В чем корень кипрской проблемы?
28.03.2013, 16:48
Проблема кипрского офшора долгое время беспокоила
министров финансов и налоговиков Евросоюза.
К сожалению, все оказалось гораздо серьезнее. Этот офшор был не просто бельмом, он стал прибежищем коррупционеров со всей Восточной Европы и в первую очередь из России. Остров буквально купался в украденных из бюджетов и карманов трудящихся деньгах.
Власти Кипра, вероятно, просто потеряли голову от свалившегося на них "счастья" в виде чужих денег и, вероятно, стали закрывать глаза на различные нарушения и проводить менее строгую финансовую дисциплину. Остров, по сути, стал жить не по средствам. Кипрские банки, судя по их отчетам и результатам деятельности, уже на протяжении нескольких лет проводили рискованную политику. Тем не менее, им неоднократно оказывалась существенная, многомиллиардная помощь, в том числе из России. Это не считая многомиллиардных вливаний средств, выведенных из нашей страны.
Однако "золотой дождь" продолжал пьянить киприотов и дело зашло так далеко, что больше нельзя было терпеть это безобразие. Потребовалось срочно вскрыть этот финансовый гнойник. Руководство Евросоюза потребовало от властей острова принять строгие меры.
Но, вероятно, надеясь на очередную финансовую помощь из России и не желая нарушать спокойствие в стране парламент Кипра отказался оздоровить финансовую ситуацию путем введения разового налога в размере 9,9 процента на банковские депозиты свыше 100 000 евро. В результате министры финансов стран еврозоны отказали Кипру в помощи. Остров был поставлен перед выбором: принять любые жесткие меры или фактически объявить дефолт.
Однако возникла опасность, что после отказа властей санировать экономическую ситуацию в стране клиенты кипрских банков начнут спешно выводить свои средства со счетов в этом офшоре. Поэтому начиная с 16 марта и по настоящее время банки Кипра были закрыты, а величина наличных денег, которые вкладчики кипрских банков могли снять со своих счетов через банкоматы, была постепенно снижена до 100 евро.
Кстати, сегодня после обеда (по мск. вр.) банки Кипра должны начать свою работу в обычном режиме и люди смогут получить в отделениях банков столь необходимые им наличные деньги. Но власти страны, опасаясь панических настроений вкладчиков, временно ввели жесткие ограничения на деятельность банков.
Так, было запрещено досрочное расторжение договоров по депозитам, а транзакции по банковским картам ограничены 5 000 евро в месяц. Также был ограничен вывоз наличной валюты с острова в размере свыше 3 000 евро. Но для нормализации жизни на острове, продолжения расчетов между фирмами и осуществления розничной торговли, думается, этого на первых порах хватит.
Примечательно, что движение средств по офшорным счетам было заблокировано с самого начала кризисной ситуации. Однако, можно предположить, что власти Кипра и кипрские банки, возможно, связанные некими секретными договоренностями, возможно, пошли навстречу наиболее серьезным клиентам из России и, возможно, разрешили им тайно вывести (кому - все, а кому - только часть) свои средства из страны.
Тем самым они отвели от себя лично и от своей страны опасность жестких ответных мер и введения каких-либо санкций со стороны российских коррупционеров и манипуляторов финансовыми потоками.
Думается, что, вероятно, последствия именно такого тайного сговора вынудили власти Кипра неожиданно для всех пойти на самые жесткие меры конфискационного характера. Но это только мое предположение.
Во всяком случае, неприятности кипрского офшора теперь станут ярким примером для всех остальных прибежищ беглых капиталов. Теперь они будут точно знать насколько опасно связываться с ворованными деньгами из России.
Впрочем, натура человека слаба и каждый думает, что невзгоды обязательно обойдут его стороной.
Так что не удивлюсь, если через некоторое время кризисная ситуация повторится в другом месте.
Ну, а тот факт, что многие владельцы депозитов в кипрских банках молчат о своем горе и, скорее всего, не станут предъявлять каких-либо претензий властям острова и кипрским банкам, легко понять - эти средства они, вероятно, просто украли.
Сергей Палий