Стрельба по «Фармаку» или «черная фармакология»
15.06.2009, 10:47
Странное покушение было совершено на владелицу крупнейшей фармацевтической фабрики в Украине – ОАО «Фармак» Филю Ивановну Жебровскую. Какой-то молодой человек на мопеде стрелял в нее из спортивного пистолета «Люгер» калибра 5,6 мм. А потом убежал, запутавшись в сорняки. Милиция уже нашла оставленные им мопед, пистолет и даже шлем. Жертва покушения практически не пострадала: уже сегодня она должна выйти на работу и дать пресс-конференцию. Со стороны все происходящее похоже на инсценировку. Но зачем Филе Ивановне заказывать саму себя? И если не она, то кто и зачем организовал это квази-покушение?
Брат и сестра Жебровские (он народный депутат, она – «фармацевтическая баронесса») – самые удачливые в бизнесе из семи детей Жебровских. По подсчетам журнала ФОКУС в 2007 году состояние Фили Жебровской было $135 млн., что ставило ее на 86 место в сотне украинских олигархов. В 2008-ом она еще больше разбогатела – $155 млн. При этом прошлый год фармацевтическая компания почему-то закончила с большим убытком – 71,857 млн. грн, хотя ее чистый доход по сравнению с 2007 годом увеличился на 32,9%, или на 129,959 млн. грн до 524,851 млн. грн.
Мы, конечно, не бухгалтеры, но, когда у вас растет доход и убытки одновременно, это означает, что были какие-то очень существенные расходы, которые можно отнести на себестоимость и таким образом снизить прибыль. Например, можно уменьшить прибыль, отнеся на валовые расходы страховые платежи. Это самый популярный способ минимизации налогов у наших бизнесменов. Длят этого они и создают страховые компании.
Кстати, до последнего времени «Фармак» был соучредителем такое себе страховой компании с красноречивым названием «Панацея-1997». Видимо, такой себе «общачок для фармацевтов»: в числе его учредителей, кроме «Фармака» числились Борщаговский химфармзавод, которым верховодит коллега Фили Ивановны – Людмила Безпалько и ООО «Терминал-Брок», во главе с некой Спиженко Натальей Юрьевной. Если кто еще не понял – дочь экс-министра Спиженко.
Правда, в феврале этого года СК была продана компании «Лемма», известной тем, что она очень ловко выводит деньги за границу и минимизирует прибыли отечественных олигархов. Но это так, к слову.
Удивляет и другое. Откуда взяться убыткам «Фармака»? Время отдавать кредит ЕБРР еще не пришло. Препараты продаются бойко. Прошлый год кризисный был только в самом конце. А так – полный шоколад. Да еще и госзаказы. В этом плане Филя Ивановна вполне преуспела.
Во-первых, инсулин. Далеко не первый год «Фармак» ведет конкурентную борьбу с ЗАО «Индар» за рынок бюджетного инсулина. У него есть собственный препарат – «Фармасулин» — синтетический «человеческий» инсулин, который изготовляется из субстанции, поставляемой американской компанией «Eli Lilli».
Брат и сестра Жебровские активно пропихивают свой инсулин в государственные программы раздачи бедным. «Индар» их естественно за это ненавидит. Впрочем, вполне взаимно. В проплаченных пиарщиками «Фармака» статьях упор делается на том, что «Индар» выпускает «поросячьи» инсулины, завод Фили Ивановны – человеческие, за «Индаром» стоит Павел Лазаренко, а инсулины «Фармака» полезнее.
На самом деле, и то, и другое – дерьмо. Мало кому подходит, но даже тем, кто принимает, гипогликемический криз рано или поздно обеспечен. Это я могу сказать, как диабетик, пусть с небольшим, но опытом. Однако война между производителями этого дерьма идет жесткая, не на шутку, за обеими структурами стоят серьезные люди, желающие заработать большие деньги.
Конечно, парня на мопеде конкуренты не засылали. Но если это инсценировка, то в ходе отработки первых следственных версий потрясут всех. В том числе и конкурентов. Следователя не ждали? И он пришел. С добрым утром!
Еще одну войну, которую в последнее время активно ведет мадам Жебровская – это кардиологическая война, своего рода продолжение инсулиновой. Но для начала небольшое медицинское отступление. Если человеку, у которого произошел инфаркт миокарда, в течении первых часов уколоть мощный тромболитик (вещество, рассасывающее тромбы), «раненое сердце» заживет в течении буквально нескольких дней. И на нем не останется никаких рубцов. Есть, конечно, и побочные «неприятности», и неподходящесть этого типа лекарства отдельным больным (некоторым даже в Украине не повезло в прямом смысле слова смертельно), но в целом препарат хороший и потому очень дорогой.
Самый современный и крутой тромболитик – это немецкий «Метализе». Их выдают по несколько штук на скорые помощи и центральные больницы, для спасения VIP-персон. После постановки диагноза препарат доставляют специально, под расписку, чуть ли не из персонального холодильника глав-врача. И это не удивительно – препарат стоит от 10 до 14 тыс. грн. И попал в Украину только благодаря тому, что немцы испытывали его тут, на наших инфарктниках, естественно, бесплатно.
Есть тромболитики попроще и подешевле. Например, французский препарат «Клексан». Основное действующее вещество у него – эноксапарин натрия. А выпускает его довольно агрессивная в своей маркетинговой политике французская компания AVENTIS PHARMA. Она же пытается продвигать свои препараты на рынке инсулина. И там, и там сталкивается с Филей Ивановной.
Но если из госзакупок французский инсулин давно выкинули, то с тромболитиками вышла очень странная история. В конце апреля «Фармак» развесил по всем сайтам за деньги открытое письмо к правительству и академикам, о том, что в Министерство охраны здоровья Украины приходит множество “неправдивых” писем с целью отменить государственную регистрацию препарата «Фленокс» — отечественную альтернативу дорогостоящему аналогу производства неназванной французской транснациональной корпорации. Вышеупомянутая французская компания “в лучших традициях рейдерства в Украине подала судебный иск с целью отмены госрегистрации неудобного им, но выгодного малообеспеченным украинцам аналога препарата”.
Также Жебровская подчеркивает, что опирается гадкая компания на письма украинских врачей. Полный список отступников состоит из заведующей кафедры внутренней медицины №2 НМУ им. Богомольця, д.м.н., профессора, члена-кореспондента АМН Украины Амосовой К.М., главного внештатного специалиста МОЗ по специальности кардиология Сиренко Ю.М., президента Всеукраинской ассоциации работников скорой, неотложной медицинской помощи и медицины катастроф, проректора по научной работе НМА последипломного образования им. П.Л.Шупика, д.м.н., профессора Зозули И.С. и т.д.
В обращении Жебровская отмечает, что “не призывает чиновников и врачей пользоваться исключительно продукцией украинских производителей. Я прошу Вас только относиться к национальному продукту с должным уважением и научной взвешенностью, быть настоящими патриотами Украины”.
Таинственная французская компания, чье название еще ни разу не было упомянуто в прессе в связи с этой историей, и есть та самая AVENTIS PHARMA. Отменить регистрацию они хотят, видимо, потому, что в обоих препаратах одно и то же действующее вещество – эноксапарин натрия. Т.е. дело пахнет плагиатом.
Это еще одна версия покушения, если оно является не покушением, а имитацией. Сказать, мол, какие «непарламентские» методы применяют французы-гады, чтобы сломить Филю Ивановну и заставить ее поддаться в борьбе за деньги инфарктников.
Впрочем, и эта версия выглядит мало убедительно. «Покушение» (если это не банальное хулиганство), скорее всего, все-таки связано с правом собственности на акции ОАО «Фармак».
Газета «Деловая столица» №06(404) от 09 февраля 2009 года сообщила, что бессменный руководитель «Фармака» Филя Жебровская теперь может спать спокойно: в начале февраля ей вместе с другими менеджерами завода и братом Павлом удалось перейти отметку в более чем 60% акций, что дает возможность полного управленческого контроля над активом без оглядки на сторонних акционеров. Не выдержавшей гонку на опережение инвесткомпании Dragon Сapital пришлось сойти с дистанции: там заявили, что недавно продали свой миноритарный пакет.
Заняться активной скупкой бумаг у бывших и нынешних работников «Фармака» г-жу Жебровскую, которой еще немногим более года назад принадлежало только 28% акций, подтолкнули аналогичные действия, предпринятые сторонними инвесторами во второй половине 2007 г. В то время началась скупка акций четырех крупнейших предприятий отрасли — «Киевмедпрепарата», «Фармака», «Дарницы» и Борщаговского химико-фармацевтического завода. Два из них — «Киевмедпрепарат» и «Фармак» — попали в поле зрения инвестиционной компании Dragon Сapital Томаша Фиалы. Реакция фармацевтов на действия скупщиков оказалась крайне негативной.
Чтобы не потерять контроль над ситуацией, менеджменту «Фармака», объем продаж которого по итогам 2008 г. ориентировочно составит 541 млн грн. (прирост к 2007 г. на 34%), пришлось задействовать весь свой управленческий и админстративный ресурс. Во-первых, на собрании акционеров весной 2008 г. в состав наблюдательного совета был введен нардеп Павел Жебровский. Во-вторых, сама Филя Ивановна весь 2008 г. посвятила ответной скупке акций. В итоге к октябрю ее доля в уставном фонде выросла до 31%, а к февралю 2009 г. — 45,2%. За этот же период компания Томаша Фиалы смогла насобирать лишь около 10% которые они уже продали.
От себя добавим, что вместе с Dragon Сapital над скупкой акций «Фармака» трудилась «пророссийская» фирма «Сфера-Инвест». Обе структуры утверждали, что не ведут рейдерской атаки, а банально собирают пакеты акцией на перепродажу. И что директриса-хозяйка просто запугивала своих подчиненных страшнымирейдерами, дабы они продавали акции ей – за полцены, а не внешним инвесторам.
Тут надо пояснить, что из себя представляет команда менеджеров-собственников «Фармака». Это сама Филя Ивановна, бывший бухгалтер завода имени Ломоносова (так раньше назывался «Фармак») и близкие к ней «ветераны фармацевтической сцены». В этой сплоченной команде не обходится без внутренних интриг и крысятничества. Самые близкие к Филе Ивановне – это муж и жена Олексейчук, Ростислав Галев, Владимир Никитин, Михаил Ванат, Любовь Захаровна Пискуновская и Светлана Владимировна Духота. Все это пенсионного возраста публика, занимающая руководящие посты и владеющая пакетами акций. На них пашет далеко не золотая молодежь за сравнительно скромное вознаграждение.
Историю скупки, точнее выдавливания из коллектива акций «породистым начальством», работники компании рассказывают с неохотой. Ввиду постоянной боевой готовности пенсионного менеджмента противостоять атакам рейдеров, за сотрудниками установлено бдительное наблюдение. По слухам, включающее несанкционированные обыски и технический контроль. То и дело, таким образом выявляют «крысу», которую тут же лишают акций и выкидывают за борт.
Есть у Фили Ивановны и особая симпатия. Это Александр Алексеевич Мельник.
Он 1959 г.р. (т.е. на 9 лет младше начальницы), по слухам, потомственный военный, настоящий полковник. В отставке. Опять же по слухам, служил отечеству в строительных войсках. Чтобы Александр Алексеевич не скучал по стройке, Филя Ивановна зарегистрировала на него и на себя две строительные фирмы – «ПЛАНЕТА БУД» и «ПЛАНЕТА ВІП». Третим туда вошел 70-летний Владимир Миронович Полтарацький, бывший работник НИИ Сельхозрадиологии.
В коллективе сплетничают, что не так давно между Мельником и Жебровской пробежала жирная черная кошка. Потом вроде бы они опять помирились. Была ли эта ссора взаправдошней, или уловкой для ловли очередной «крысы» — посторонним знать не дано.
Но в любом случае нельзя исключать банальную месть директрисе со стороны кого-то из обиженных ею сотрудников. И суть ее не только в том, что даму пугнули выстрелом из «Люгера». После «покушения» милиция вынуждена будет проводить допросы персонала, а так же изучать экономическую жизнь «Фармака» и афилированных с ним структур. Это ЗАО «Фармация-2000», где учредителями «Фармак» и ЧП «Ян» (собственность Павла Жебровского, названная им в честь сына). Харьковское ОАО «Фармахим». «Будфрамсервис». КБ «Славутич» (вместе с шахтой имени Засядько), кредитная спилка «Гарант» и кое-что еще. Внимательно поизучав бухгалтерию этих структур, «киллера», может, и не найдут, а вот ответ на вопрос, как это при росте продаж и увеличении доходов предприятие умудрилось получить такой большой убыток – отыщется.
А за ней посыпется вся пирамидка благосостояния семьи Жебривских. Кстати, у Фили Ивановны есть еще несколько квартир, в том числе – на Цветаевой и на Героев Сталинграда. Участок на Старицкого, 6, где стоит замок, возле которого ее обстреляли, так же находится в ее собственности. Он продан в 2001 году под строительство частного дома (Договор купли-продажи №1651 від 20.06.2001), площадь – почти 1,5 км кв.
Тогда, может быть, станет известно, кто же прячется за двумя загадочными оффшорными фирмами — Florian Overseas Investments Ltd. и Tortola Road Town. Недавно первая из них завладела 11,2783% акций «Фармака» и продала второй. На предприятии полагают, что акции, скупленные у коллектива, Филя Ивановна с братом таким образом выводят за кордон. Эвакуируют капиталы перед президентскими выборами так сказать. Наводит на эту мысль и тот факт, что родной для семейства Житомирской области, где Павел Иванович был губернатором, есть некий торговый дом «Тортола», учрежденный совместно с американцами неким Виталием Эйспонтом. Правда, Florian Overseas Investments имеет Виргинское местонахождение. Как следует из справки ГКЦБФР, ее адрес Тортола Роуд Таун п/с362 Омар Ходж Билдинг, 3-й этаж. Однако, это не мешает ей «дружить» с житомирской «Тортолой»…
Как бы то ни было, но стрельба по Филе Жебривской, на самом деле – хороший повод правоохранительным органам наконец разобраться с бардаком, царящим в фармацевтическом бизнесе, а самое главное – с многомиллионным «черным налом», уходящим из Украины.
Семен Толстов
Источник: http://advisers.ru