Россию накрывает волна забастовок рабочих и служащих на фоне всеобщего урезания зарплат
11.04.2013, 14:13
За бравурными выступлениями первых лиц российского государства о росте реальных доходов граждан предприятия в стране активно свертывают социальные обязательства перед работниками и значительно снижают им зарплату. Несогласные с такой практикой сотрудники оказываются без работы и вынуждены отстаивать свои права на акциях протеста. Так, в эту субботу у головного офиса ОАО «Российские железные дороги» состоится митинг уволенных контролеров автоматических пропускных пунктов московских вокзалов. Они, как и труженики многих других компаний, на себе ощутили новые методы управления.
Видимо, многим предпринимателям и управленцам показалось, что трудящиеся помимо радости от труда имеют еще много чего хорошего. Явно лишнего. А потому надо «оптимизировать» производственный процесс, сбросив с плеч большинство обязательств перед работниками. При этом с юридической точки зрения всё выглядит гладко.
Для «оптимизации» было выбрано три основных способа: лизинг, аутсорсинг и аутстаффинг. Эти малопонятные слова обозначают обычную практику наших предприятий.
Под лизингом (заемным трудом) персонала понимается использование наемных работников, официально числящихся сотрудниками кадровых агентств. Более распространенные аутсорсинг и аутстаффинг подразумевают соответственно передачу часть работы сторонней организации на основе договора и перевод сотрудников из штата компании в штат компании-подрядчика.
К примеру, трудится себе человек спокойно на большом предприятии, получает стабильную зарплату, состоит в профсоюзе, гордится профессией.
Вдруг, в один прекрасный момент, руководство объявляет, что отныне он будет выполнять ту же работу, но числиться будет в другой фирме. Фирма же предлагает свои условия. Как правило, с меньшей зарплатой, с урезанием прежних социальных гарантий. Хочешь – работай, не хочешь – иди за ворота, никто не неволит…
Кстати, в ночь на 5 апреля на ОАО «АвтоВАЗ» произошла забастовка. По сообщениям некоторых СМИ, в ней приняли участие порядка 500 человек, трудящихся на новой производственной линии B0, с которой сходят автомобили Lada Largus и Nissan Almera. Пикетчики были возмущены тем, что получили зарплату на четверть меньше обычного. Средняя заработная плата на Волжском автозаводе составляет 20 тыс. рублей, в то время как в «расчетках» за март работники увидели цифру 12–15 тыс. рублей.
Ранее, как сообщает пресс-служба АвтоВАЗа, сотрудники автозавода получили полную информацию о новых графиках работы этой весной. Оплата, по заявлению менеджмента предприятия, будет осуществляться в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ. С марта производство автомобилей на платформе альянса (Lada Largus, Nissan Almera) будет работать 5 дней в неделю в 3 смены, а в субботу — в 2 смены. Это означает, что раньше работники имели возможность работать сверхурочно и получать, соответственно, больше. А сейчас вся «сверхприбыль» распределится между работниками третьей смены.
Также с 27 апреля на месяц останавливается производство автомобилей Lada 4х4 для подготовки мощностей окраски этих машин. На сокращенный график работы также переходят производственные линии Lada Priora, Lada Samara и Lada Kalina — они будут работать три дня в неделю. Как заявляет пресс-служба, новый график связан «с одновременной реорганизацией большинства производственных и логистических процессов, со значительными объемами модернизации мощностей, со снятием с производства некоторых моделей ("классика", Lada Kalina), а также с изменением структуры покупательского спроса».
Пресс-служба АвтоВАЗа никак не комментирует прошедшую забастовку на прошлой неделе. Председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев подтвердил, что забастовка все-таки имела место. По его словам, 5 апреля на производственной линии B0 произошел некий акт недовольства, который выразился в том, что несколько работников молотками помяли несколько машин на конвейере. Возмущение работников было вызвано тем, что они получили меньше денег за март, чем ожидали.
– Еще в прошлом году ко мне обращались работники производств АвтоВАЗа с опасением, что введут третью смену. Но до обсуждения и конструктивных решений так и не дошло. Работникам зазорно вступать или обращаться в профсоюзы для решения их проблем, потому что думают, что на них будет оказываться давление со стороны руководства. Таким образом, в коллективе растет напряжение от нерешенных проблем, которое впоследствии выражается в подобных забастовках. Не исключено, что в ближайшем будущем на предприятии они примут более масштабный характер, если репрессии не кончатся, — отметил Петр Золотарев.
Как рассказал один из работников АвтоВАЗа, 5 апреля конвейер был действительно остановлен на несколько часов из-за забастовки нескольких сотрудников. По его словам, заработная плата была урезана работникам практически всех производств на 4–5 тыс. рублей. По одной из версий трудящихся, руководство завода урезало зарплату подчиненным из-за снижающего спроса на отечественные автомобили и сложностей с продажами. По другой версии, менеджмент завода решил сэкономить на зарплате из-за финансового кризиса на Кипре. Банк ВТБ-24, на банковские карты которого сотрудники АвтоВАЗа получают зарплату, якобы сейчас испытывает сложности с оборотными средствами. Кроме того, в блогах появились слухи о том, что президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров покинул свой пост, получив выходное пособие около 12,5 млн долларов, а сотрудники завода, собиравшиеся в отпуск, остались без денег.
Помимо самого АвтоВАЗа, волнения в трудовом коллективе настигают и поставщиков автогиганта. Кризисная ситуация наблюдается на Димитровградском автоагрегатном заводе и Димитровградском заводе светотехники. Работники требуют повышения зарплаты, социальных льгот и компенсаций за работу на вредном производстве. Кроме того, Самарская кабельная кампания (производство автожгутов) намерена высвободить порядка 100 человек из-за снижения спроса на продукцию АвтоВАЗа.