Белорусские предприятия попали в прицел российских рейдеров
26.01.2009, 10:36
Еще недавно нам казалось, что рейдерство — это не более чем новости по российским телеканалам. А между тем недавно правоохранительные органы Беларуси отбили рейдерскую атаку на минскую фабрику головных уборов «Людмила».
Акции ЗАО «ФГУ «Людмила» принадлежат трудовому коллективу, то есть предприятие является частным. И успешным, во всяком случае работает без убытков. А самое главное — предприятие расположено практически в центре Минска, в семи минутах ходьбы от станции метро. В общем, отличное место для расположения любого объекта.
Средняя зарплата работников за последние три месяца минувшего года составила миллион рублей, а вот дивиденды по акциям довольно скромные — тысяч пятнадцать. Однако же какой процент от прибыли потратить на развитие, какой на выплату дивидендов решают сами акционеры. Вероятно, не всех устраивало подобное распределение прибыли.
Во всяком случае, год назад на фабрике начали ходить разговоры о том, что можно с большой выгодой продать акции. Практически все акционеры, и в первую очередь пенсионеры, получили письма с заманчивым предложением: купим акции по 600 тысяч рублей за штуку. Для пенсионеров выгода очевидная — получить одномоментно приличную сумму денег, чем ожидать, когда там фабрика разбогатеет. Наиболее дальновидные работники фабрики задумались: в чем подвох? Ведь если за акции готовы так дорого заплатить, значит кому-то это выгодно.
А выгодно это оказалось ОАО «ОмегаБизнесКласс». Именно эта фирма предлагала скупить акции. А получив всего 48 акций, написала на фабрику письмо, мол, мы — ваши новые акционеры, будем инвестировать средства в производство, просим любить и жаловать и предоставьте-ка нам отчет о вашей деятельности.
Директор фабрики предложил сперва новым акционерам рассказать о себе подробнее: что за фирма, да какие инвестиционные проекты уже осуществлены, да кто стоит у руля, каков баланс. Ответа не последовало.
Между тем, было очевидно, что 48 акций получены незаконным путем. Ведь прежде чем продать акции на сторону, акционер должен предложить их акционерам, самому ЗАО и только если среди них нет желающих, только тогда можно продавать акции третьему лицу. Поэтому несколько акционеров ЗАО «ФГУ «Людмила» обратились в хозяйственный суд с иском на своих бывших акционеров и ОАО «ОмегаБизнесКласс». Фабрика выиграла три суда: районный, городской и Высший хозяйственный. Однако это не охладило пыл скупщиков акций, они подали три иска к фабрике, затем два сняли, а третий иск проиграли.
Пока шли суды, директор ОАО «ОмегаБизнесКласс» и его заместитель продолжали вести работу по скупке акций.
Для дирекции фабрики было большой загадкой, откуда посторонние люди знают фамилии и адреса акционеров. Сперва о ситуации проинформировали концерт «Беллегпром», затем обратились с письмом в «Промреестр»: мол, не запрашивал ли кто информацию. В архиве нашли запрос, подписанный участковым инспектором милиции Фрунзенского РУВД Минска. К делу подключились сотрудники УСБ по г. Минску Главного управления собственной безопасности МВД Беларуси. Участковому пришлось расстаться со службой, а также в отношении него возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении служебных полномочий.
Информация о странной возне вокруг акций фабрики была известна в Генеральной прокуратуре, КГБ и ГУВД Минска. Теперь уже управление по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями столичной милиции затребовало документы о взаимоотношениях фабрики «Людмила» и «ОмегаБизнесКласса».
Тем временем на фабрике было созвано собрание акционеров, всем разъяснили ситуацию с куплей-продажей акций, ознакомили с итогами судебных разбирательств. К слову, акции скупались по сложной схеме, однако повторять ее в интересах следствия мы не будем, да к тому же и сделки были признаны судами ничтожными, так как заключались с нарушением законодательства. Кстати, на собрании присутствовал и директор «ОмегаБизнесКласса», однако на конкретный вопрос — в какой проект и сколько денег он собирается инвестировать, внятного ответа никто не получил.
Между тем директор фабрики Анатолий Жаборт навел справки об ОАО «ОмегаБизнесКласс». Выяснилось, что учредителями общества является директор фирмы и российское юридическое лицо. На протяжении двух последних лет ОАО было убыточным и только в одном квартале 2008 года получило прибыль. На логичный вопрос директора фабрики: «Откуда возьмутся средства на инвестиции», директор фирмы ответил: «Из кармана». Однако такой подход не устраивал руководство «Людмилы».
А собрание завершилось тем, что подавляющим большинством голосов акционеры поддержали руководство фабрики по вопросам защиты их прав и собственности.
В это же время сотрудники отдела по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями Фрунзенского РУВД Минска опрашивали акционеров фабрики на предмет предложений купли-продажи акций. В ответ на эту деятельность в высокие милицейские ведомства… поступили анонимные письма на офицеров ОБКиЭП. В другие инстанции пришли письма на директора фабрики и одного из его заместителей. Факты, как водится при написании анонимок, не подтвердились. Но свою задачу — отвлечь от работы, заставить понервничать, авторы посланий выполнили успешно.
Руководству фабрики было очевидно: в коллективе явно есть «засланный казачок», иначе как объяснить тот факт, что, с позволения сказать, инвесторы, знали о каждом готовящемся шаге администрации предприятия. Теперь уже всем было понятно, что на фабрику начата рейдерская атака. Между тем, еще несколько акционеров все-таки продали свои акции, и началась вторая часть судебных разбирательств, которые завершились в пользу фабрики.
Развязка, а может, и кульминация этого дела случилась неожиданно для посторонних глаз. В начале декабря сотрудники отдела по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями Фрунзенского РУВД Минска задержали председателя наблюдательного совета и одновременно заместителя директора фабрики, начальника службы безопасности фабрики в момент передачи сведений, составляющих коммерческую тайну ЗАО «ФГУ «Людмила», директору ОАО «ОмегаБизнесКласс» и его заместителю.
В отношении задержанных возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 254 УК Беларуси — коммерческий шпионаж.
«Рейдерство — новый вид высокоинтеллектуальной криминальной деятельности, — говорит начальник ОБКиЭП Фрунзенского РУВД Минска Александр Полулех. — Пока в законодательстве ни одной страны СНГ, в том числе в нашем, нет санкций за такого рода преступления. К тому же многие составляющие рейдерских захватов имеют совсем некриминальный характер. Та же покупка акций: человек имеет право по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью. Начав проверку по фактам, о которых нам было известно из заявления директора фабрики, мы не были уверены, что в действиях подозреваемых найдется какой-то криминальный состав. Все могло бы завершиться разбирательствами в хозяйственном суде. В то же время нам известны признаки классического рейдерского захвата предприятия, и в данном случае все они присутствовали. Мы четко видели, как работает опробированная в России система и методика добычи информации. Хочу отметить, что руководство «Людмилы» грамотно подходит к оформлению документации на предприятии. Словосочетание «коммерческая тайна» — весьма расхожее, но далеко не на каждом предприятии есть четкий список: какие сведения составляют коммерческую тайну. На фабрике головных уборов список такой есть, а все работники осведомлены об ответственности».
По словам Александра Полулеха, вслед за фабрикой головных уборов эта же фирма планировала совершить такую же акцию в отношении еще одного белорусского предприятия. «По большому счету, дело «Людмилы» — это первая настоящая рейдерская атака на белорусское предприятие», — отметил начальник ОБКиЭП Фрунзенского РУВД Минска.
По словам директора фабрики «Людмила» Анатолия Жаборта, оценочная стоимость только здания предприятия составляет 6 миллионов долларов. Скупка по 300 долларов 51% акций, плюс всякие накладные расходы могли бы составить около 500 тысяч долларов. Выгода для рейдеров очевидная. А уж заполучив контрольный пакет акций, можно делать что угодно. При этом около 400 человек могли бы остаться без работы.
«Рейдерство — страшное явление в экономике, — уверен Анатолий Жаборт. — Оно лишает людей работы, уверенности в завтрашнем дне. Что касается предприятий, то рейдерство отпугивает настоящих инвесторов. Никто не станет рисковать вкладывать деньги, если их могут по-наглому отобрать. В нашем случае, считаю, государство в лице правоохранительных органов достойно защитило частное предприятие. По крайней мере, на сегодняшний день в силе остаются наши договора о поставке головных уборов в Россию, Чехию, Германию. Также в стадии завершения совместный проект с давним и надежным инвестором о строительстве нового фирменного магазина».
Впрочем, в конце нашей беседы Анатолий Жаборт посетовал, что подозреваемые, отпущенные под подписку о невыезде, снова связываются с акционерами и уже предлагают по 1,5 млн. рублей за акцию. Разумеется, он проинформировал об этом милицию.
Сегодня у белорусских предприятий появилась возможность протестировать состояние своей компании на предмет вероятной рейдерской атаки. Несложный и бесплатный тест «Оценка рейдоуязвимости предприятия» предлагает научно-производственный журнал «Земля Беларуси». По данным экспертов журнала, до 70% тестируемых предприятий оказываются в зоне риска, а до 5% — в критической зоне. Впрочем, попадание в ту или иную зону свидетельствует не столько об угрозе недружественного поглощения, сколько о недостаточном уровне защищенности предприятия.
Оксана Яновская