ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Стратегический подводный ядерный щит РФ практически разрушен – на повестке испытания донного «Скифа»

Стратегический подводный ядерный щит РФ практически разрушен – на повестке испытания донного «Скифа»

21.05.2013, 11:24

В июне 2013 года в акватории Белого моря будут произведены заводские испытания новейшей российской баллистической ракеты «Скиф», сообщают «Известия». Разработанная по заказу Минобороны российскими учеными из конструкторского бюро «Рубин» и Государственного ракетного центра им. академика Макеева, баллистическая ракета «Скиф» позволяет осуществлять запуск прямо со дна без использования атомных подводных ракетоносцев.

Как уточняют источники издания, уникальная донная баллистическая ракета «Скиф» может находиться на морском дне в ожидании залпа столько, сколько необходимо. Уникальность «Скифа» в том, что для её запуска не требуется подводная лодка.

Подчеркнем, данные испытания становятся как-бы особенно актуальными на фоне неуклонного разрушения российским режимом важнейшей составляющей Стратегических ядерных сил РФ – подводных ядерных ракетоносцев.

Отметим, итоги боевой подготовки морской составляющей российских Стратегических ядерных сил за 2012 год решили подвести за океаном. Сделало это американское информационно-аналитическое агентство FAS на своем сайте Strategic Security Blog. Результаты аналитического исследования: на сегодня с океанских направлений со стороны России Соединенным Штатам почти ничего не угрожает. Активность российских атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) в 2012 году оказалась близка к нулю.

Разведка Пентагона (РУМО) достоверно установила, что в течение всего 2012-го российские подводники-«стратеги» сумели совершить всего пять «автономок» с баз Северного и Тихоокеанского флотов. На других флотах подобных кораблей просто нет, и никогда не было.

Учтем при этом, что каждый РПКСН на боевой службе редко находится больше месяца. Больше – психологически сложно для экипажа, поскольку весь поход моряки находятся под водой, не всплывая ни на минуту. Потому что главное достоинство такого ракетоносца – скрытность плавания. Чаще всего – под арктическими льдами для североморцев и в Охотском море для тихоокеанцев. У родного причала нырнул – через месяц там же вынырнул. Выходит, в Мировом океане на боевом патрулировании хотя бы один российский стратегический ракетоносец находился в лучшем случае в течение всего пяти месяцев. В остальные семь в бескрайних глубинах было - шаром покати. В том, что касается, естественно, лишь нашего флота.

Для сравнения – на пике холодной войны, за один лишь 1984 год советский Военно-Морской флот осуществил в Мировом океане 102 боевых патрулирований атомными подводными ракетными крейсерами. Такая активность была способна остудить самые горячие головы за океаном. При этом во все времена особая забота что российских, что американских подводников – не дать себя обнаружить противолодочным силам вероятного противника. Собственно, в мирное время это и есть один из главных критериев оценки боевой службы любого подводного ракетного крейсера. Потому что в случае начала войны любой гидроакустический контакт противолодочников – почти верная гибель для подводного ракетоносца. И огромная дыра в ядерном щите страны. Тогда можно ли доверять американцам, утверждающим, что походов наших РПКСН было всего пять? Откуда это им известно? Полагаю, большой тайны тут нет. Будьте уверены: их космическая разведка неусыпно следит за базами российских подводников. Если нет корабля у привычного причала – значит, скрытно ушел в «автономку». Только, как выясняется, чтобы сосчитать такие случаи за год, хватит пальцев одной руки.

Автор доклада агентства FAS Ханс Кристиансен делает и еще один важный вывод: у российских экипажей в 2012 году «не было достаточной практики в управлении стратегическими ракетоносцами, чтобы в критической ситуации иметь шанс выжить и обеспечить ответный удар». А это совсем уж плохо. В боевом составе российского ВМФ на оба океана осталось всего девять РПКСН – три проекта 667БДР «Кальмар» (все – на ТОФе, на Камчатке) и шесть проекта 667БДРМ «Дельфин» (все – на Северном флоте, Гаджиево).

Остальных их собратьев в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» за минувшие полтора десятилетия изрубили любезно предоставленной американцами гигантской гильотиной. Как колбасу. Из девяти оставшихся в строю российских РПКСН четыре, утверждает американская разведка, нуждаются в ремонте. Похоже на правду. Остается пять. Вот все они по разу и сходили за год в океан. Больше некому. Единственное утешение: все шесть БДРМ Северного флота совсем недавно в Северодвинске прошли ремонт и модернизацию. Это позволило сроки службы каждого такого корабля, который несет по 16 межконтинентальных ядерных ракет «Синева», увеличить за 35 лет. Если учесть, что самый старый из этих атомоходов был спущен на воду в 1984 году, списание начнется не ранее 2020 года.

Чем еще мы располагаем? На Севере уцелели три самых больших в мире тяжелых атомных подводных ракетных крейсера стратегического назначения проекта 941 («Архангельск», «Северсталь» и «Дмитрий Донской»). Однако первые два давно выведены из боевого состава флота и догнивают в консервации в Заполярье по причине полного отсутствия ракет для их шахт. Это оружие много лет назад сняли с производства. Ничего иного и не оставалось, поскольку и само производство осталось на Украине.

И только «Дмитрий Донской» пока хоть при каком-то деле. Его давно переделали под испытания печально известной ракеты «Булава», которая долго ни в какую не соглашалась летать. Ею «князь» и занимается все последние годы. В январе нынешнего годы в боевой состав Северного флота был принят строившийся аж с 1996 года атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Юрий Долгорукий» с двенадцатью межконтинентальными баллистическими ракетами на борту.

Но есть сильные подозрения, что с торжественной процедурой поторопились, и новый корабль все еще нуждается в доводке представителями промышленности. Во всяком случае, из завода в Северодвинске он за миновавшие с той поры почти полгода так и не вышел. Так что до боевых дежурств, «Долгорукому», скорее всего, еще далеко. На подходе собрат «Долгорукого» «Александр Невский», который сейчас проходит испытания в Белом море. И третий корабль этого проекта – «Владимир Мономах», спущенный на воду в Северодвинске в декабре 2012 года. Всего планируется до 2020 года построить восемь субмарин этого проекта. На всех, кроме «Долгорукого» будет по 16 ракетных шахт. Однако вся беда в том, что, как уже сказано, как раз подойдут сроки утилизации последних оставшихся в строю «Дельфинов» и «Кальмаров». Так что титаническими усилиями российских судостроителей и после 2020 года у нас в лучшем случае останется примерно столько же РПКСН и ракет подводного базирования, сколько имеется сегодня.

- Маловато, конечно. Задача-то перед подводниками какая стоит? Поддерживать непрерывное боевое дежурство, когда лодка стоит у пирса в 20-минутной готовности к залпу прямо из базы, – объясняет бывший командир ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург», капитан 1 ранга Игорь Курдин, за плечами которого 15 «автономок» на РПКСН - И есть еще боевая служба в океане, когда корабль готов внезапно для противника нанести удар из глубины. И все это должно перекрываться и дополнять одним другое. А так выходит, что значительную часть времени только от пирса стрелять мы и готовы. Ничего хорошего в этом нет. Но и возможностей других тоже, видимо, нет…

И вот на фоне этого государственного, национального преступления выплывает донный «Скиф»…

«Стратегические подводные лодки уязвимы для противолодочных систем противника. Достаточно обнаружить лодку — и в нужный момент можно легко сорвать пуск ракеты. А ракета «Скиф» для противника практически незаметна», - заявил «Известиям» редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Есть оговорка, важно, чтобы противник не засек лодку, устанавливающую «Скифы» на дно. В противном случае донное оружие будет обнаружено и уничтожено. Во время испытаний на дно ракету будет опускать подводная лодка «Саров». В её носовой части будут установлены торпедный аппарат увеличенного диаметра (около 1 м) и балластные цистерны. Они компенсируют вес сброшенной ракеты и помогут лодке сохранить устойчивость. «Если всё пройдет успешно, то после заводских испытаний «Скиф» передадут уже на государственные, которые позволят принять ракету на вооружение ВМФ России», — добавил Д.Корнев.

Accelerated with Web Optimizer