Сноуден: я прилетел в Россию без секретных документов
18.10.2013, 12:10
Экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден заявил в интервью New York Times, что в Россию он прилетел уже без каких-либо секретных документов. По его словам, никаких секретов в руки российских спецслужб не попало.
Сноуден сказал, что передал все имевшиеся у него секретные материалы журналистам в Гонконге до вылета в Москву и копий себе не оставил. Он решил не везти документы в Россию, потому что "это не послужило бы для общественного блага".
"Для чего бы мне было дальше держать копии материалов у себя лично?" - говорит он.
Эдвард Сноуден также отметил, что смог защитить секреты и от представителей китайских спецслужб, потому что, работая в Агентстве национальной безопасности (АНБ), хорошо изучил возможности спецслужб этой страны и даже преподавал курс по защите от китайского кибершпионажа.
"Вероятность того, что русские или китайцы получили какие-либо документы, равна нулю", - сказал он.
30-летний Эдвард Сноуден получил всемирную известность после того, как опубликовал секретные документы о деятельности американских разведслужб. С 23 июня он находился в транзитной зоне "Шереметьево-2" прилетев туда из Гонконга, а в начале августа получил временное убежище в России. Его точное местонахождение неизвестно.
"Дискредитировать и уничтожить"
Ранее представители американских спецслужб выражали серьезные опасения по поводу того, что секретные документы, находившиеся в распоряжении Сноудена, могли попасть в руки иностранных разведок.
Эдвард Сноуден в New York Times
Тайное продолжение работы этих программ [слежки] представляет собой гораздо большую опасность, чем их разоблачение
Однако, по словам самого беглого сотрудника ЦРУ, американскому АНБ прекрасно известно, что он не сотрудничал ни с российскими, ни с китайскими спецслужбами
Сноуден уточнил, что разглашает информацию об отсутствии у него секретных документов, чтобы объяснить свою уверенность в том, что Москва не получила к ним доступ. Ранее он не хотел подтверждать этот факт из опасений, что тогда спецслужбы усилят давление на журналистов.
New York Times пишет, что интервью со Сноуденом заняло несколько дней, так как проводилось по интернету с использованием зашифрованных каналов связи.
В частности, экс-сотрудник ЦРУ объяснил, почему, обнаружив злоупотребления в своем ведомстве, он предпочел рассказать о них журналистам, вместо того чтобы пожаловаться начальству.
Сноуден заявил, что, если бы он жаловался в установленном порядке, его жалобы бы навсегда похоронили, а его самого "дискредитировали и уничтожили", так как о злоупотреблениях нужно было докладывать как раз тем, кто их совершал.
По его словам, он лишь укрепил национальную безопасность США, спровоцировав широкую общественную дискуссию о методах работы разведки.
"Тайное продолжение работы этих программ [слежки] представляет собой гораздо большую опасность, чем их разоблачение", - сказал Сноуден, добавив, что его больше беспокоила неосведомленность американцев о методах работы собственных спецслужб, чем какие-то конкретные операции по сбору данных.
Он также подчеркнул, что ни на минуту не задумывался о том, чтобы переметнуться к китайцам или русским, и сделал всевозможное, чтобы переданные им документы не попали в руки Москвы или Пекина.
New York Times уточняет, что представители Агентства национальной безопасности не ответили на просьбу редакции прокомментировать высказывания Эдварда Сноудена.
Источник: www.bbcrussian.com