Иран удвоил количество центрифуг для обогащения урана
01.09.2012, 18:47
Тегеран не прекратил под давлением санкций Запада свою деятельность по обогащению урана, а наоборот, обогащение урана в Иране быстро продвигается, сообщает МАГАТЭ. Количество размещенных под землей центрифуг для обогащения урана с мая этого года удвоилось.
Данный доклад вновь привлек всеобщее внимание международного сообщества к ядерной проблеме Ирана.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в выступлении на состоявшейся вчера церемонии открытия 16-го саммита Движения неприсоединения в Тегеране заявил, что ради мира в регионе и в мире он призывает правительство Ирана принять меры для устранения озабоченности международного сообщества в связи с его ядерной программой.
Официальный представитель Белого дома США Джей Карни вчера предупредил Иран, что "окно для дипломатического разрешения этой проблемы по-прежнему раскрыто, однако оно не будет оставаться открытым бесконечно".
Согласно докладу, с мая этого года количество размещенных Ираном под землей центрифуг для обогащения урана значительно выросло с имевшихся ранее 1064 до 2140 единиц.
Помимо этого, Иран уже располагает 189 килограммами урана высокой чистоты, что на 44 килограмма больше, чем в мае этого года.
С начала этого года многочисленные переговоры МАГАТЭ с Ираном завершились неудачей. В ходе последнего диалога, состоявшегося в августе, между сторонами возникли явные разногласия по вопросу об инспекциях и многим другим проблемам, что привело к безрезультатному завершению диалога.
Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано накануне диалога заявил, что он не настроен позитивно в отношении результатов диалога сторон.
Разногласия между сторонами в основном заключаются в том, что МАГАТЭ требует от Ирана немедленного и безусловного открытия для инспекторов доступа к военной базе Парчин, требует от Ирана подтверждения целей его ядерной программы посредством проведения инспекций, однако Иран вновь и вновь отвергает эти требования.
Некоторые аналитики полагают, что нежелание Ирана идти на сотрудничество по ядерной проблеме в действительности является способом затягивания времени, только так он может выиграть время для обогащения урана, чтобы в будущем получить возможность перейти к активным действиям в игре с Западом.
В свою очередь Иран неизменно настаивает на том, что он обладает правом на мирное использование ядерной энергии, однако достижение консенсуса с МАГАТЭ по проблеме инспекций является трудным.
Запад постоянно подозревает Иран в том, что подлинной целью его ядерной программы является разработка оружия массового уничтожения.
Чтобы оказать на Иран еще большее давление, вынудить его отказаться от ядерной программы, страны Запада рассчитывают на экономические санкции в отношении Ирана, а именно, ввели эмбарго на ввоз нефти из зависимого от нефтяного экспорта Ирана, эти санкции полностью вступили в силу с 1 июля этого года.
Из-за санкций в Иране произошло снижение экспорта, упал импорт, возникла напряженность с поставками товаров в стране, а также выросла инфляция.
Верховный лидер Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи 30 августа на церемонии открытия 16-го саммита Движения неприсоединения подчеркнул, что Иран не откажется от права на мирное использование ядерной энергии. В глазах некоторых западные санкции не только не привели к хорошим результатам, но и, напротив, еще больше стимулировали Иран ускоренными темпами двигаться к вступлению в число стран, обладающих ядерным оружием.
Вчера,31 августа, в Тегеране завершился 16-й саммит Движения неприсоединения, в котором приняли участие главы государств, правительств или представители более чем 100 стран. Это важное событие считается дипломатическим прорывом Ирана, который (прорыв) продемонстрировал, что усилия, прилагаемые США к блокированию этой страны путем применения санкций и дипломатической изоляции, на данное время провалились.
Как известно, после исламской революции в Иране в 1979 году отношения между США и Ираном начали "замораживаться". В 2002 году Белый дом объявил Иран "осью зла", а в последние годы в вопросе иранской ядерной программы США непрерывно усиливали экономические санкции и дипломатическое давление на эту республику.
США рассматривает Иран в качестве врага не только в связи с его ядерной программой, но и потому, что Иран является одной из немногих антиамериканских стран на Среднем Востоке, а также явно враждебно относится к Израилю, что представляет серьезную угрозу стратегическим интересам Соединенных Штатов в данном регионе.
До открытия саммита в Тегеране США неоднократно заявляли о том, что Иран не имеет права на его проведение, и пытались препятствовать участию в нем генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и представителей других стран. Однако, в конце концов, даже Австралия, союзник Соединенных Штатов, направила в Тегеран своего премьер-министра в качестве наблюдателя на саммите ДН.
Агентство Доу Джонс Ньюсвайрс (Dow Jones Newswires) пишет, что почти все члены и наблюдатели Движения неприсоединения направили своих представителей для участия в саммите в Тегеране, чем сильно разочаровали Вашингтон.
Газета "Нью-Йорк таймс" считает, что это свидетельствует об "ослаблении влияния Запада на Среднем Востоке и новом объединении сил региона".
На фоне длительной вялости глобальной экономики и продолжительных потрясений в Западной Азии и Северной Африке собрание многочисленных членов и наблюдателей ДН объясняется тем, что они прибыли сюда с надеждой найти новые направления для развития всего мира, а также найти ненасильственные выходы из ситуации потрясений и кризисной ситуации на Среднем Востоке.
Кроме того, это в косвенной форме выразило недовольство немалого количества стран внешней политикой США. Американский журнал "Форин полиси" указал, что не каждый человек смотрит на мир именно так, как американцы, и во многих местах американскую политику не приветствуют.
Верховый руководитель Ирана аятолла Сейед Али Хаменеи на саммите заявил о том, что уже наступила новая эпоха для нашего мира, и Движение неприсоединения должно играть в "новом мире" более значительную роль. По его словам, развитие отношений между странами должно основываться на общих интересах, а не угрозах.
Многие годы противостояние между США и Ираном велось, главным образом, в формах блокады и контрблокады, санкций и контрсанкций, изоляции и прорыва.
Нынешний раунд выиграл Тегеран, но последующая борьба между ними может только обостриться.