ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Схождение военных векторов США и Турции против Ирана через войну с Сирией

Схождение военных векторов США и Турции против Ирана через войну с Сирией

25.11.2011, 12:31

События вокруг Сирии стремительно нарастают к предсказуемым военным последствиям. Так, в акваторию Средиземного моря прибыла атомная ударная авианосная группа ВМС США во главе с авианосцем "Джордж Буш", сообщает Associated Press.

 И в это-же время Лига арабских государств дала ещё сутки режиму Башара Асада на выполнение ранее выдвинутого ультиматума. В случае, если Сирия вновь откажется безоговорочно выполнять все условия этого ультиматума, то "...как сообщил постпред Египта при ЛАГ Афифи Абдель Вахаб, если сирийский режим откажется от подписания этого документа, тогда Совет ЛАГ проведет в предстоящую субботу еще одну встречу, на которой детально обсудит экономические санкции.

 В частности, арабские страны планируют прекратить коммерческое авиасообщение с Сирией, приостановить все операции с Центробанком страны, заморозить финансовые активы режима и все контракты с правительством САР, за исключением тех, которые касаются товаров первой необходимости для сирийцев..."

Фактически Сирию начинают блокировать, усугубляя и без того непростое внутриэкономическое положение. Цель понятна - вызвать усиление недовольства населения. Возможно, что речь идет и об оказании давления на элиту страны с целью вынудить её сместить Башара Асада. Говоря иначе - ввиду упорного сопротивления режима ставка всё более отчетливо делается на банальный переворот.





И если еще пару недель назад речь шла об подавлении войсками мирных демонстраций с требованиями отставки президента Башера Асада, то теперь в новостях все чаще звучат сюжеты о вооруженных столкновениях . Последний обстрел из гранатометов здания Службы безопасности в Дамаске нельзя рассматривать иначе, чем прелюдию к разворачивающейся гражданской войне. Но как всегда и во все времена подобные потрясения внутри государства не проходят без достаточно активного участия соседей, имеющих в разрываемой междоусобицей стране свои политические и экономические интересы. Эти интересы , входя в неизбежное противоречие друг с другом, практически всегда приводили к более или менее явной региональной войне.

Даже беглый взгляд на сирийские события четко показывает двух основных игроков, двух региональных тяжеловесов, для которых происходящие в стране беспорядки несут как возможный шанс укрепления своего влияния в регионе, так и угрозу утраты стратегических позиций. Иран – многолетний стратегический союзник режима Башера Асада, для которого Сирия является одновременно как плацдармом во враждебном арабском мире, так и мостом к еще одному региональному союзнику, ливанскому движению «Хизболла», объявленному террористической организацией в Европе и США, государству в государстве, со своими вооруженными формированиями, оснащенными современным ракетным оружием, влиятельной фракцией в парламенте Ливана и имиджем иранской марионетки.




Иран, борющейся за доминирующее положение в регионе под знаменем исламского возрождения, крайне болезненно воспринимает возможность смены режима в Сирии. Причем дело уже сейчас не ограничивается только поставками вооружения. С этим неплохо справляется и Россия. По данным сирийской оппозиции в подавлении анти-асадовских выступлений активное участие принимают специальные подразделения элиты иранской армии – члены «Корпуса стражей Исламской революции». А буквально на днях появилось сообщение об привлечении к борьбе с повстанцами тесно связанной с Тегераном «Арми Махди» - радикального шиитского движения в Ираке. И это несмотря на то, что значительную роль в оппозиционном лагере играет фундаменталистская исламская организация «Братья – мусульмане». А точнее, ее сирийская ветвь.

 Однако, объяснение этого феномена довольно простое. «Братья – мусульмане» тесно связаны с правящим в Саудовской Аравии королевским домом и спонсируются им, в то время, как между Саудитами и иранскими аятоллами идет постоянная борьба за гегемонию в арабском мире, что, в свою очередь, означает контроль над огромными запасами нефти и газа региона Персидского залива.

Совсем недавно это противостояние ярко проявилось в Бахрейне, где поддерживаемые Ираном шииты пытались восстать против правящей в Бахрейне суннитской династии во главе с королем (а до 2002 года эмиром) Хамадом ибн Иса аль-Халифа. Только ввод в страну регулярных частей саудовской армии позволил королю Бахрейна удержаться у власти и подавить восстание. Впрочем, очевидно, что эти противоречия носят не столько религиозный, сколько политический и экономический характер, как и большинство конфликтов в этом горячем регионе.

Вторым ведущим игроком в сирийском покере является Турция. Современная Турция, как ни странно, совсем недавно начала проявлять повышенный интерес к своим восточным и южным соседям. Впрочем, как известно, все новое это хорошо забытое старое. Пантюркизм Эрдогана, развернувшего страну от врат Европы в сторону исламского мира (что, в принципе, весьма относительно, учитывая 60 миллионную исламскую общину в странах ЕС), его желание видеть Турцию лидером исламского мира, такой сверхдержавой восточного средиземноморья, что, конечно же, невозможно без активного участия в делах Среднего Востока и доминирования над арабским миром, неизбежно ведет к столкновению с самым сильным конкурентом – Ираном.

Исторически отношения между Османской империей, наследницей которой и видит правительство Эрдогана современную Турцию, никогда не складывались гладко. На протяжении столетий соперничество между Ираном и Турцией в борьбе за овладение арабскими странами и контролем над Арменией, Курдистаном и другими прилегающими регионами привадило к длительным войнам между ними. Интересно, что войны между Турцией и Ираном почти всегда объявлялись войнами за чистоту ислама, против ереси. Иран, где господствующей религией был шиизм, объявлял ересью суннизм - господствующее направление в Турции, и наоборот.

 Одно из самых крупномасштабных военных столкновений произошло в первой четверти 16 века, почти сразу же после образования государства Сефевидов, ставшего началом формирования современного Ирана. С 1514 года Сефевиды вели длительные войны с Османской Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном, Закавказьем (БСЭ, т.10, с.408). Эти войны с небольшими перерывами велись вплоть до первой четверти 19 века. Последней стала война 1821-1823 годов, закончившаяся подписанием Эрзерумского мирного договора.

 Но хватит экскурсов в историю. Желающие подробнее ознакомится с историей ирано-турецких войн могут получить интересующую их информацию например здесь. Лучше вернемся в наши дни. Отношение Турции к беспорядкам в Сирии вначале достаточно осторожное, на сегодня перешло в жесткую поддержку оппозиции и требования к Башеру Асаду уйти в отставку. Достаточно посмотреть последнее выступление Эрдогана в Анкаре перед членами Партии Справедливости и Развития. Более того, помощь антиасадовской оппозиции со стороны Турции не только включает в себя дипломатические демарши, прием на своей территории беженцев и недоказанную, но весьма вероятную помощь оружием и снаряжением.





 По информации некоторых информагенств (например, Лиам Стак "New York Times", 28 октября 2011 года, русский перевод) на территории Турции непосредственно у границы с Сирией базируется т.н. "Свободная сирийская армия" во главе с полковником Риадом аль-Ассаадом, дезертировавшим из сирийской армии в Турцию.

 В случае военной интервенции в Сирию турецкой армии, что является весьма вероятным в свете складывающейся ситуации, включая последнюю резолюцию ООН, столкновение между турецкими войсками и находящимися на территории Сирии иранскими частями «Корпуса стражей исламской революции» выглядят неизбежными.

 К этому стоит добавить крайне негативную реакцию Ирана на решение Турции разместить на своей территории вблизи границы с Ираном американский радар ПРО, позицию США, ЕС и НАТО по иранской ядерной проблеме (Турция, как известно, является членом НАТО), а также другие моменты сложного политического клубка под названием Middle East, получается, что война между Турцией и Ираном весьма вероятна.

 А учитывая амбициозность и мессианские замашки лидеров обеих стран, получим, что она почти неизбежна. И начнется она на территории Сирии.

Accelerated with Web Optimizer