Принципы построения транспортного клана Москвы
26.12.2013, 20:14
Людям в погонах, и не только, а и просто осведомленным, собирающим информацию и противодействующим этому благородному процессу, хорошо известно, как аксиома – 90% всей добываемой информации приходится на абсолютно открытые источники. То есть СМИ, и приравненные к ним структуры.
Думаю, многие бы удивились, узнав, сколько информации можно получить из открытых источников – газет, журналов, интернета. А выводы, сделанные на основе этой открытой информации, и вовсе могут ввести в ступор. Дабы не быть голословным, позволю себе привести пример.
Русский язык – великая субстанция, способная очень просто, но при этом хлестко и едко выражаться в отношении любых негативных явлений. К примеру, забавное выражение «курятник государственной власти, полный аппетитных бюджетных кур, впускает в себя лису-бизнесмена» звучит намного понятнее очередных многословных «обновлений команды управленцев кадрами, зарекомендовавшими себя в предпринимательской деятельности», «передач нерентабельных активов заинтересованному в развитии отрасли собственнику», «эффективного менеджмента, достигающего синергии через консолидацию активов сторонних собственников» и прочих «стратегических инвестиций, преследующих цель увеличения доли непрофильных доходов».
Чувствуете разницу?
Но если по телевизору пустить первый вариант, то будет некрасиво, а в бизнес-тусовке должно быть красиво все – номера и мигалки на машине, корочки «доктора наук» в кармане, пиджачок Brioni на плечах…
Так вот.
В один прекрасный момент в курятник Московского правительства приходит интересная личность – гражданин Эстонии, миллионер, владелец двух раритетных «Lamborghini Diablo» и просто хороший бизнесмен по имени Максим Ликсутов. Максим – относительно новый член команды относительно нового мэра Сергея Собянина (назвавшего Ликсутова «эффективным менеджером»), и отвечает он за вопрос, играющий одну из важнейших ролей во всех «агитках» Собянина – за транспорт.
Впрочем, удивительного в этом ничего нет, ведь Ликсутов – не чужой человек для транспортной отрасли. Еще будучи молодым человеком он водил знакомство с Рустамом Аксененко – сыном министра путей сообщения России Николая Аксененко. Дружба была выгодной – в 23 года Максим занимает должность генерального директора компании «Иристон Сервис», переименовывает ее в «Юнитранс», очень выгодно сотрудничает с возглавляемым отцом друга министерством путей сообщения, успевает вызвать интерес со стороны налоговой полиции и через два года уходит, очень, кстати, вовремя – тень толстых папок с уголовным делом как раз нависает над Николаем Аксененко, отстраненным от своего поста. (Впрочем, сын Рустам вполне комфортно обжился в Швейцарии, и только недавно приехал в Россию и стал работать на господина Тимченко.)
Друзей мало не бывает, и господин Ликсутов заводит новую связь, уже более прочную. Искандер Махмудов и Андрей Бокарев, оба – участники рейтинга Forbes. Партнеры вкладывались, в основном, в железнодорожную отрасль - это и «Аэроэкспресс», и «Трансмашхолдинг». После вполне успешного ведения бизнеса с указанными людьми господин Ликсутов решает попробовать себя в роли политика, и, как уже говорилось, вступает в команду Собянина, что вынуждает его – как честного и законопослушного человека - продать активы партнерам Махмудову и Бокареву.
Как ни странно, с приходом Ликсутова в политику у его друзей дела идут все лучше и лучше, но ведь теперь-то ушедший в политику «бывший друг» никак с ними не связан, так что нам остается только порадоваться за эффективных бизнесменов. Правда, вот незадача – постоянно вспыхивают хоть и небольшие, но скандалы. То конкурс на трамваи составлен идеально для партнеров Максима, и поднимается крик в СМИ, то конкурс на замену вагонов московского метро составлен таким образом, что только принадлежащий партнерам «Трансмашхолдинг» способен его выиграть. Право же, хоть бы почерк меняли.
Однако никакой коррупционной составляющей тут, разумеется, нет, ведь, по словам Минтранса, «все решения по подобным вопросам принимает координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области во главе с министром транспорта (на тот момент) Игорем Левитиным». Ликсутов, кстати, входил в него, от «Аэроэкспресса». После замены Левитина, «министра катастроф», новым министром транспорта Соколовым, Ликсутов стал входить в совет уже как заместитель мэра. Так что не поспоришь, какая уж тут коррупция – такие уважаемые люди!
Как известно, иностранные друзья спят и видят Россию великой, могучей державой.
Разумеется, иностранному бизнесу очень хочется, чтобы мы были сильными и независимыми, внедряли инновации, составляли конкуренцию и отбирали у них прибыль. Поэтому они с удовольствием принимают участие в управлении страной под скромной вывеской «консультантов», получая за это щедрые вознаграждения.
К примеру, в печати уже упоминался удивительный подряд аэропорта «Шереметьево» и банка «Морган Стэнли» на 117 государственных миллионов рублей за оказание консультационных услуг.
Не только окологосударственный бизнес прибегает к услугам консультантов.
К примеру, владелец «Независимой газеты», заместитель председателя Общественной палаты гор. Москвы Константин Ремчуков в программе «Особое мнение» сообщил, что Ликсутова в его новой должности по всем ключевым вопросам консультируют аж три международных консалтинговых компании. Константин Вадимович объяснил это крайне низким уровнем госуправления в России...
Так, мол, и надо, все равно одни дураки вокруг, а иностранные друзья – ребята грамотные, быстро и качественно сделают нам сладкую жизнь. Ну, как тут не радоваться! Тем более что господину Ремчукову лучше знать о профессионализме зарубежных партнеров – наверняка при прохождении стажировки в Пенсильванском университете США ему это доходчиво объяснили.
Кстати, внимательно читавших позабавит, что конкурс на «концепцию функционирования смарт-карты» ведомством Ликсутова составлен идеально под McKinsley, которая в гордом одиночестве на него и заявилась. Да и ранее McKinsey по заказу ведомства занималась разработкой концепции развития московского такси и общественного транспорта в целом, а для «Мосгортранса» делала стратегию повышения операционной эффективности.
После прочтения возникает резонный вопрос: а зачем нам, собственно, Ликсутов? Может на его место сразу поставить американскую компанию? Тем более что один из замов Ликсутова, Алина Бисембаева, имеет непосредственное отношение к McKinsey.
Да и ценят американцы Ликсутова. Дают, к примеру, мудрый совет, как бороться с пробками в Мытищах. «Почесав репу» и положив в карман гонорар, задумчиво выдают: надо построить 5-й главный путь ярославского направления, а не проводить метро. «Железнодорожник» Ликсутов согласно кивает головой.
С другой стороны, очень удобно, когда есть на кого кивнуть головой. К примеру, идея референдума о поддержке платных парковок – все понимают, что «ответ народа» будет положительным, сам Ликсутов говорит об этом вполне откровенно.
Так что в случае возникновения проблем, всегда можно их перенаправить – тут вы сами виноваты, что проголосовали за платные парковки, а здесь умный иностранный консультант подсказал вместо метро строить железную дорогу.
Интересно, кстати, с чего это разоткровенничался Ликсутов с Ремчуковым, тщательно подчеркивающем в своем интервью отсутствие между ними связей? Признаюсь, мне это напомнило сцену из какого-нибудь шпионского боевика, в котором двое резидентов при встрече тщательно скрывают свое знакомство.
Тем более что «шеф» Ремчукова – олигарх Дерипаска, которого Ремчуков в свое время консультировал (всегда полезно проконсультироваться с умным человеком) – уже имеет своего человека в команде Собянина. Ни для кого не секрет, что Андрей Бочкарев, занявший в собянинской команде должность руководителя департамента строительства города Москвы, работал на Дерипаску.
Вы скажете – бросил? Ну да, Ликсутов тоже «бросил» свои доли в бизнесе, только вот почему то его партнерам от этого все слаще и слаще. Ибо клан, «семья» - надежнее всех долей, акций и любой иной аффилированности.
Иван Насреддинов