ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Кавказский плацдарм сближения геополитических интересов России и Турции

Кавказский плацдарм сближения геополитических интересов России и Турции

12.08.2011, 11:44

Одной из важных и интересных реалий международной политической сцены является сближение России и Турции. Процесс этот берет начало с развала СССР, продолжается сегодня и приобретает все больше актуальности и глубину. На первом этапе российско-турецкое сближение проявилось в торговых отношениях. Турция, благодаря низкой экспортной стоимости, смогла занять свою торговую нишу на постсоветском пространстве и масштабнее всех - в России.

По последним данным, Турция одна из самых больших торговых партнеров России. Что касается туризма, только в прошлом году три миллиона русских туристов гостило в Турции. С развитых торговых отношений два государства довольно быстро перешли на серьезное политическое сотрудничество. В 1997 году был подписан проект «Голубой поток». Спустя четыре года после подписания, Турция, по прямой линии, через Черное море, получила природный газ от России.

 Несмотря на дороговизну проекта и сомнительную экономическую целесообразность, Россия активно взялась за осуществление этого проекта, так как руководствовалась, в первую очередь, исходя из политических соображений. Необходимо отметить, что быстрое продвижение «Голубого потока» поставило под вопрос строительство газопровода Баку-Тбилиси-Ерзерум и на несколько лет приостановило его реализацию. Углубление отношений отразились и на военно-стратегических вопросах. В марте 2006 года стало очевидным совпадение интересов Турции и России по вопросам акватории Черного моря.

Турция отказала Североатлантическому альянсу, провести в акватории Черного моря антитеррористические морские учения “Operation Active Endeavor” («Операция Активные мероприятия»). Турция заявила, что флотилии стран черноморского бассейна своими силами могут провести аналогичные операции. Эту позицию активно поддержала Российская Федерация. Уже в декабре 2006 года Россия официально присоединилась к проекту «Black Sea Harmony» (Черноморская гармония), инициированная Турцией. Данная инициатива была аналогичной формату «Operation Active Endeavor», с той лишь разницей, что участниками «Black Sea Harmony» были не страны НАТО и его партнеры, а только страны черноморского бассейна, где главная роль принадлежала Турции и в определенной степени, России.

Во время российско-грузинской войны 2008 года, мы еще раз стали свидетелями российско-турецкого сближения, когда турецкая власть отказала двум американским военно-гуманитарным кораблям на проход через пролив. Турция вспомнила о забытой всеми Конвенции Монтре 1936 года, согласно которому, объемы американских судов не соответствовали стандартам Конвенции. Соединенные штаты вынуждены были направить в Грузию судна поменьше.

11 августа 2008 года премьер-министр Турции ознакомил общественность с новой инициативой «Платформа сотрудничества и стабильности на Кавказе». Основной задачей инициативы было обеспечение стабильности, безопасности и невмешательства во внутренние дела. Как отметил Ердоган, эта инициатива была согласована с первыми лицами Российской Федерации. Для достижения безопасности и стабильности, «Платформа» подразумевала союз только стран кавказского региона, что означало исключение нерегиональных игроков. Среди них, в первую очередь, подразумеваются Соединенные Штаты и Евросоюз.

 Документ Ердогана не первая турецкая инициатива, которая была создана в целях стабильности и безопасности в регионе. Данную «Платформу сотрудничества и стабильности на Кавказе» опережал «Пакт стабильности Кавказа», который в 2000 году озвучил бывший президент Турции Сулейман Демирель. Анализ этих двух, радикально отличающихся документов, свидетельствует о явной перемене внешнеполитического курса Турции. Инициатива Демиреля должна была осуществиться под эгидой ОБСЕ и открыто приглашала всех, кто заинтересован в стабильности и безопасности на Кавказе. Одними из главных игроков были США и Евросоюз. «Пакт стабильности» публично лоббировали Соединенные Штаты. Предположительно, негативное отношение России было вызвано именно участием Америки. Что касается «Платформы» Ердогана, спустя 8 лет, турецкий взгляд обеспечения стабильности и безопасности на Кавказе радикально изменился.

Главной целью концепции является косвенное декларирование Турции и России как гегемонов в регионе. В проекте Ердогана, в отличие от инициативы Демиреля, ни одна из западных стран или созданные ими организации не являются ведущей силой; ни одна из западных стран не рассматривается даже равноправным участником.

 Согласно «Платформе», судьбу Кавказа должны решать четыре региональных государства – Россия, Турция, Азербайджан и Армения. Понятно, что позиция последних трех стран на фоне могущества первых двух не сможет сыграть большую роль и вся деятельность такого формата, в основном будет осуществляться под давлением Турции и России.

Исходя из этого, будущее региона полностью будет зависеть от того, о чем между собой договорятся эти два государства. Доминирование в кавказском регионе является традиционной геостратегической задачей двух государств. В этом вопросе они часто противостояли друг другу, но между ними были и договоренности. Анализ новых реалий показывает, что и в этом случае мы имеем дело с договоренностью, хотя оба государства включились в новую кавказскую игру с различным друг от друга положением.

Сегодня Россия старается сохранить имеющееся превосходство и в то же время, справиться с такими проблемами, как: финансовый кризис, сохранение территориальной целостности, тяжелая демографическая ситуация, сложные отношения с соседями, с проблемами в военной сфере и с новоиспеченными «черными дырами» в лице Абхазии и Южной Осетии, финансовое обеспечение которых еще более усугубит финансовую систему Российской Федерации.

Что касается Турции, в свое время она решила главную проблему своей безопасности в виде советской угрозы, вступив в НАТО и теперь у нее нет аналогичной угрозы. Практически, проблема этнического сепаратизма в республике преодолена. Единственной проблемой для Турции в этом плане остается вопрос Курдистана, но, несмотря на серьезность проблемы, она не представляет особой угрозы для национальной безопасности страны. За последние два десятка лет Турция достигла значительных успехов на пути экономического развития.

 Сегодня, в период очередного финансового кризиса, главной задачей республики является сохранение экономической стабильности и динамики развития. Несмотря на традиционное противостояние Турции и России в Кавказско-черноморском регионе, сегодня, именно здесь, проявляется сближение их интересов. Доказывать, что сближение носит тактический или стратегический характер, рановато - все зависит от того, как будут развиваться события в мире, регионе и в этих двух странах.

Пока что главной их задачей остается исключение из Кавказского региона и Черноморской акватории нерегиональных игроков. Этими игроками, в первую очередь являются Соединенные Штаты и Евросоюз.

Accelerated with Web Optimizer