФСБ).
Одновременно был задержан и Сергей Пирожков, еще один бизнесмен, участвовавший в передаче взятки. Тогда же начались и аресты действующих сотрудников ГУЭБиПК. В тюремных камерах оказались и такие высокопоставленные сотрудники МВД, как заместитель начальника управления генерал-майор Борис Колесников, начальник управления «Б» ГУЭБиПК МВД РФ полковник Салават Муллаяров, заместители начальника управления «Б» майор Иван Касауров и подполковник Алексей Боднар.
Офицерам предъявили обвинение в совершении преступлений, предусмотренных двумя статьями УК: «попытка провокации взятки» и «превышение должностных полномочий» (ст. 33, 304 и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Следствие настаивает, что в период с сентября 2013-го по февраль 2014 года все мероприятия по провокации взятки утверждал и санкционировал генерал Колесников.
В ходе судебных заседаний по избранию меры пресечения подозреваемым была озвучена официальная версия, положенная в основу уголовного преследования сотрудников антикоррупционного ведомства МВД. По этой версии, еще в сентябре прошлого года ГУЭБиПК приступил к оперативной разработке чекиста Демина. С офицером ФСБ познакомились Пирожков и Чухлиб, которые якобы искали покровителя в органах, и предложили чекисту за соответствующие услуги ежемесячную «абонентскую плату» — 10 тысяч долларов.
Демин якобы официальным рапортом доложил руководству о контактах с «бизнесменами». Руководство приняло решение — продолжить знакомство. За бизнесменами установили наружное наблюдение, их телефоны взяли на прослушку. И очень быстро выяснили, что Пирожков и Чухлиб все свои действия согласовывают с офицерами ГУЭБиПК.
Между тем, по сведениям источников в СКР, у следствия возникли сомнения в достоверности показаний ключевого свидетеля обвинения. Имя его скрывается от прессы: в ходе судебного заседания по избранию меры пресечения генералу Колесникову следователь по особо важным делам Главного следственного управления (ГСУ) СКР Сергей Новиков озвучил информацию, что этот свидетель «опасается за жизнь и здоровье себя и своей семьи, и к нему применены меры государственной защиты».
Как стало известно, свидетель Павел Г. (редакции фамилия известна) работает одним из руководителей частного охранного предприятия. Удалось выяснить, что Павел Г. и Игорь Демин, в отношении которого была осуществлена провокация взятки, еще лейтенантами вместе служили в одном из спецподразделений ФСБ.
После ранения, полученного во время выполнения боевого задания, Павла перевели в следственный департамент ФСБ, но вскоре он уволился. Но бывший офицер продолжал поддерживать добрые отношения с Деминым, к тому времени перешедшим на службу в управление собственной безопасности ФСБ. Есть немало свидетельств, что боевая дружба продолжается.
Сегодня следствие опасается, что защита обвиняемых может выдвинуть версию: полицейские из антикоррупционного ведомства попали в оперативную ловушку, выстроенную сотрудниками ФСБ. Логика в этом случае такова: Павел Г. — не только ключевой свидетель, но и центральная фигура всей оперативной игры. Все фигуранты оказались знакомы через него. И взяткодатели (Чухлиб и Пирожков), и сотрудники полиции, которые планировали операцию по «разоблачению» Демина, и сотрудники ФСБ, расставлявшие капканы на дэбовцев.
Понимая, что прокуратура может и не утвердить обвинительное заключение, основанное на показаниях свидетеля — друга потерпевшего, и чтобы исключить риск развала уголовного дела, следствие приступило к дотошному изучению всех уголовных дел, которые вели арестованные сотрудники ГУЭБиПК. Уже выявлено двенадцать дел, в которых есть признаки провокации взятки. Самые громкие из этих двенадцати эпизодов — это уголовные дела в отношении экс-мэра Ярославля Евгения Урлашова и бизнесмена Веры Трифоновой, скончавшейся в «Матросской Тишине» 30 апреля 2010 года.
Напомним, Трифонову, ее помощника Юрия Шубина и депутата Магаданской областной думы Георгия Шамиряна обвинили в попытке продажи мандата сенатора. «Покупателями» выступили председатель МФТ-банка Павел Разумов (с осени 2012 года содержится в «Лефортово» по другому делу. — И. М.) и Сергей Пирожков, в то время действующий сотрудник ДЭБ МВД, майор полиции, работавший под «документом прикрытия» — паспортом, выданным на имя Сергея Гридасова, и представлявшийся советником председателя правления МФТ-банка.
На оперативной сьемке «продажи» мандата сенатора четко видно и слышно, как Трифонова и Шамирян говорят, что известному в Магадане депутату-единороссу нужны деньги, чтобы «раскрутиться на федеральном уровне и занять должность губернатора». А вот после назначения губернатором Шамирян готов делегировать в Совет Федерации своего спонсора.
Во время получения муляжа денег от «спонсора» Пирожкова-Гридасова и был арестован Шамирян.
Оперативник Пирожков участвовал в качестве «потерпевшего» в судебном процессе над подельниками Веры Трифоновой. В суд он приходил с тем же липовым паспортом несуществующего бизнесмена Сергея Гридасова. И давал подписку о том, что предупрежден об уголовной ответственности за ложные показания.
Сегодня следователи СКР пытаются убедить Пирожкова заключить сделку со следствием, рассказав, что он был вынужден выполнять приказы руководства. Предложение написать «явку с повинной» и начать сотрудничество со следствием поступило и другим фигурантам уголовного дела в отношении сотрудников ГУЭБиПК.
Всем предлагается «перевести стрелки» на бывших руководителей ГУЭБиПК генерал-лейтенанта Дениса Сугробова и генерал-майора Бориса Колесникова. И, по нашим сведениям, несколько офицеров полиции предложение приняли.
Источник: "Новая газета"