Социальная сеть Facebook "обрусела" на 2 процента
27.05.2009, 12:11
Российская компания Digital Sky Technologies (DST) инвестировала около 200 млн. долларов в крупнейшую социальную сеть в мире - Facebook.
По условиям сделки DST получает около 2% привилегированных акций социальной сети, стоимость которой оценивается в 10 млрд. долларов.
В дальнейшем российская компания планирует приобрести пакет и обыкновенных акций, заплатив за них 100-150 млн. долларов.
Facebook утверждает, что DST не будет представлена в ее совете директоров.
Ранее, в ходе одной из международных конференций по технологиям, основатель Facebook Марк Цукерберг говорил о возможном привлечении дополнительных средств.
Сделка с российской инвестиционной компанией стала для Facebook крупнейшей акцией по привлечению денежных средств за прошедшие два года.
Несмотря на популярность Facebook в мире (по данным comScore, в конце февраля число пользователей сервиса составило 275 миллионов), эта социальная сеть пока все еще остается убыточной.
Инвестиции ради опыта
Первым, кто инвестировал в Facebook, стал один из основателей платежной системы PayPAL Питер Тиэль, который в 2004 году вложил в нее около 500 тыс. долларов. Еще через год Facebook получила около 12,5 млн. долларов от Accel Partners и немного позднее еще 27,5 млн. долларов от Greylock Partners.
Интересовались социальной сетью и интернет-гиганты: Yahoo, Google и Microsoft. Однако получить хотя бы часть акций удалось лишь компании Билла Гейтса, которая в 2007 году, оценив Facebook в 15 млрд. долларов, приобрела 1,6% привилегированных акций.
И вот теперь, в разгар экономического кризиса, Facebook заинтересовался и российский инвестор, который уже имеет доли в таких компаниях, как mail.ru, odnoklassniki.ru, "В контакте".
Digital Sky Technologies принадлежит бизнесменам Юрию Мильнеру, Григорию Фигнеру и Алишеру Усманову, у которого около 30% акций.
"DST - инвестор, его работа вкладывать деньги, - говорит аналитик Лиги независимых экспертов в области информационных технологий Linex Василий Буров. - Facebook очень выгодна для инвестиций: компания перспективна, да и к тому же из-за кризиса значительно подешевела".
Юрий Мильнер считает, что опыт DST по партнерству с другими социальными сетями принесет пользу и Facebook.
"Мы вложили средства в пять социальных сетей в Европе, - приводит мнение совладельца DST агентство Франс пресс. - Им удалось достичь лучшего финансового положения, чем Facebook, так как они существуют дольше. Надеюсь, что это же со временем произойдет и с Facebook".
Однако у российского инвестора есть и другой интерес, полагают эксперты.
"Вкладывая деньги, российский фонд желает приобрести опыт развития зарубежных социальных сетей, для того чтобы в дальнейшем использовать его в российских компаниях", - отмечает аналитик iKS Consulting Антон Ворыхалов.
Продать - аудитории или аудиторию
Этап бурного роста для социальных сетей в России естественным образом подходит к концу, поскольку значительная часть интернет-аудитории уже пользуется социальными сетями.
По данным "В контакте" и odnoklassniki.ru, на их сайтах зарегистрировано примерно по 35 миллионов человек - это ежемесячная интернет-аудитория всей России.
И вот теперь, когда рост числа пользователей резко замедлился, перед российскими социальными сетями встал вопрос, как заработать на многомиллионной аудитории.
Как рассказал руководитель проекта социального ресурса для родителей Ека-Мама.ру Константин Иванов, пока социальные сети используют два способа: "Либо массовой аудитории что-то продать - и на этом заработать (в частности, платные сервисы), либо же продать саму аудиторию - например, рекламодателю".
Однако оба способа далеки от идеала.
Пользователи социальных сетей не очень активно реагируют на рекламу, а платные сервисы вызывают у многих отторжение.
Получается дилемма - пользователей много, а денег они приносят мало. Так, по результатам 2008 года на одном пользователе Facebook сумел заработать всего 1 доллар.
Однако создатели социальных сетей не волнуются за свое будущее. Марк Цукерберг ожидает, что Facebook перестанет быть убыточным уже к 2010 году. Разделяя его оптимизм, российские бизнесмены, судя по всему, решили за небольшие деньги перенять опыт Facebook.
Источник: www.bbcrussian.com