"Набукко" дан старт. Где будет дозаправка?
23.07.2009, 10:48
После подписания официального соглашения о начале работ по строительству газопровода "Набукко" не утихают споры относительно того, носит ли проект экономический или политический, антироссийский характер.
В американской столице желание Европы диверсифицировать энергетические потоки и не зависеть от геополитических капризов поставщиков газа считают естественным.
После российско-украинского газового скандала европейские страны, оставшиеся без поставок голубого топлива в разгар зимних холодов, утвердились в желании форсировать решение вопроса с "Набукко". Этот газопровод должен доставлять газ из стран Каспийского региона и Ближнего Востока в Европу в обход России.
В то же время многие специалисты в Вашингтоне называют проект "бумажным газопроводом", политическим проектом. Российское руководство Нажать говорит об отсутствии ревности к "Набукко" и понимании необходимости диверсификации, однако слова эти, как правило, произносятся с изрядной долей желчи.
Немало препятствий
Аналитики в Вашингтоне считают, что в "Набукко" сейчас больше политики, чем реального прикладного значения.
Вице-президент Национального объединения научных исследований США Джефф Макхолм уверен, что у европейских стран не хватает опыта в эффективном продвижении подобных проектов.
"Это не недостаток воли или желания урегулировать ситуацию и обеспечить Европу газом по приемлемой цене. Это недостаток опыта, политического и институционального, в этой области. Здесь явно прослеживается неспособность опередить тех, кто хочет добиться закрытости рынка, исходя из своих собственных интересов. В числе таких игроков - местные монополии и те, с кем они сотрудничают за рубежом, с "Газпромом", к примеру", - отметил аналитик в интервью Русской службе Би би си.
По мнению Макхолма, на пути успешной реализации проекта "Набукко" существует немало препятствий.
"Сейчас это просто межправительственное соглашение, одно из многих, перенасыщенное дипломатическими терминами и обязательствами, - считает аналитик. - Все это мы уже видели в Северной и Южной Америке, Австралии и так далее. Это разговоры, которые многого не стоят. "Набукко" сейчас - это проект на бумаге, непонятно, чьим газом его будут наполнять, и кто конкретно этот газ будет покупать, чтобы строительство окупилось".
Откуда качать?
Пока из гарантированных поставщиков газа у "Набукко" - только Азербайджан, давший согласие закачивать в газопровод 15 млн кубометров топливав год.
Идет разговор о возможном участии в проекте Ирака, однако нестабильность в этой стране пока отпугивает концессионеров от перспективы иракской артерии в "Набукко".
Президент российского Института энергетической политики Владимир Милов считает, что российская газовая индустрия по-хорошему, без политических выпадов могла бы воспользоваться сложившейся неопределенностью.
"Можно было бы воспользоваться тем, что европейцы тянут эту трубу по Турции, и поставлять в нее газ. Конкурентов у нас особых нет, потому что когда придет этот туркменский или иракский газ в "Набукко", это, как говорится, вилами на воде писано, - считает Милов. - Но нет ведь, наши уперлись, заняли такую непримиримую позицию, что "Набукко" - это антироссийский проект. В итоге на пустом месте мы получили конфронтацию и выяснение отношений".
То, что "Набукко" и Россия стали двумя несовместимыми понятиями, Владимир Милов считает стратегической ошибкой.
"На примере всех обходных трубопроводов мы видим, что эта конкуренция и соперничество обходятся в копеечку. Если бы страны могли находить общий язык и возможность сотрудничать в разных проектах, это приводило бы к ощутимой экономии, и не нужно было бы бешеных затрат на всю эту геополитику", - подчеркнул ученый-энергетик в интервью Би-би-си.
Трудный выбор Анкары
На данный момент Россия, по оценкам специалистов, очень серьезно взялась конкурировать с еще не существующим "Набукко". По иронии судьбы, одним из основных партнеров России в этих усилиях стала Турция, непосредственный участник проекта "Набукко".
Александрос Питерсон из Атлантического совета США отмечает, что предсказать судьбу газовых альянсов в Евразии становится все труднее.
"Для меня самый интересный вопрос: что случится с турецко-российскими отношениями в контексте проекта "Голубой поток-2". Может ли соглашение по нему быть достигнуто быстро и эффективно настолько, что инвесторы потеряют интерес к "Набукко"? От этого во многом будет зависеть судьба будущего газопровода", - считает Питерсон.
На то, как поведет себя в этой ситуации Турция, в западных политических кругах уже делаются ставки. Анкара, в свою очередь, решает, на что поставить ей – на прочный газовый альянс с Западом или благосклонность влиятельных российских соседей.
Турецкий политолог Сабан Кардас полагает, что второй вариант развития событий наиболее вероятен.
"Турция не хочет из-за налаживания отношений с Западом обострять отношения с Россией. Для Турции стабильность в непосредственной близости от ее границ и забота о собственных экономических интересах значительно важнее, чем продвижение в регионе интересов западных партнеров", -отмечает политолог.
Фактор непротивления
В то время, как европейские страны пытаются вдохнуть жизнь в проект "Набукко", США дают стратегическим партнерам советы. Америка заинтересованав газопроводе опосредовано. Для Вашингтона это еще одна составляющая сложной геополитической мозаики в регионе.
Специальный посланник Госдепартамента США по вопросам энергетики в Евразии Ричард Морнингстар отмечает, что Америка в этом контексте прежде всего заботится о диверсификации глобальных энергетических сетей.
"Когда мы говорим о новых возможностях добычи природного газа в Азербайджане или Туркменистане, нас трудно обвинить в пристрастности, - уверяет Морнингстар. - Вероятность того, что хотя бы молекула этого газа попадет в США, ничтожна. Однако это важно в контексте международных газовых поставок. Мы в данном случае хотим помочь Европе в обеспечении ее энергетической безопасности".
Новая позиция Госдепа США - сотрудничество вместо конфронтации. Это, по словам Ричарда Морнингстара, в равной мере относится и к России.
"Некоторые считают, что наша и российская политика в области энергетики - это следующий раунд большой игры в Центральной Азии. Президент Обама в Москве отверг эту аналогию. Энергетическая безопасность - это не игра с нулевым результатом, - заявляет спецпосланник Госдепартамента.- Наша политика не является антироссийской. У России и США в этой области больше общих интересов, чем противоречий".
Политика минимальной конфронтации новой американской администрации на фоне агрессивного продвижения Россией своих энергетических интересов делает, по словам экспертов, прогнозы о судьбе "Набукко" делом крайне неблагодарным.
Единственное, в чем мнения сходятся, - газопровод может стать реальностью в том случае, если его коммерческая составляющая станет значительно сильнее политической.
Источник: www.bbcrussian.com