ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › "Детройт-на-Неве" пытается найти ответ кризису

"Детройт-на-Неве" пытается найти ответ кризису

04.06.2009, 11:17

В Санкт-Петербурге открылся новый автозавод - на этот раз японского концерна Nissan, с запуском которого губернатор города связывает окончательное превращение региона в автомобилестроительный центр. Между тем автопром здесь испытывает значительное снижение темпов производства.

Завод Nissan строили два года и потратили 200 млн. долларов - для сборки моделей Teana и X-Trail, не самых дешевых на российском рынке.

Сейчас Nissan Teana продается за 985 тыс. рублей, а внедорожник X-Trail - более чем за 1160 тыс. Согласно статистике, за первый квартал 2009 года Nissan продал почти 30 тысяч машин и стал четвертым среди автомобильных брендов на российском рынке.

Теперь эти автомобили будут производить поближе к российскому покупателю.

Петербургский завод Nissan рассчитан на производство 50 тысяч автомобилей в год. В эпоху кризиса цифра будет скромней - от 2 до 3 тысяч автомобилей в месяц. Поэтому на конвейере в Петербурге будут пока трудится 750 человек и только в одну смену.

По словам директора по производству завода Nissan в Петербурге Дмитрия Михайлова, предприятие может выйти на полную мощность в середине 2010 года, хотя все будет зависеть от ситуации на рынке.

Выступая на открытии завода, президент Nissan Карлос Гон заявил, что компания приостановила ряд своих проектов, но петербургский реализовала в срок.

По его мнению, российский рынок быстро восстановится после кризиса. Хотя в 2009 году, по прогнозам Карлоса Гона, падение продаж автомобилей может составить 50%.

В Nissan понимают, что в первую очередь спрос может упасть на такие дорогие модели, как Teana и X-Trail. Поэтому, по словам Гона, компания планирует собирать в России новую недорогую модель - в партнерстве с Renault и АвтоВАЗом.

"Не думаю, что можно устойчиво работать на рынке, если у вас нет недорогой маленькой машины", - заявил Карлос Гон в Петербурге.

Локализация технологий

Некоторые петербургские аналитики сомневаются в целесообразности открытия нового автопроизводства в эпоху кризиса.

По мнению сотрудника Центра исследований модернизации Европейского университета Санкт-Петербурга Андрея Заостровцева, "сейчас далеко не самая лучшая конъюнктура для открытия новых автомобильных заводов".

"В принципе, спрос падает, запасы не распроданы огромные. Возможно, что это такой пиар, что, несмотря на кризис, мы открылись, чтобы еще раз прорекламировать бренд. А дальше неизвестно, что будет", - предположил Заостровцев.

Не согласен с таким настроением российский премьер-министр Владимир Путин, который успел не только поучаствовать в открытии завода в Петербурге, но и первым прокатился на только что собранном Nissan Teana.

"Несмотря на все сложности, связанные с мировыми финансами, с международным экономическим кризисом, крупные инвестиционные проекты в России осуществляются", - заявил Путин. Он повторил, что правительство будет и дальше поддерживать проекты, связанные с высокими технологиями.

Но главной "именинницей" этих дней стала Валентина Матвиенко, за время губернаторства которой город на Неве стал превращаться в подобие Детройта.

Открытие завода Nissan Матвиенко назвала "нашим ответом кризису". "Кризис - явление временное. А возможности нашего рынка, его перспективы остаются", - считает губернатор Петербурга.

Петербургские заводы Ford, Toyota, General Motors уже выпускают автомобили. Продолжается строительство завода корейской Hyundai. Приступают к строительству в Петербурге и завода комплектующих для автомобилей Magna.

"Задача формирования автомобильного кластера - петербургского Детройта - решена!" - заявила Валентина Матвиенко.

По ее словам, "локализация - это своего рода инновационная прививка для нашей промышленности от технической отсталости".

"Проблемы Детройта-на-Неве"

Однако в условиях кризиса петербургские автомобилестроители работают далеко не на полную мощность. За пять месяцев этого года в Петербурге собрано на 35% меньше машин, чем за такой же период 2008-го.

Будет ли дальнейшее падение темпов производства, никто не знает.

Петербургские заводы Ford, Toyota и General Motors вынуждены работать по сокращенным графикам - в одну смену, где по четыре дня в неделю, а где и по три дня. Несколько раз вообще останавливали производство - на одну-две недели.

В особо сложном положении оказался первенец "детройтизации" - завод "Форд-Всеволожск", построенный в Ленинградской области еще в 2002 году.

На заводе работают около двух тысяч человек. В связи с сокращением рабочей недели сотрудники предприятия провели в мае митинг под лозунгом "Рабочие не должны платить за кризис!".

В прежние годы профсоюз завода уже не раз организовывал забастовки, требуя от работодателей улучшения материального положения рабочих. Во время кризиса забастовку пока не планируют.

Один из профсоюзных лидеров завода "Форд-Всеволожск" Алексей Гуценко считает, что профсоюз имеет право использовать все законные действия, чтобы оказать какое-либо влияние на работодателя.

"Но забастовка - это крайний метод, который надо использовать лишь в критических ситуациях, и не факт, что это окажется эффективной мерой", - заявил Гуценко.

Зато профсоюз завода направил письмо Владимиру Путину, в котором просит обратить внимание на ситуацию, сложившуюся на заводе "Форд-Всеволожск". На заводе начались сокращения, конвейер остановлен на две недели, а с 8 июня завод переходит на четырехдневную рабочую неделю.

"Этого можно было бы избежать, если бы наш завод полноценно вошел в Программу государственной поддержки автокредитования. Изначально, когда она разрабатывалась, предполагалось, что завод "Форд" во Всеволожске будет в ней активно участвовать. Однако этого так и не произошло", - говорится в обращении к премьер-министру.

Сотрудник завода Артем Р. не верит в эффективность этого письма. По его мнению, российские власти будут помогать только автомобилестроителям в Тольятти и Нижнем Новгороде.

"А проблемы Детройта-на-Неве Москву не волнуют, - уверен Артем. - Мы же сами кричали, что Питер самый крутой! Вот и будем сами барахтаться, пока не повторим судьбу американского Детройта, когда все конвейеры встанут, а новые автомобили будут гнить на складах".

Источник: www.bbcrussian.com

Accelerated with Web Optimizer