«Лукор» могут ликвидировать
09.02.2009, 12:34Имеющиеся в распоряжении «і» копии документов указывают на то, что существует достаточно причин для ликвидации ЗАО «Лукор»
В среду Ивано-Франковский хозяйственный суд начнет рассматривать дело о признании договора о создании ЗАО «Лукор» недействительным. В этот раз иск в суд подал первый замглавы правления ОАО «Ориана» (экс-глава правления) Богдан Павликивский.
Что строили
Распоряжением Кабмина №314 от 10 августа 2000 г. с целью обеспечения условий для погашения задолженности крупнейшего в Украине нефтехимического завода ОАО «Ориана» совместно с ООО «Лукойл-Нефтехим» в декабре 2000 г. было создано СП ЗАО «Лукор». 29 октября 2004 г. ЗАО «Лукор» и компания Lukoil Chemical B.V. (Амстердам, Нидерланды) создали ООО «Карпатнефтехим», через которое осуществляются все инвестиционные проекты ЗАО «Лукор». Производственные мощности ЗАО «Лукор» были переведены в ООО «Карпатнефтехим», в котором доля государства опосредовано составляет менее 12%.
Основной причиной для признания недействительным договора о создании ЗАО «Лукор» является невыполнение российской стороной уставного договора. За восемь с половиной лет ООО «Лукойл-Нефтехим» так и не смог провести реструктуризацию кредиторской задолженности ОАО «Ориана» перед Баварским объединенным банком (согласно уставному договору, это необходимо было сделать в течение 60 дней) и погасить долг за счет прибылей предприятия. В суде предстоит выяснить и выполнение ООО «Лукойл-Нефтехим» других пунктов уставного договора, в частности: внедрение инвестиционных программ и сохранение профиля деятельности предприятия.
Цели не достигнуты
В распоряжении «і» оказались копии документов с грифом «ДСП» (для служебного пользования) Службы безопасности Украины (СБУ) и Государственной налоговой администрации (ГНАУ). В письме СБУ главе Ивано-Франковской облгосадминистрации от 12 мая 2005 г. говорится: «На протяжении всего периода существования ЗАО «Лукор» не было достигнуто цели его создания — не обеспечена прибыльная деятельность. Убытки, полученные от финансово-хозяйственной деятельности общества, не дают возможности своевременно погасить долг перед Баварским объединенным банком (на сегодня он превышает EUR200 млн.— «i»). Несмотря на использование основных мощностей ЗАО «Лукор» сверх плановых нормативов, общество показывает негативные финансовые показатели хоздеятельности».
Дальше в письме отмечается: «Существующая информация указывает на нарушения действующего законодательства в процессе осуществления операций с давальческим сырьем, на которых в основном и базируется работа нефтехимического предприятия. Характерной особенностью тенизации и криминализации деятельности химпредприятий Прикарпатья является использование толинговых схем».
В данном случае, согласно тексту письма СБУ, это означает, что собственником продуктов переработки давальческого дизельного топлива на Калушском химпредприятии ЗАО «Лукор» является оффшорная фирма «Полемикал Трейд Лтд.» (Британские Виргинские острова), которая, согласно контракту, заключенному со словацкой фирмой «Этранса», поставляет произведенную продукцию в Венгрию. В дальнейшем продукция направляется в Украину, а ее владельцем после покупки становится ЗАО «Лукор», которое и реализовывает его на внутреннем рынке. При этом предприятие при реализации товара не платит 20% НДС, автоматически перекрывая этой суммой налоги, которые должны были бы возмещаться государством при экспорте. «Указанная схема позволяет «Лукору» удерживаться на нулевом уровне налогового сальдо, не увеличивая при этом задолженности по возмещению НДС и не уплачивая его»,— говорится в письме СБУ.
В информационной записке ГНАУ (также с грифом «ДСП») детально расписываются схемы минимизации налогов и осуществление сомнительных финансовых операций ЗАО «Лукор» (только по каустической соде, что составляет очень малую часть финдеятельности ЗАО «Лукор»). В частности, на протяжении 2004 г. ЗАО «Лукор» использовало схемы минимизации налогов путем использования вексельных операций с транзитными предприятиями, переводило покупку маркетинговых услуг к валовым затратам, использовало посреднические фирмы и реализовывало товары ниже себестоимости.
К примеру, ЗАО «Лукор» поставляло каустическую соду ООО «Футбольный клуб «Спартак» ниже себестоимости. «С ЗАО «Лукор» сотрудничают такие посреднические частные структуры, как ООО «Химтрейд», ООО «Укрпромпостав», ЧП «Сван», ЧП «Сонотекс», которые зарегистрированы в г. Кривой Рог, и их основателями являются лица, которые состоят в дружеских или родственных связях с гендиректором ЗАО «Лукор» Сергеем Чмыхаловым и должностными лицами ЗАО «Лукойл-Нефтехим» (Москва). В 2004-2005 гг. основные товарно-денежные потоки проходили именно через эти предприятия.
На протяжении этого периода на ЗАО «Лукор» начала деятельность новая посредническая структура ООО «Карпатполимер», которую контролирует Игорь Рапопорт, двоюродный брат коммерческого директороа ООО «Лукойл-Нефтехим» (Москва) Александра Рапопорта. Фактически данная структура контролирует рынок сбыта готовой продукции ЗАО «Лукор» на территории Украины, а частично экспорт»,— говорится в документе. Кроме того, ГНАУ отмечает, что все сырье, которое поступает ООО «Карпатнефтехим», является собственностью российских компаний, связанных с ООО «Лукойл-Нефтехим», но согласно представленным декларациям отправителем давальческого сырья является оффшорная фирма LF Technologies Ltd (о. Мэн).
Во всех предыдущих спорах российские представители ЗАО «Лукор» объясняли свою позицию тем, что инвестировали в предприятие около $300 млн., при этом работа через операции с давальческим сырьем является вынужденной. Согласно расчетам рентабельности ЗАО «Лукор» за 2005 г., которые имеются в распоряжении «і», при отказе от давальческой схемы рентабельность составит минус 8,4%, при сохранении давальческой схемы — 0,2%.
Некоторое время назад предправления ЗАО «Лукор» Сергей Чмыхалов объяснил позицию относительно погашения долга перед Баварским объединенным банком: «Мы не видим смысла вносить в уставный фонд «Лукора» 562 млн. грн. живыми деньгами. Зачем? Нужно учитывать реалии — существует «Карпатнефтехим», в который инвестировано более $600 млн. Мы предлагаем инвестировать в это предприятие, где государство может получить свою долю. Сейчас она опосредованно составляет менее чем 12% «Карпатнефтехима». Чтобы погасить долг перед Баварским банком, мы готовы выкупить государственную долю в ЗАО «Лукор», как это прописано в постановлении Кабмина».
Уже тогда господин Чмыхалов озвучил свой сценарий признания договора о создании ЗАО «Лукор» недействительным: «Самый худший сценарий нашего конфликта — это разрыв договора о создании СП ЗАО «Лукор», и каждый забирает свою долю. «Ориана» заберет два уничтоженных завода по производству хлора, разрушенный завод ПВХ, мы заберем наши инвестиционные проекты».
Где деньги
Источник «і» в Минпромполитики уверяет, что объем производимой ЗАО «Лукор» продукции позволяет получать немалую прибыль. «Исходя из поставок сырья еще в 2002 г., мы просчитали приблизительную прибыль предприятия. Только на винилхлориде, полиэтилене, пропилене, бензоле, смоле пиролиза и продуктах бутилен-бутадиеновой фракции ежемесячно ЗАО «Лукор» мог получать по украинским и мировым ставкам на продукцию приблизительно $16,5 млн. Документы с этими цифрами попали на стол высшим лицам в государстве»,— сказал источник.
Несмотря на перечисленные факты, которые были доведены до правительства и Секретариата президента, вопрос о признании договора о создании ЗАО «Лукор» недействительным в суде до сих пор не возникал. При этом с 2002 г. судом начата процедура банкротства ОАО «Ориана», а все активы предприятия выведены в ООО «Карпатнефтехим».
Лишь 16 апреля 2008 г. в то время замглавы СБУ Олег Скляр в своем письме Кабмину в ответ на обращение главы ФГИ Валентины Семенюк-Самсоненко писал: «На сегодняшний день можно констатировать, что действия инвестора привели к полной потере контроля со стороны государства за производственными активами ОАО «Ориана» стоимостью 662 млн. грн. и невыполнению распоряжения Кабмина №314-р в части, которая касается погашения долга. Более того, представителями ООО «Лукойл-Нефтехим» через Ивано-Франковский отдел по вопросам банкротства госдепартамента по вопросам банкротства Минэкономики, с целью сделать невозможным возврат в госсобственность производственных активов ОАО «Ориана», инициируется введение относительно ОАО «Ориана» процедуры санации общества, что даст возможность обеспечить его дальнейшую ликвидацию путем назначения на должность главы правления ОАО, подконтрольного управляющему санацией. Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным Генпрокуратуре совместно с ФГИ продолжать претензийно-исковую работу по отмене регистрации ООО «Карпатнефтехим» и ЗАО «Лукор» и возвращению в собственность ОАО «Ориана» всех имущественных активов». Менее чем через неделю первый вице-премьер Александр Турчинов отправил это письмо главам ФГИ, Минпромполитики, Минэкономики, ГНАУ, Ивано-Франковской облгосадминистрации, СБУ и ГПУ со словами: «Прошу учесть в дальнейшей работе».
Секретариат президента также занимался проблемой ЗАО «Лукор», но все свои письма и поручения передавал Генпрокуратуре, которая, в свою очередь, переправляла все в прокуратуру Ивано-Франковской области. Оттуда дела передавались в Ивано-Франковский хозсуд, где, как правило, дела выигрывало ООО «Лукойл-Нефтехим».
Еще в 2005 г. экс-глава ФГИ Михаил Чечетов на допросе в МВД сообщил, что решения по расторжению договора ЗАО «Лукор» с российской стороной сначала игнорировались бывшим президентом Украины Леонидом Кучмой и руководителями Кабмина, а в последующем блокировались. «СП «Карпатнефтехим» создавалось с целью выведения активов из ЗАО «Лукор». Мы неоднократно обращались письменно в ГПУ, Высший арбитражный суд с просьбой воспрепятствовать созданию данного СП и передачи активов. Данный вопрос также поднимался на совещаниях в Кабмине при Азарове»,— значится в протоколе допроса.
Перспектива судебного разбирательства по признанию договора о создании ЗАО «Лукор» недействительным пока что неясна. Известно, что к процессу будет привлечен Фонд госимущества и Кабмин. Тем временем на первого замглавы правления ОАО «Ориана» Богдана Павликивского осуществляется давление.
Действующие лица
Богдан Павликивский, первый заместитель главы правления "Орианы"
Вопрос: Почему вы раньше не подавали в суд иск о недействительности создания ЗАО «Лукор»?
Ответ: Этот вопрос ставился мной на всех уровнях со дня моего назначения на ОАО «Ориана» — фактически с 13 октября 2004 г. Я предложил часть ОАО «Ориана» в размере 48% продать НАК «Нефтегаз» и столкнуть лбами две мощных компании, поскольку «Ориану» давно похоронили представители органов областной и калушской власти при финподдержке компании «Лукойл».
Предыдущий глава ОАО «Ориана» Владимир Корпан еще в 2005 г. в суде озвучил фразу: «Ориана» должна была быть ликвидирована до начала 2004 г.». Я настаивал на подаче иска, но в устных беседах с представителями ФГИ, Ивано-Франковской облгосадминистрации, силовых структур мне не рекомендовали этого делать с мотивацией, что за этим стоят деньги и купленные суды. И только после того, как в конце 2008 г. мы выиграли первый суд относительно наполнения уставного фонда ЗАО «Лукор», вопрос был согласован с главой ФГИ Валентиной Семенюк-Самсоненко.
В: Велись ли переговоры о мирном решении вопроса?
О: Да, со мной велись переговоры представителями компании «Лукойл», как они себя называли. Как правило, это были представители частного капитала, представители госорганов. В 2006 г. на меня было совершено нападение возле моего дома в присутствии моей жены, а Ивано-Франковское МВД закрыло этот вопрос без возбуждения уголовного дела. Откручивались шпильки на колесах служебного автомобиля, велось преследование от Калуша до Ивано-Франковска, были попытки подбросить деньги в автомобиль или кабинет, чтобы инкриминировать взяточничество. В основном переговоры были в таком виде.
В: Поддерживает ли вас сегодня кто-то из власти?
О: Да — ФГИ, но только Валентина Семенюк-Самсоненко уволена, и я не знаю, кто это будет делать сейчас от фонда. Странно, но кто-то дал команду от имени государства на стороне ОАО «Ориана» выступать представителям прокуратуры, за три года такого не было. Я подал ходатайство относительно привлечения представителей Кабмина к судебному заседанию, которое состоится 11 февраля, поскольку ЗАО «Лукор» создавался распоряжением Кабмина.
В: Известно, что вас недавно осудили к четырем годам условно без права занимать высокие должности…
О: Это дело вообще заказано представителями «Лукойла» с одной целью — отстранить меня от управления предприятием, чтобы не мешать им в ликвидации ОАО «Ориана», поскольку они не выполнили условия уставного договора. Но они никогда и не собирались их выполнять.
Максим ШПАЧЕНКО