Провал операции ЦРУ в Иране
24.05.2011, 13:35
Иран объявил о раскрытии шпионской сети ЦРУ из 30 человек, действовавших на территории страны. Согласно данным представителей службы безопасности Исламской Республики VEVAK, их целями было разжигание недовольства в обществе и антиклерикальная пропаганда. Кроме того, арестованные якобы планировали диверсии на особо важных объектах, включая ядерные центры, узлы связи, оборонные предприятия и электростанции.
В заявлении, прозвучавшем по государственному телевидению Ирана, пресс-секретарь секретной службы, цитируя руководителя службы, сказал, что агентами разведки была изобличена деятельность шпионской сети ЦРУ, целью которой была вербовка шпионов через дипмиссий США в ОАЭ, Малайзии и Турции.
Работающие на ЦРУ люди, опирающиеся на американские посольства, пытались заводить знакомства с иранскими бизнесменами, специалистами по ядерной физике, телекоммуникациям, авиационными инженерами, работниками банков, таможни, чтобы выведать у них интересующую Вашингтон информацию. Кроме того, под прикрытием трудоустройства в США они пытались вербовать своих агентов.
По информации разведки Ирана, многие из агентов ЦРУ были перевербованы иранскими спецслужбистами для целенаправленной дезинформации американцев.
Напомним, что в прошедшем месяце президент Махмуд Ахмадинеджад, проводя правительственные чистки, снял с занимаемого поста министра разведки, но по указанию верховного лидера Ирана аятоллы Али Хомени министр в скором времени был восстановлен в должности. Вследствие этого инцидента имело место столкновение между лицами, представляющими верхушку политического истеблишмента: Ахмадинеджад бойкотировал заседание Кабинета министров и люди, лояльные Хамени, предупредили Ахмадинеджада о том, что конфронтация с руководством политического режима чревата последствиями.
В дальнейшем сторонники политического курса, во главу угла которого ставится радикальный ислам, осуществили точечные удары, направленные на ослабление позиций Ахмадинеджада и его союзников в преддверье выборов, которые пройдут в 2013 году. Последние очевидные действия репрессивного характера произошли в минувшую субботу, когда суд вынес постановление, запрещающее на четыре года одному из вице-президентов занимать руководящие должности в стране.
Административный суд постановил, что Хамид Бекеи, вице-президент Ахмадинеджада, в течение четырех лет будет отстранен от большой политики в Иране и не сможет возглавлять правительственные ведомства, такое политически заангажированное решение суда было принято в рамках кампании по устранению от власти неугодных лиц, которую ведут люди, выступающих за еще большую исламизацию иранского общества.
Детали постановления также, как и детали разоблачения шпионской сети, не были публично обнародованы, но на правительственном сайте alef.ir появились известия о том, что Бекеи был уличен в «неоднократных нарушениях», сам же обвиняемый, как сообщалось, согласился с вынесенным решением во время судебного заседания. Однако полуофициальное новостное агентство Fars написало, что подсудимый ни слова не говорил о том, как он лично расценивает свой вердикт.
За последние несколько недель официальные власти арестовали около 25 сторонников Ахмадинеджада и его единомышленника Эсфандира Рахима Машии, также был заблокирован ряд пропрезидентских сайтов.
Сообщения, появившиеся в иранских оппозиционных интернет-изданиях, говорят о том, что Машии и Бекии за последние дни дважды вызывались разведывательным ведомством Ирана для допросов. Им был задан ряд вопросов, касавшихся финансовой сферы и области безопасности. Иранские официальные лица пока не прокомментировали данные сообщения.
Бекии – человек из числа восьми правительственных вице-президентов. Он также является ближайшим соратником Машии, который возглавляет администрацию Ахмадинеджада.
Машии был обвинен радикалами в действиях, направленных на смену официального курса Ирана и в намерении возглавить политическое руководство страны после ухода Ахмадинеджада. Также в начале прошедшей недели в прессе появились ультраконсервативные публикации, призывавшие к аресту Машии.
Приверженцы радикального ислама ненавидят Машии за его взгляды, ориентированные на ценности доисламской Персии, а также за то, что он считает, что хотя Иран и должен находиться в оппозиции к нынешнему политическому руководству Израиля, по отношению же к жителям Израильского государства иранское руководство должно быть настроено весьма дружественно.
Машии стал подвергаться еще большему давлению, после того, как духовный наставник президента аятолла Мохаммад-Таги Месба-Язди на минувшей неделе сделал заявление в прессе о том, что Ахмадинеджад благоволит к Машии, потому что его дочь замужем за президентским сыном.
Западные СМИ расценили это плодом больного воображения некоторых иранских политиков, а также попыткой пиара иранского руководства перевести народное недовольство, вызванное в том числе международным эмбарго, на внешнего противника.
Но так ли нелепо выглядит версия о подрывной работе западных спецслужб? Попытки организовать что-то если не в духе "арабской улицы", то в виде "цветной революции" в Иране предпринимались и в 2009 году, и в начале этого года.
ЦРУ и британская МI6, набившие руку на организации переворотов во время холодной войны, неплохо используют полученный опыт и в настоящее время. Разного рода неправительственные организации и фонды используются для легального прикрытия финансового обеспечения подрывной деятельности. Тем более, что сейчас, в эру прогресса интернет-технологий и социальных сетей, сделать это еще проще.
Впрочем, уровень общественного недовольства сейчас слишком низок, чтобы власть оказалась в руках прозападных элементов. Однако иностранные спецслужбы продолжают свою подрывную работу.
Причем она происходит сразу по нескольким направлениям: пропаганда среди наиболее восприимчивых групп населения, саботаж и откровенные акты террора. Достаточно вспомнить, что в результате терактов за последние годы Иран лишился целого ряда физиков-ядерщиков.
Особой обработке подвергаются и представители национальных меньшинств, включая жителей иранских Курдистана и Азербайджана. Расчет строится на том, чтобы вывести на улицу недовольных в "час Х".
Чего добивается Запад?
Смены независимого иранского курса. Желание это обусловлено не только наличием пресловутой иранской ядерной программы. И даже не столько желанием взять под контроль колоссальные нефтегазовые ресурсы, по запасам которых Иран заметно превосходит Ливию.
Не в последнюю очередь Запад и Израиль опасаются амбиций Ирана на лидерство в стратегически важном регионе. Однако сдержать его военным путем не представляется в данную минуту возможным.
Почему же Запад избрал в отношении Ирана такую тактику? Дело в том, что единства среди военно-политического руководства стран НАТО и Израиля в отношении Исламской Республики не наблюдается. Сейчас осуществление прямой агрессии против нее не выглядит привлекательно. Во-первых, значительная часть сил потенциальных агрессоров связана Афганистаном и Ливией.
Во-вторых, югославский вариант обуздания Ирана путем воздушных бомбардировок не сработает. Взять хотя бы то, что Иран в нынешнем виде на порядок сильнее в военном плане Ливии и Ирака, вместе взятых. К тому же, никто точно не знает точный список всех его ядерных объектов, которые можно было бы уничтожить для гарантированного достижения задуманного.
В таких условиях напрашивается иракский вариант с оккупацией страны. Однако он гораздо больше Ирана по территории, контролировать которую оккупационным силам было бы очень проблематично.
К тому же, на Западе опасаются того, что Исламская Республика, даже при самом неблагоприятном развитии ситуации, легко перекроет судоходство в мелководном Ормузском проливе, через который проходят коммуникации танкеров, а также нанесет сокрушительный ракетный удар по нефтяной отрасли арабских монархий Персидского залива, чем создаст сильнейший в истории энергетический кризис.
Нельзя забывать и про позицию Китая, для которого Иран является важнейшим партнером и главным поставщиком нефти и в перспективе газа.
Так что, в отличие от Ливии, Иран Китай не сдаст. Пока вероятные противники Ирана делают ставку на тайную подрывную деятельность, конечной целью которой и является смена правящего режима.