Сплавное дело «Норникеля»
04.03.2009, 10:52
В компании «Норильский никель» опровергли сообщения о том, что глобальное слияние в металлургической отрасли на базе ГМК«Норникель» не состоится. Информация об этом появилась в конце прошлой недели после встречи Дмитрия Медведева с гендиректором «Норникеля» Владимиром Стржалковским и его акционерами – Олегом Дерипаской и Владимиром Потаниным. Как отмечают эксперты, подобного рода интерпретация встречи у президента могла сыграть исключительно на руку Потанину, который до сих пор выступает противником объединения.
Во вторник представитель «Норникеля» подтвердил, что вопрос объединения на встрече предметно даже не обсуждался. В разговоре с президентом речь шла о мерах по поддержке металлургической отрасли, в частности в виде закупок государством товарной продукции у металлургов, пояснили в никелевой компании. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова также сообщила, что на встрече обсуждались «вопросы поддержки металлургической промышленности в условиях глобального финансового кризиса». «Решение о создании металлургического холдинга на базе«Норникеля» не могло приниматься на совещании у президента», – резюмировал в прошлую пятницу председатель совета директоров компании Александр Волошин.
Поэтому говорить об отказе от идеи консолидации в металлургии пока рано. Но металлургам оказалось непросто договориться между собой. Вариантов объединения было несколько – один из них, предложенный владельцем«Металлоинвеста» Алишером Усмановым, предполагал создание горнодобывающей компании на базе «Норникеля» и «Металлоинвеста» (примерно в соотношении 2:1) с последующим присоединением«Русала» после рекапитализации его долгов. В холдинге государство получило бы блокирующую долю в обмен на погашение задолженности компаний госбанкам. «Этот вариант позволил бы «Металлоинвесту» получить значительную долю в объединенной компании и расплатиться с долгами. Кроме того, он обеспечивал синергетический эффект производств», – объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Однако такой расклад не устраивал Владимира Потанина, который в этом случае потеряет контроль над ГМК (он обладает блокирующим пакетом акций). А Олег Дерипаска и Усманов, являясь миноритарными акционерами, фактически от управления «Норникелем» устранены и не могут повилять на решение Потанина.
Поэтому «Интеррос» пытается реализовать альтернативную схему, которая включает вхождение в объединенную компанию еще и «Евраза», «Уралкалия», «Мечела», «ВСМПО-Ависмы», «Распадской», а в другом варианте еще и «Русснефти». Государственный блокпакет в этой компании соответствовал бы общему долгу компаний и их акционеров перед госбанками и 60% акций «ВСМПО-Ависмы», которые могли бы внести в объединенную компании «Ростехнологии».
«Однако эта схема могла отсрочить время консолидации, а скорее и вообще свести ее на нет», – говорит Абзалов. Такое предложение Потанина как раз и ставило целью отказ от идеи объединения металлургических компаний – реализовать такое многоступенчатое слияние было бы сложно. Кроме того, слияние означало бы«усреднение долгов» компаний, ведь их долговая нагрузка не одинакова», – считает аналитик ИГ «КапиталЪ» Павел Шелехов.
Однако объединение в отрасли все же возможно, особенно учитывая, что за него выступает глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, на поддержку которого рассчитывает и Усманов, полагает Абзалов. По мнению эксперта, Чемезов хочет создать вертикально-интегрированный холдинг, в который бы входили не только предприятия ВПК и машиностроения, но также и металлургические и химические активы. Так, например, госкорпорация «Ростехнологии» ведет переговоры о создании химического холдинга с компаниями СИБУР и «Ренова».