«Приват» забирает у Ferrexpo окатыши
02.07.2009, 13:00
Поляризация отношений между акционерами Ferrexpo может закончиться крахом одной из крупнейших украинских ФПГ. Группа «Приват», продавшая два года назад большую часть своего горно-металлургического бизнеса, заинтересовалась одним из крупнейших производителей окатышей в Украине – Полтавским ГОКом. Для «Привата» этот актив не более чем объект для финансовых спекуляций, а для конгломерата К.Жеваго – основа всего бизнеса, без которой его ФПГ теряет экономический смысл.
Появление в числе миноритарных акционеров кого-либо из группы «Приват» является тревожным сигналом для собственников компании. Члены группы являются миноритариями большого количества украинских предприятий. В некоторых из них они используют этот пакет для установления полного оперативного контроля («Укрнафта», «Укртатнафта», «Никопольский завод ферросплавов»), в других - акции служат рычагом давления на основных акционеров. Примером последней стратегии является ситуация в 2005-2007 гг. с «Укрсоцбанком» и «Днепроспецсталью», где обладая относительно небольшим пакетом акций, «Приват» попортил нервы основным акционерам с целью добиться от них уступок в других вопросах.
Со стратегической точки зрения для «Привата», как правило, интересны только те сегменты экономики, где есть возможность установить монополию (нефтепродукты, ферросплавы), остальные же объекты для группы являются спекулятивными активами, или же частью более масштабной игры. К слову, есть еще третья группа предприятий, интерес к которым труднообъясним с рациональной точки зрения. В частности, как сообщал Игорь Коломойский в одном из своих интервью (всего таких было только два), отобрать у компании «ДТЭК» пакет акций «Днепроэнерго» он пытался «с целью восстановления справедливости».
Достаточно невнятный интерес «Привата» и в компании Ferrexpo, являющейся финансовой и производственной основой группы «Финансы и кредит». Изначально эта компания, владеющая Полтавским ГОКом - одним из крупнейших производителей окатышей в Украине и Центрально-восточной Европе, была источником финансовых ресурсов, позволившим Константину Жеваго начать экспансию в другие сегменты экономики.
Для украинского бизнесмена нет четкой специализации, он скупает все привлекательные активы, которые была возможность приобрести: от фармакологии до тяжелого и транспортного машиностроения, химии, металлургии и пр. В тоже время империя К. Жеваго – это очень организованная и взаимосвязанная система. Его группа не только производит товары, но и служит внутренним рынком для их реализации. В частности, в карьерах ГОКа используются собственные КрАЗы, готовые окатыши перевозятся собственными железнодорожными вагонами и собственными баржами, которые перегружаются в собственном морском терминале.
В перспективе, К.Жеваго намерен из собственных окатышей организовать производство собственного металла, который должен направляться на его предприятия, производящие КрАЗы, вагоны и торговые суда. Кроме того, все финансовые потоки обслуживаются собственным банком. Весь бизнес группы «Финансы и кредит» очень похож на карточный домик, в котором Полтавский ГОК занимает осевое значение.
Комбинат долгое время приносил К.Жеваго хорошую прибыль, однако бизнесмен загорелся идеей создания вертикально-интегрированной ФПГ, которая включала бы и мощности высших переделов. Кроме того, сам Полтавский ГОК требовал инвестиций. Из-за того, что исчерпываются запасы Горишне-Плавнинского и Лавриковского месторождений, часть концентрата приходится закупать на российских и украинских ГОКах. Для ликвидации дефицита сырья необходимо было увеличить инвестиции в карьеры. В частности, одним из наиболее перспективных направлений было освоение Еристовского месторождения. Его запасы превышают 800 млн тонн, что может обеспечить ПГОК сырьем более чем на полсотни лет. Но чтобы вырыть карьер и запустить добычу понадобится 6-7 лет и 160 млн долл. инвестиций.
Для того чтобы расширить свои финансовые ресурсы, К.Жеваго в 2007 году решил продать часть Ferrexpo AG на IPO. В ходе road show был установлен ценовой диапазон на уровне 1,3-1,75 фунта стерлингов за бумагу. Это соответствует капитализации группы в 1,4-1,8 млрд долл. Всего было продано 26% акций за 420 млн. долларов, что соответствовало рыночной капитализации компании в 1,67 млрд долл., т.е. в середине ценового диапазона. Среди инвесторов, выкупивших акции, был и И.Коломойский. В своем интервью он прокомментировал эту сделку как хорошую инвестицию, однако заявил, что хочет показать отечественному бизнес-истеблишменту, чем может закончиться выход на IPO. Позже «Приват» продал большую часть своего горно-металлургического бизнеса, и, казалось, потерял интерес и к Ferrexpo.
В 2008 году капитализация компании достигала почти 3 млрд долл., что существенно повысило запас финансовой прочности всей группы «Финансы и кредит». Однако финансово-экономический кризис испортил стратегию К.Жеваго. В конце 2008 года из-за финансовых проблем он вынужден был продать 25% Ferrexpo чешской компании RPG Industries SE (RPGI), являющейся мажоритарным акционером крупнейшей в Центральной Европе угольной компании New World Resources N.V. (NWR, Нидерланды). У самого же украинца осталось только 51% Ferrexpo.
Именно в этот период И.Коломойский снова начинает активно наращивать свою долю в Ferrexpo. Кроме того, к нему в конце февраля 2009 года присоединился еще один собственник группы «Приват» Г.Боголюбов. Вместе они собрали более 10% Ferrexpo.
Пристальное внимание «Привата» к данной компании вряд ли стоит связывать с интересом группы к горнорудным активам. Очевидно, что ЖРС ее больше не интересует. Скорее всего, осознавая важность данного предприятия для «Финансы и кредит», «Приват» намерен добиться от К.Жеваго уступок в других вопросах. В частности, обе стороны выступают конкурентами в ряде облэнерго. При этом, собственнику «Финансы и кредит» противостоят как структуры, непосредственно входящие в «Приват», так и различные «друзья» группы, прежде всего, российская компания VS Energy А. Бабакова.
Кроме того, весьма вероятна версия, что «Приват» попросту поймал К.Жеваго на спекуляциях с акциями. Пытаясь восстановить свое влияние, К.Жеваго искусственно сбил цены на акции, с тем, чтобы скупить их по более низкой цене. Когда же ситуация на рынках ЖРС восстановится, он мог бы провести SPO, но уже по более высокой цене. Однако когда акции были опущены, их с той же целью (перепродать в будущем подороже) внезапно начал скупать и «Приват».
Появление среди числа акционеров враждебной группы и укрепление их позиций не очень понравилось К.Жеваго. В мае этого года на ежегодном собрании акционеров он протянул несколько важных решений, наносящих значительный удар по миноритариям. Речь идет об утверждении обратного выкупа акций компаний buy-back, а также проведении допэмиссии акций Ferrexpo, и предоставлении совету директоров права решать в чью пользу они будут выпускаться. Очевидно, что с помощью этих инструментов доли миноритариев можно розмыть до минимума.
В свою очередь, «Приват» выступил инициатором внепланового собрания акционеров компании, состоявшегося 12 июня, где попытался заблокировать эти решения, а также включить в состав совета директоров компании самого Г.Боголюбова и главу инвестиционной компании «Ренессанс Капитал Украина» Григория Гуртового. Однако их предложения были отклонены. Против назначения проголосовали акционеры, контролирующие 88,5% Ferrexpo, за - владельцы 11,5%-й доли.
Риск потерять средства, вложенные в 10%-й пакет акций, очевидно, заставит «Приват» прибегнуть к наработанной практике – обращению в суд с целью аннулирования и признания незаконными всех неугодных решений. Скорее всего, это начало еще одного крупного корпоративного конфликта в Украине.
Максим Соколов
Источник: http://advisers.ru