ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Росимущество расследует вывод активов авиакомпании «Сибирь» в ООО «Глобус»

Росимущество расследует вывод активов авиакомпании «Сибирь» в ООО «Глобус»

22.01.2009, 11:42

Государство не забыло частным акционерам авиакомпании "Сибирь" попытку перевести часть активов компании в принадлежащее им ООО "Глобус". Росимущество, владеющее 25,49% акций "Сибири", начало проверку авиакомпании, по итогам которой может оспорить передачу активов "Глобусу" в суде.

О том, что Росимущество приступило к проверке авиакомпании "Сибирь", "Ъ" рассказали источники в Минтрансе и Росавиации, представителей которых ведомство привлекло к этой работе. По словам одного из собеседников "Ъ", чиновники хотят установить законность попытки перевода части активов "Сибири" в принадлежащую ее частным акционерам Наталье и Владиславу Филевым авиакомпанию "Глобус". Кроме того, проверяется законность приватизации авиакомпании супругами Филевыми, утверждает собеседник "Ъ". Информацию о проверке подтвердил заместитель начальника правового управления Росимущества Евгений Зеленский. По его словам, в конце декабря ведомство запросило все документы по поводу "Глобуса". Если права Росимущества как акционера "Сибири" (ведомство от имени РФ владеет 25,49% акций компании) были нарушены, оно обратится в суд, говорит господин Зеленский. В "Сибири" отказались от комментариев.

"Глобус" на 100% принадлежит ЗАО "Группа С7", которое, по данным ЕГРЮЛ, на 100% принадлежит Наталье и Владиславу Филевым. При создании авиакомпании "Глобус" в мае этого года "Сибирь" передала ей четыре самолета Boeing 737-400 и пять Ту-154. Также под кодом Globus сейчас летают четыре самолета Boeing 737-800, полученных "Сибирью" в лизинг во втором полугодии 2008 года. Также авиакомпания получила часть слотов "Сибири" в аэропортах, например в Барнауле, Улан-Удэ и Красноярске.

Показателей работы "Глобус" не раскрывает, и единственная из российской авиакомпаний не дает Транспортной клиринговой палате (ТКП) права на публикацию данных о своих перевозках. В ежемесячных рейтингах российских авиакомпаний по пассажиропотоку ТКП указывает только место "Глобуса" среди других перевозчиков. Согласно этим данным, уже в июле "Глобус" вошел в тридцатку крупнейших авиакомпаний, а к ноябрю вышел на 20-е место, перевезя более 505 тыс. (21-е место, "Якутия"), но менее 567 тыс. пассажиров (19-е место, "Кавминводыавиа").

Тем временем рост пассажиропотока "Сибири" замедлился: если летом она ежемесячно прибавляла по 15-20% пассажиропотока, то начиная с октября рост не превышал 10%. Источник в Минтрансе утверждает, что по итогам новогодних праздников объем перевозок "Сибири" по сравнению с 2008 годом упал на 35%. Всерьез Минтранс и Росимущество заинтересовались передачей активов в декабре, когда Владислав Филев направил туроператорам письмо с указанием перечислять выручку в "Глобус". Представители "Сибири" утверждали, что это решение вызвано необходимостью защиты от поглощения со стороны "Аэрофлота", а впоследствии сообщили, что совет директоров не утвердил это решение и письмо было отозвано.

Эксперты отмечают, что передача самолетов и слотов из "Сибири" в "Глобус" была слишком непрозрачной, чтобы оценить ее с правовой точки зрения. "Чтобы определить, имело ли место превышение полномочий менеджмента по совершению сделок, необходимо смотреть уставные документы и договоры, на основании которых передавались какие-либо права или активы",— говорит ректор МГТУ гражданской авиации, юрист Борис Елисеев. По его словам, если нарушения в действиях менеджеров подтвердятся, то суд может предусмотреть различные формы ответственности — от дисциплинарной до уголовно-правовой. Партнер Baker&Mckenzie Сергей Войтишкин отмечает, что если сделки по передаче активов в "Глобус" находились в рамках полномочий гендиректора и не нуждались в утверждении совета директоров и собрания акционеров, то оспорить их будет сложно.

Но если государство действительно захочет вернуть активы, у него для этого достаточно рычагов, добавляет юрист. "Итогом проверки может стать возвращение якобы выведенных активов обратно в "Сибирь"",— соглашается глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В то же время сложно сказать, последует ли за этим попытка национализировать компанию либо подтолкнуть ее к объединению с другим крупным участником рынка, добавляет господин Пантелеев.

Петр Мироненко, Алексей Екимовский
Accelerated with Web Optimizer