ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Экс-министр экономики Украины: изнанка Таможенного союза или суть путинского проекта перед выборами

Экс-министр экономики Украины: изнанка Таможенного союза или суть путинского проекта перед выборами

19.04.2011, 13:49

Попробуем обсудить результаты киевского визита российского премьера В.Путина, а точнее последнюю фишку Путина: уговорить Украину войти в Таможенный Союз, созданный некоторыми странами ЕврАзЭС, попутно покинуть Всемирную торговую организацию и отказаться от свободной торговли с Европейским Союзом, а в результате получить очередные обещания по скидке на газ и нефть.

Я написал эту заметку со стёбом, но воспринимайте её всерьёз. Здесь всё правда - и о политиках, и об экономике. Зададим себе несколько вопросов.

 Вопрос первый. Куда вступать?

То, что сейчас создано Россией, является недотаможенным союзом. (Не «недомытым», а «недомытным» , «недотаможенным», игра слов). Для того, чтобы создать классический таможенный союз, надо принять минимум 18 общих и секторальных соглашений, подлежащих отдельной ратификации, поскольку они затрагивают экономический суверенитет государства. А также с четыре десятка межправительственных договоров и регламентов. (Показываю книгу с перечнем таких соглашений, подаренную мне в Женеве гендиректором ВТО).

Например, Соглашение о сельском хозяйстве - о том, как мы будем внутри меж собой торговать. Для чего? Когда мы вступали в ВТО, то настояли на установлении высоких импортных пошлин на тростниковый сахар. Он дешёвый, но не сладкий. А облагается вес, а не сахаристость. Если бы мы этого не сделали, то сахарная отрасль Украины попросту исчезла бы - это вопрос занятости тысяч украинских крестьян. (Показываю два пакета с сахаром - нашим и импортным).

 Или вот у нас достаточно высокие пошлины на импортную птицу. После того, как в 2005-м году мы закрыли последнюю лазейку для контрабандистов из донецкой «свободной экономической» зоны, наше птицеводство начало бурно развиваться. Сейчас мы имеем информацию, что Россия уже практически договорилась с США о безналоговом ввозе около 1 миллиона тонн окорочков Буша. Тех, что генетически модифицированы и напичканы антибиотиками. Но внутри таможенного союза границ нет: очевидно, что часть этого миллиона тонн окажется на прилавках наших магазинов. (Выпускаю живого петуха - в зале оживление). Промолчим уже о китайской гречке - после громкого скандала наши правительственные горе-коммерсанты никак не могут её довезти. Видимо, боятся справедливого гнева украинской прокуратуры. Ну, действительно, чем же прокурорам заниматься после Тимошенко? (Показываю пакет гречки и чек на 18 гривен).

Вопрос второй. Пороки Таможенного союза

Мы выяснили, что экономическая конструкция, которая почему-то называется Таможенным союзом, не является таковой по сути. Не существует унификации технических стандартов, нет единого сертификата качества, единой антимонопольной политики. Следовательно, "Газпром" и далее, нарушая базовые принципы антимонопольного законодательства, начнёт жиреть не только за счёт карманов россиян, но и украинцев. Недавно пограничная служба РФ заявила, что 43% задержанной контрабанды идёт из Казахстана.

 Что же произойдёт после отмены фитосанитарного контроля с 1 июля 2011-го, никто не знает. Кроме того, согласно международным исследованиям, главный наркотрафик в Европу с Ближнего и Среднего Востока проходит именно по территории Казахстана. (В отчаянии развожу руками). Россия решила оставить за собой право устанавливать квоты на товары из других стран Таможенного союза. О чём это говорит? Если карамельки Порошенко, автомобили Васадзе, трубы Пинчука или слябы Ахметова станут более конкурентными, чем российские аналоги, то свободной торговле наступит конец. (Задумчиво подношу руку ко лбу и философски ухмыляюсь). Итак, подводная лодка «Таможенный союз» утонет. (Произношу речитативом густым басом. Ударения не ставлю).

Вопрос третий. Деньги

Одно из правил Мерфи, который придумал правило бутерброда, падающего маслом вниз, звучит так: «О чём люди не говорили бы между собой, всегда речь идёт о деньгах». (Говорю так, будто все знают о Мерфи). В рамках Таможенного союза РФ получит 88% пошлин, Беларусь - 4,7%, а Казахстан - 7,3%. Интересно, поскольку по распределению голосов в Таможенном союзе РФ имеет 57%, а Беларусь с Казахстаном - по 21,5% на каждого. Итак, Таможенный союз является стандартным «разводом лохов» начала 90-х. (Помощник выносит малиновый пиджак, примеряет на меня и уносит за кулисы). В 2005 году в Астане мы ели бастурму и пили местное пиво. За столом сидели вице-премьер РФ Христенко, вице-премьер Беларуси Кобяков, вице-премьер Казахстана Мынбаев и я. Кобяков спросил Христенко: «Борис, когда НДС отдавать Беларуси будешь?» «Потом как-нибудь», - заверил Христенко. (Помощник выносит «Хайнекен» казахского разлива и немедленно уносит за кулисы, чтобы не нарушать правила борьбы с пьянством).

 Вопрос четвертый. Кто кому царь

Таможенные правила в странах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана регулируются Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007-го года. В преамбуле отмечается, что Договор «базируется на Договоре о создании Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года».

Следовательно, предпосылкой вхождения страны в Таможенный союз является её вхождение в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Согласно правилам ЕврАзЭС, страны имеют неравные права. Такое неравенство определяется в соответствии с их взносами: Россия - 40%, Беларусь и Казахстан - по 20%, Кыргызстан и Таджикистан - по 10%. Решение в ЕврАзЭС принимается простым большинством голосов. Следовательно, эта организация является своеобразным акционерным обществом, в котором экономический суверенитет одной страны может быть ограничен по решению других стран ЕврАзЭС, которые совокупно набирают 50 +1 процент голосов. Миноритарный акционер теряет всё.

Для того, чтобы принять решение, отличное от желания правительства РФ, теоретически надо создать единый фронт из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана (60%). Исключение любой страны из такого «единого фронта» приводит к единоличному руководству РФ в зоне ЕврАзЭС. С другой стороны, для того, чтобы правительство РФ протолкнуло своё решение в рамках ЕврАзЭС, ему надо заручиться лишь поддержкой Беларуси (40% + 20% = 60%), или Казахстана (те самые 60%) или совместно Таджикистана с Кыргызстаном (те самые 60%).

В крайнем случае, если режимы Беларуси и Казахстана вместе не устраивают Кремль, то правительство РФ может воспользоваться правом вето на любые решения ЕврАзЭС, если найдёт поддержку или у Таджикистана, или у Кыргызстана (вместе - 50%). Учитывая то, что Кыргызстан и Таджикистан де-факто являются политическими, экономическими и военными сателлитами российского правительства, то РФ единолично управляет ЕврАзЭС. Согласно заявлению, которое прилагается к Договору о создании ЕврАзЭС, его деятельность направлена, в частности, на «формирование единой таможенной границы и единого таможенного тарифа».

Кроме того, предлагается установить единую экономическую (следовательно, таможенную) границу Сообщества. Это влечёт за собой создание единого органа координации и управления пограничной службой, что очевидно сужает суверенитеты стран. В дальнейшем предлагается также создать общую платёжную систему, следовательно, ввести единую валюту и единый центральный (эмиссионный) банк.

Вопрос пятый. Язык общения

 В статье 17 Договора о создании ЕврАзЭС императивно устанавливается, что рабочим языком является русский. Однако, как в Европейском Союзе, так и в NAFTA (ЗСТ между Канадой, Мексикой и США) используется правило, согласно которому на территории страны - члена договора о свободной торговле или таможенного союза, как рабочий используется также её национальный язык.

 Вывод

В 1992 году почти шесть месяцев я провёл в Москве, пытаясь распределить активы и пассивы бывшего СССР и забрать украденные вклады наших граждан из "Сбербанка". Не вышло. Между прочим, вот чудо - Глазьев, который сейчас возглавляет Таможенный союз, тогда был заместителем министра внешней торговли Авена и категорически выступал против разделения золотовалютного запаса, возвращения украденных вкладов в "Сбербанк" и даже культурного имущества. В 2005-м году почти год я пытался из политического проекта ЕЭП создать экономический. Не получилось, поскольку на последнем заседании в Киеве Христенко мне сказал: «Не суетись. Спокойно. Этот проект не экономический».

Итак, проект таможенного союза, извлечённый из политического нафталина, не имеет никакого отношения к экономике. Попросту накануне выборов Путину нужна какая-нибудь бомба. Не та, которая в белорусском метро. А более мощная.

Знаете, на недавнем круглом столе в институте Горшенина я сказал: «Представьте, что вы идёте по улице и видите зазывалу в маленький кабачок. Следующим идёт ресторан, в который надо за месяц записываться. Зазывала приятен и кабачок дешёвый, но можно травануться».

По материалам газеты "Украинская Правда"

Сергей Терёхин Экс-министр экономики Украины

Accelerated with Web Optimizer