Збигнев Бжезинский: о геополитической безопасности и примирении между исторически враждующими народами
21.09.2011, 15:50
Общеизвестно, что вызовы, стоящие перед всеми нами, органично связан с характером трансформации глобальной политики.
Позвольте начать с трех общих тезисов, затем кратко их развить и в завершение выступить со скромным предложением.
• Во-первых, угрозу глобальному миру представляет не утопический фанатизм, как в ХХ веке, а турбулентная сложность, изначально присущая такому волатильному феномену, как глобальное политическое пробуждение;
• Во-вторых, достичь всеобъемлющего и прочного социального прогресса можно скорее путем демократического участия, нежели авторитарной мобилизации;
• В-третьих, в наше время обеспечить глобальную стабильность можно только путем широкомасштабного сотрудничества, а не имперского доминирования.
ХХ век прошел под знаком фанатичных идеологических усилий по переделке обществ жестокими тоталитарными методами на основе утопических проектов. Европе ХХ века лучше всех известна цена такого примитивного и высокомерного идеологического фанатизма. К счастью, сегодня, если не считать ряда крайне изолированных случаев - таких как Северная Корея - новая попытка осуществления крупномасштабной социальной утопии маловероятна.
Это связано, в первую очередь, с тем, что в XXI веке, впервые в истории человечества, политическое пробуждение охватило весь мир.
Народы мира беспокойны, взаимосвязаны, недовольны своими социальными лишениями, их все более не устраивает авторитарная политическая мобилизация. Из этого следует, что в долгосрочном плане демократическое участие является наилучшей гарантией как социального прогресса, так и политической стабильности.
Однако на глобальной арене сочетание нарастающих популистских устремлений с естественными трудностями выработки общих глобальных ответов на политические и экономические кризисы создает опасность международного беспорядка, эффективный ответ на которую не может в одиночку дать ни Германия, ни Россия, ни Турция, ни Китай, ни Америка.
Ответить на потенциальные глобальные потрясения, которые могут произойти одновременно с возникновением новых угроз всеобщему благосостоянию и даже выживанию человечества, можно лишь в рамках многостороннего сотрудничества, основанного на общих демократических ценностях.
Основополагающий факт состоит в том, что взаимозависимость - это не лозунг, а описание реальности, которая все настойчивее дает о себе знать.
Америка осознает, что ей нужна Европа в качестве глобального союзника, что ее сотрудничество с Россией все более выгодно обеим сторонам, что ее экономическая и финансовая взаимозависимость с быстро усиливающимся Китаем особым образом отражается на политических связях, что ее отношения с Японией важны не только сами по себе, но и для благополучия всего тихоокеанского региона. Германия привержена укреплению европейской интеграции и поддержанию тесных связей с Америкой, и именно в этом контексте может безопасно развивать взаимовыгодное экономическое и политическое сотрудничество с Россией.
Турция, почти сто лет назад приступившая к социальной и национальной модернизации по европейскому образцу, стремится играть более значимую роль в регионе в качестве динамично развивающегося демократического государства, оставаясь членом атлантического альянса и поддерживая добрососедские отношения с Россией. А Россия, признавая, что модернизация и демократизация не только усиливают друг друга, но и жизненно необходимы для сохранения значимости в мире, стремится к более широкому сотрудничеству с Европой, с Америкой и, что вполне естественно, с Китаем, своим бурно развивающимся восточным соседом.
Поэтому пора перевести ценности и интересы, связывающие нас вместе, в плоскость более всеобъемлющих отношений. Для этого необходимо стремиться к подлинному примирению между исторически враждовавшими народами.
ЕС не существовало бы, если бы Франция и Германия не предприняли сознательную попытку глубокого национального примирения - не только на официальном, но и на межчеловеческом уровне. ЕС не распространился бы на Центральную Европу, если бы позже аналогичные усилия не были предприняты поляками и немцами.
Турция и Россия, в прошлом враждовавшие, теперь поддерживают добрососедские отношения, а Турция и ЕС ведут сложные переговоры о взаимовыгодном сотрудничестве. Европа в еще более широком смысле не может появиться на свет без такого же примирения между поляками и русскими. А еще более широкие рамки сотрудничества могут возникнуть с расширением полноценного американо-российского взаимодействия, принимая во внимание тот факт, что на межчеловеческом уровне глубокой вражды между американцами и русскими не было никогда.
В любом случае, мы должны смело признать, что в ближайшие десятилетия крупномасштабное сотрудничество между регионами будет исключительно важно с точки зрения глобального благоденствия.
Продолжающееся усиление динамичных азиатских государств с многомиллионным населением - прежде всего Китая, ранее - Японии, а вскоре - Индии и Индонезии, а также все более сплоченных межгосударственных организаций азиатских стран - отражает преимущества крупномасштабного сотрудничества между мировыми регионами.
По сути, чем больше регионального сотрудничества будет в самой Азии, тем меньше вероятность того, что Азия повторит болезненные уроки Европы ХХ века, и тем больше вероятность расширения сотрудничества между новым Востоком и старым Западом.
Кроме того, потенциал такого сотрудничества подсказывает - если удастся избежать новых крупных конфликтов - что в ближайшие десятилетия народы мира, пережившие политическое пробуждение, могут в конечном итоге прийти к единой политической культуре, при которой глобальное сотрудничество будет усиливаться конституционно-демократическими принципами, хотя и с неизбежными локальными вариациями.
Япония, Южная Корея и Индия представляют собой примеры глобального потенциала кросс-культурной демократической универсальности.
Пора обратить внимание на эту обнадеживающую перспективу, особенно на фоне распространенного сегодня исторического пессимизма. А также пора более конкретно и практически задуматься в геополитическом плане о том, как терпеливо и шаг за шагом мы можем приблизить это многообещающее будущее и создать соответствующие институты.
Отмечу, что впервые в истории человечества политическое пробуждение охватывает весь мир. Демократическое участие и глобальное сотрудничество - наилучшие гарантии социального прогресса и стабильности. Мир должен совершить конкретные шаги в этом направлении.
Збигнев Бжезинский Советник по национальной безопасности в администрации бывшего президента США Джимми Картера