О путинизме, политике, экономике и страхе за будущее России
15.09.2011, 17:14
До президентских выборов еще далеко, а «активная часть общества» уже засуетилась. «Честно скажу: я в этой стране до 2012 года. Если к власти приходит Путин – в ближайшие 12 лет здесь делать нечего», – заявил шеф московского отделения Федерации автовладельцев России, организатор протестов против мигалок и неполитический гражданский активист Сергей Канаев в интервью журналу «Коммерсантъ-Власть».
«Оставаться здесь, понимая, что я ничего не могу сделать, а тем более рисковать жизнью своих близких, я не хочу», – добавил он.
Вот, значит, как. Если победит Путин, то это – «рисковать жизнью», а если кто другой, то можно остаться, жизни ничего не грозит. Кажется, поговорка, гласящая «у страха глаза велики», несколько недооценивает этот самый страх: у него – огромные глаза.
Нечто подобное в нашей истории уже было. Не очень и давно – всего лишь в 1996 году перед президентскими выборами. За несколько месяцев до них в СМИ началась настоящая истерика. Все, кому было в ту пору хорошо или сравнительно хорошо, страшились победы Зюганова. Запомнился огромный, на всю полосу, коллаж из газеты «Собеседник»: Геннадий Андреевич с довольной ухмылкой якобы держит в руке кружок вареной колбасы с белыми вкраплениями жира, а подпись к нему гласила: «Служи!».
Этот коллаж поверг в ужас всех «успешных» клерков того времени (т. н. среднего класса тогда еще не было). Посыл его был ясен: победит Зюганов – будете работать за колбасу, т. е. жить в нищете. Одновременно телевизор призывал всех «голосовать сердцем», потому что никакая голова, даже похмельная, за Ельцина не проголосовала бы. А сердце – да, могло: оно же ничего не понимает и живет эмоциями.
Еще был ролик на телевидении: какой-то усатый мужичок в джинсовой курточке стоял на фоне стройки и плаксиво кричал в камеру, что он будет голосовать за Ельцина потому, что строит дом и растит сына. Надо было понимать так, что если Ельцин проиграет, то ни одно из этих двух дел по неведомым причинам мужичку довести до конца не удастся. И музычка такая за кадром, патетическая, как бы на взрыве положительных эмоций, пианино ее тренькало. Слоган был под стать: «Голосуй или проиграешь». Ясное дело, за кого нужно было голосовать, – не за Зюганова же…
Фраза Сергея Канаева неожиданно стала широко обсуждаться в Интернете. Речь даже зашла об «отъезде всех культурных, по-европейски воспитанных людей». И жалобы на то, что «постоянные за последние 100 лет выбраковки умных, честных, смелых и способных не могли не отразиться в генофонде».
Кто только внушил им, «европейски воспитанным», что они, готовые уехать, генофонд и есть, а те, что остаются, – нет? Откуда такая самоуверенность? Потому что они сумели лучше устроиться в этой жизни, получили престижное образование и у них больше денег? А может, все-таки генофонд – это не «успешное» перекати-поле, которому «где больше платят, там и родина», готовое приживаться где угодно и говорить на любом языке, а те, которые корнями приросли к стране и никуда ехать не собираются, что бы здесь ни происходило?
Да и что может произойти в России в 2012-м?
Путин – не Зюганов. Он был президентом уже два срока, и ничего страшного не произошло. Городские сумасшедшие собирались на митинги, в Интернете болтали кто что хотел, бизнес развивался, и никакой несвободы не ощущалось.
Пугливые господа, собирающиеся уезжать, раньше жили при нем спокойно и были всем довольны, а теперь вдруг засобирались в дорогу.
С чего бы это? Кто-то сказал им «бу!» из-за темного угла, или что?
А вот, оказывается, предчувствие у них. Капиталы бегут из России, цены на нефть все никак не вернутся на максимум, социальные обязательства у страны огромны. Впереди – времена если и не трудные, то нелегкие. Все идет к тому, что всех заставят платить налоги сполна. Сейчас, по оценкам экономистов, их собирается только 50%, а нужно 100. Потому что иначе денег взять неоткуда. Вот это и страшит их, а вовсе не «угроза жизни близких».
И Путин, если вернется в президенты, найдет способ повысить собираемость налогов, потому что другого выхода у него не будет.
А по оттоку капиталов картина следующая. Он был очень большим в пик кризиса (конец 2008 – начало 2009 гг.). Потом паника прекратилась, и на текущий год прогнозировали его чистый приток (по ожиданиям Merrill Lynch – $60 млрд). ЦБ РФ, правда, ожидал более скромных цифр, однако не получил и их. Сегодня ЦБ ждет в 2010-м чистый отток капитала на уровне $9 млрд. В следующем году он может вырасти еще.
Если же проанализировать иностранные инвестиции, то тут картина получается еще более красноречивой. Они, как известно, в большинстве случаев совсем не иностранные, а являются деньгами российских владельцев предприятий, удачно вывезенными за границу и возвращаемыми обратно по инвестиционной схеме через зарегистрированные за рубежом фирмы.
Сейчас инвестиционная конъюнктура в России, как и в других сырьевых и развивающихся странах, выглядит хорошо. Но, несмотря на это, в первом полугодии 2010 года иностранные инвестиции ($30,4 млрд) оказались на 5,5% меньше, чем даже в первом полугодии кризисного 2009-го. Из них инвестиции прямые уменьшились еще сильнее – почти на 11%. За это же полугодие общий объем инвестиций погашенных (т. е. возвратившихся назад за границу) впервые за многие годы был больше, чем приход, и составил $32,3 млрд.
Так что денежки из страны бегут, да и сам «генофонд» лыжи навострил.
Ну а что же ему надо, чтобы он осчастливил нас и остался? А вот чтобы победил кто-нибудь другой, не Путин. В идеале – кто-то вроде Ельцина, чтобы «генофонд» мог существовать в привычном режиме. А если нет – «Уедем!» И ножкой так топ посильнее!
Но трезвые голоса в Интернете говорят: «Кто куда ехать-то собирается? Вы и ваши знакомые? Так вас – ноль целых хрен десятых. Ребята, говорящие это (что они уедут, если вернется Путин): мне так кажется, что ничего вам тут не светит – в смысле ваших пожеланий. Потому как страшно далеки вы от народа. Настолько далеки, что даже не знаете, о чем на самом деле говорите.
Наше население в подавляющей массе – не бизнесмены, а наемные работники. И они проголосуют в своих интересах, а не в ваших. А свои интересы люди «с улицы» то ли по привычке, то ли согласно менталитету противопоставляют вашим. И не ждите с воодушевлением падения цен на нефть, потому что в случае резкого падения уровня жизни люди пойдут не на Кремль.
Они пойдут громить ваши дорогущие дома и курочить ваши дорогущие машины. Потому как обладатели таковых автоматически, «без суда и следствия», считаются ворами».
Есть и совсем категоричные мнения: «Кто говорит, что нужно валить из страны – пусть валит: чище воздух будет».
Кстати, теперь уже ясно, что если бы в 1996-м победил Зюганов, хуже точно бы не было.
Кажется, он тогда и победил, но только не решился призвать своих сторонников выйти на улицы и потребовать пересчета голосов. Отдал победу… а жаль.
Может быть, тогда действительно уехали бы некоторые персонажи, и не было бы от них вреда…
Леонид Рудницкий