Депутатов хотят лишить подработки
30.01.2009, 17:22Министерство юстиции предприняло очередную попытку легализовать лоббистскую деятельность. Главный юрист страны Николай Онищук подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая займется разработкой профильного законопроекта. Его принятие, как считают в министерстве, позволит вывести на чистую воду и наказать коррупционеров, которые помогают проталкивать нужные «подшефным» решения за «левые» вознаграждения
ЭТО ДАЛЕКО не первая попытка поставить под государственный контроль деятельность лоббистов. В парламенте было зарегистрировано три соответствующих законопроекта, однако ни один из них даже не был вынесен на рассмотрение. Теперь же Николай Онищук намерен реанимировать старую идею. В готовящемся рабочей группой документе планируется дать четкое определение процессу продвижения той или иной идеи и ее нормативного закрепления, а также установить круг легитимных лоббистов и их «работодателей». Документ предполагает появление профессиональных лоббистов. Кроме того, официально защищать интересы отдельных отраслей и социальных групп смогут общественные организации, объединения, ассоциации и т.п. Закон будет предусматривать создание отдельного реестра лоббистов. Они смогут продвигать свои идеи через президента, парламент, правительство и другие органы исполнительной власти. В категорию заказчиков войдут граждане их объединения и субъекты предпринимательской деятельности. Как предметы лоббирования Минюст предлагает рассматривать лишь принятие нормативно-правовых актов. Как сообщил «k:» Николай Онищук, главная цель нового закона — ввести ограничения по предмету лоббирования, определить механизмы контроля над лоббистской деятельностью, а также установить ответственность за нарушение прописанных правил защиты и продвижения интересов «заказчиков». «Любая идея, являющаяся предметом законодательного лоббирования, должна быть ко всему прочему еще и общественно полезной. Кроме того, подготовленный проект документа должен быть грамотно написан. Законопроект о лоббизме будет предусматривать процедуру прохождения той или иной нормативной инициативы. В нем также следует закрепить этап ее обсуждения с экспертными организациями», — уточняет он.
Впрочем, эта инициатива уже вызвала нарекания депутатов. «Реестр лоббистов — хорошая, но сложная для реализации идея. В Украине можно по пальцам пересчитать чисто лоббистские структуры. В основном же интересы отдельных предприятий или отраслей продвигаются кулуарно, без излишнего афиширования процесса», — объяснила ситуацию «k:» депутат от НУ — НС Ксения Ляпина.
Отраслевые ассоциации — основной ресурс лоббистского процесса. Именно они продвигают законодательное закрепление выгодных подопечным правил работы. Сегодня в Украине насчитывается более трех тысяч отраслевых союзов. К самым активным можно отнести ассоциацию производителей алкоголя и табака СОВАТ. Среди последних ее достижений — более плавное, нежели планировалось правительством, повышение акцизов на спиртное и сигареты. Не меньшую напористость проявляет Аграрная конфедерация, которой удалось долгое время сохранять действующую систему льготирования сельхозпроизводителей, а также выбить дополнительное финансирование для аграриев в бюджете-2009. Не менее сильные позиции на рынке отечественных лоббистов у Ассоциации украинских банков, Ассоциации предприятий черной металлургии, Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров. В последнее время к ним присоединилась и Ассоциация строителей. Вспомнить хотя бы недавнее принятие закона о поддержке отрасли в период кризиса, которым предусматривается государственная поддержка достройки жилых объектов, готовность которых составляет не менее 70%.
Однако самые важные и «дорогие» инициативы бизнес, особенно крупный, реализует в обход ассоциаций: в этом случае выгоднее напрямую работать с группой депутатов, которые за определенную мзду проводят нужный закон или нормативный акт. Ассоциации же подключают для проведения рекламных кампаний готовящегося решения. «Компания депутатов-лоббистов есть у каждой более или менее крупной бизнес-группы, они же пишут законопроект на заказ и продвигают его через профильные комитеты. Принятие закона о лоббистской деятельности не разрушит эти схемы, а скорее сделает их более изощренными», — считает депутат от КПУ Александр Голуб.
Впрочем, с каждым годом проведение нужных инициатив через парламент обходится заказчикам все дороже. Раньше достаточно было отблагодарить одного оборотистого депутата, который обладал даром убеждения и мог уговорить не разбирающихся в тонкости вопроса коллег поддержать его предложение. «Теперь же один депутат — это малозначащая кнопка. Лоббирование уже не осуществляется на индивидуальном уровне», — объясняет «k» экс-депутат ВР Борис Беспалый, ежегодно читающий лекции на тему лоббизма в Киево-Могилянской академии.
«Не думаю, что законопроект имеет перспективу. Сомневаюсь, что среди депутатов найдутся желающие перевести лоббистскую деятельность в публичную плоскость и узаконить свои гонорары за лоббистские услуги», — говорит «k:» директор по политическому консалтингу Martin Group Тарас Березовец. Впрочем, эксперты констатируют, что кризис скорректировал и заработки лоббистов. К примеру, расходы на продвижение законопроекта, четыре года назад предоставившего льготы табачным компаниям, по мнению экспертов, составили $2–3 млн. В условиях же кризиса такого рода закон обойдется в сумму около $1,5 млн. Подешевела и стоимость депутатского запроса, который позволяет решить спонтанно возникающие проблемы отдельных предприятий или бизнес-групп. По словам Тараса Березовца, если раньше он стоил в среднем $5 тыс., то сегодня народный избранник готов написать его за $2 тыс.
СВЕТЛАНА КРЮКОВА