Инсулин или драка?
10.03.2009, 10:28По расчетам Международной организации здравоохранения, затраты на организацию медицинской помощи больным сахарным диабетом должны составлять не менее 2% общих расходов на здравоохранение, из них 80% — на лечение осложнений сахарного диабета. Какова ситуация с выделением средств на эти цели в нашей стране, и говорить не хочется. Денег мало, и поступают они нерегулярно. А в позапрошлом году внезапно добавилась и проблема производителя лекарств.
Речь идет о многострадальном киевском ЗАО «Индар», занимающем свыше 70% рынка инсулиновых препаратов страны. Менеджмент предприятия, остро нуждающегося в привлечении инвестиции, вместо развития производства занят тем, что конфликтует с акционерами. В результате, о планах развития производства уже два года ничего не слышно. А бренд «Индар» все больше ассоциируется не с производством, а с разборками и судебными исками.
Первоначально учредителями ЗАО были Фонд государственного имущества Украины (70,7% акций) и ОАО «Киевский мясокомбинат» (29,3% акций). В июне 2000 года Кабинет министров Украины создал Государственную акционерную компанию «Укрмедпром», передав в ее уставный фонд 70,7% акций «Индара».
К тому времени Киевский мясокомбинат разорился, и его доля в «Индаре» поступила на рынок. В конечном итоге, 29,3% акций получил крупный польский фармацевтический концерн Bioton S.A. — одна из ведущих фармацевтических фирм Европы.
Однако приходу инвестора руководство предприятия почему-то совершенно не обрадовалось. Причина банальна: поляки заинтересовались и схемами работы предприятия. Занимая практически монопольное положение на рынке, ЗАО практически не получало прибыли. Рентабельность производства «Индара» колебалась на уровне 3—4%. Тогда как у ведущих мировых фармацевтических компаний она обычно находится на уровне 30—40%.
Удручающе низкая доходность не только не обеспечивала устойчивое развитие производства, но даже создавала трудности с выполнением текущих обязательств.
Причин было много — это и невнятная сбытовая политика, и закупки сырья по завышенным ценам. К примеру, стоимость кристалла инсулина, который предприятие закупало в Китае, составляет 110 долл. за грамм. Между тем Bioton предлагал «Индару» покупать эту продукцию европейского производства по 80 долл. за грамм. Для этого требовалось только пройти сертификацию…
Однако руководство завода ничего для этого не делало. Судя по всему, его полностью устраивала существующая схема продаж.
Кстати, Bioton не только предлагал кристаллы инсулина по более низкой цене, но и подписал на этот счет меморандум с Минздравом Украины. Однако руководство «Индара» фактически саботировало выполнение документа и продолжало приобретать «золотые» кристаллы в ущерб прибыли.
Интересно, что оплата продукции из бюджетных средств осуществлялась, как правило, в ручном режиме. Это тоже было причиной недовольства польских акционеров, требовавших, чтобы завод работал на рыночных условиях.
Дело дошло до того, что представители акционеров стали давать жесткие интервью, открытым текстом заявляя, что Bioton запланировал инвестировать в Украине порядка 50 млн. долл., но для этого нам необходим контроль над предприятием. «При нынешнем правлении под руководством Алексея Лазарева мы не будем инвестировать в «Индар», — говорили поляки.
В результате уже по итогам первого полугодия 2007 года (т.е. полтора года назад) новые акционеры поставили вопрос об увольнении бессменного председателя правления ЗАО «Индар» Алексея Лазарева. И разгорелся конфликт.
На 21 декабря 2007 года было назначено собрание акционеров «Индара», на котором польские акционеры планировали признать работу менеджмента неудовлетворительной и потребовать перемен. Однако менеджмент принял меры, и собрание не состоялось. Все дальнейшие попытки провести законное собрание акционеров так же саботировались менеджментом.
В 2008 году на предприятии появился новый собственник акций — компания Storke Holdings. Именно это приобретение права собственности на акции у «Укрмедпрома» А.Лазарев и решил использовать в качестве основной линии защиты от новых собственников предприятия.
В соответствии с нормами законодательства, все имущество, переданное государством в лице Министерства здравоохранения в уставный фонд ГАК «Укрмедпром» (в том числе 70,7% акций ЗАО «Индар»), принадлежало ГАК «Укрмедпром» на праве частной собственности. Государство Украина в лице МОЗ, являясь собственником 100% акций государственного холдинга, не является одновременно собственником акций ЗАО «Индар». В связи с этим неуместно использование термина «государственный пакет акций ЗАО «Индар» в отношении этих акций.
Отчуждение данного пакета акций не требовало согласования и разрешения ФГИ и МОЗ Украины. На отчуждение данного пакета также не распространяется приватизационное законодательство. Стало быть, акции ЗАО «Индар», принадлежащие ГАК «Укрмедпром» на праве частной собственности, были реализованы в соответствии с требованиями законодательства.
Законность приобретения права собственности подтвердили своими письмами в августе и сентябре 2008 года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Министерство юстиции Украины. К такому же выводу пришли и хозяйственные суды различных уровней.
Тем не менее шоу продолжалось. Руководство предприятия перешло к практически полному игнорированию прав инвесторов.
Началась кампания манипулирования общественным мнением и позицией государственных органов относительно правомерности приобретения компанией Storke Holdings акций завода, возбуждение уголовных дел против должностных лиц ГАК «Укрмедпром» с целью давления на новых собственников акций.
Еще ранее А.Лазарев обращался к правительству — естественно, от имени трудового коллектива. Любопытно, что параллельно на предприятии появился… еще один трудовой коллектив. Речь идет о созданном в 2006 году ООО «Трудовой коллектив завода «Индар». Основателями этой структуры стали два физических лица, приближенных к председателю правления. А главным бухгалтером ООО «Трудовой коллектив завода «Индар» стал один из заместителей г-на Лазарева.
Интересно, что от имени ООО «Трудовой коллектив завода «Индар» в январе 2009 года появилось обращение в структуры Минздрава о получении лицензии на новое предприятие. Хотя лицензии ЗАО «Индар» действительны до 2012 года.
Опыт деятельности компаний с брендом «Трудовой коллектив завода….» в Украине уже достаточно богатый. Как правило, речь идет о постепенном переводе на него имущества (вспомним тот же ММК). Так что такая структура у инвесторов восторга не вызвала. Впрочем, дарить собственность они не собираются. Предприятие реально интересно и при нормальном управлении может занять хорошую нишу не только на украинском рынке.
Поляки уже заявляли, что планируют инвестировать в развитие производственной базы, наладить выпуск новых препаратов (в том числе гормона роста, интерферонов) и вывести продукцию «Индара» на экспортные рынки, на которых присутствует Bioton. В том числе усилить экспансию на рынок Российской Федерации. С этими планами солидарны и другие инвесторы.
Ну а пока идет перетягивание каната. С одной стороны — владельцы, с другой — менеджмент. Ситуация достаточно абсурдна. Но как слегка иронически писала по поводу ЗАО «Индар» польская Gazeta Wyborcza, «…отношение к инвесторам в Украине хорошее, просто нужно быть осторожным».
Константин СТОЛЯРОВ
Источник: ИА Advizers
Аналитическая справка по конфликту: Индар (от 20.02.2009 г.)