Проблемная собственность
12.05.2009, 10:39
И без того напряженные украинско-российские отношения в любой момент могут обостриться в связи с нерешенностью вопроса раздела между Украиной и РФ спорных объектов собственности бывшего СССР, большинство из которых расположены на территории Крыма.
Своего рода индикатором намерений РФ снова актуализировать эту проблему стало заявление российского премьера Владимира Путина о том, что Россия обеспокоена рейдерскими захватами собственности российских компаний в Крыму. Как известно, из более 700 крымских санаториев и пансионатов Россия, по разным оценкам, может претендовать на 150-200 объектов. Сейчас права собственности РФ подтвердила только на 10 объектов. Еще примерно 47 из них отнесены к категории «ничьих», т.к. ни Украина, ни Россия не могут документально подтвердить свои права.
Еще в начале 90-х годов ничего не предвещало таких проблем с разделом бывшей союзной собственности на территории Крыма. После распада СССР между теперь уже независимыми государствами было достигнуто соглашение, согласно которому объекты, которые строились на средства союзного бюджета, переходили под юрисдикцию стран, на чьей территории они находятся. По этому соглашению Украина получила в собственность большинство крымских здравниц. Что касается объектов, которые были построены на средства республиканских бюджетов, то в отношении них начало действовать Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности. Это значит, что Украина признавала права собственности других стран на объекты, расположенные на ее территории, и наоборот. Но на практике ситуация с закреплением прав оказалась гораздо сложнее, чем в теории.
По понятным только тогдашнему высшему руководству страны причинам, Украина поставила перед российскими предприятиями почти невыполнимые условия для подтверждения прав собственности на объекты. В частности, необходимо предоставить решения о выделении земли, платежные документы на строительство и эксплуатацию объектов, подтверждение нахождения конкретного объекта на балансе предприятия. Специалисты говорят, что собрать такой пакет документов практически невозможно, так как половина из них не сохраняются даже в архивах. Какой смысл было держать платежные документы на объекты, которые строились в Крыму еще в 60-70-х годах прошлого века.
Кроме того, совсем немногие предприятия принимают решения начать процесс по возврату своей собственности. Дело в том, что собственником можно считать только то предприятие или организацию, которые вкладывали в строительство и эксплуатацию средства из своей прибыли или из республиканского бюджета. Но, как известно, в советские времена частных предприятий не было, деньги на капитальное строительство и развитие туристических и оздоровительных объектов предприятиям в большинстве случаев выделяли из бюджета. Такая собственность считается не их личной, а российской. Поэтому фактические собственники знают, что если и возвратят свою собственность на территории Крыма, то ее, скорее всего, придется отдать государству.
Многолетняя задержка в решении проблем спорной собственности подтолкнула украинскую сторону урегулировать этот вопрос в свою пользу. Особенно усердствуют в этом плане чиновники органов местного самоуправления, при посредничестве которых заинтересованные лица применяют различные схемы для неконкурентной или скрытой приватизации объектов. Одной из таких схем можно считать создание на объектах недвижимости закрытых акционерных обществ, в которые привлекаются средства украинских инвесторов. После этого Россия уже не может претендовать на весь объект, а только на его часть. Некоторые дельцы не гнушаются и рейдерскими захватами интересующих их спорных объектов. Ярким примером этому являются попытки захвата в 2006 году расположенного в пос. Новый Свет специализированного санатория-профилактория «Полет» российского летно-исследовательского института им. М. Громова и в 2009 году — пансионата «Заря» московского НИИ приборостроения на крымском побережье Азовского моря.
По мнению экспертов, это только первые «ласточки» гораздо более активных усилий по приватизации «ничейного» имущества, поскольку с ростом стоимости земли инвестиционная привлекательность расположенных на ней объектов спорной собственности (санаториев, домов отдыха, детских лагерей), будет только возрастать. Недальновидность местных чиновников и центральных органов власти в этой ситуации очевидна. Мало кто сомневается, что урегулирование отношений собственности между Украиной и РФ могло бы привлечь дополнительные российские инвестиции в санаторно-курортную сферу Крыма. Но украинская сторона, похоже, думает иными категориями. К примеру, некоторые представители партийных структур правого спектра неоднократно заявляли о том, что полученную от крымских санаториев прибыль РФ использует для финансирования акций, направленных против Украины.
В связи с этим становится очевидным, что в связи с нежеланием Украины упростить процесс урегулирования прав собственности на объекты бывшего СССР, а также по мере дальнейшего увеличения дефицита свободных земельных территорий в Крыму, количество так называемых спорных объектов будет постепенно уменьшаться в результате скрытой приватизации или рейдерских атак.
Источник: http://advisers.ru