ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Аптечный геноцид

Аптечный геноцид

21.01.2009, 12:43

«Лекарства действуют медленнее, чем болезни».
Тацит Публий Корнелий
«Убивает не болезнь, а цена лекарства».
А. В. Иванов

Вы наверняка успели заметить, что за последние десятилетия наша Украина превратилась в великую фармацевтическую державу. И это, увы, больше касается стороны потребления, а не производства. Хотя и на наши лекарственно-производственные мощности нарекать не приходится. По всем городам и весям ежемесячно открывается много аптек и аптечных ларьков, потому как:
а) филантропы (пусть уже и без примеси альтруизма) ещё не перевелись;
б) срабатывает формула «спрос-потребление» – нация продолжает хиреть от экологии, социальной неблагоустроенности и недоедания;
в) вы даже представить себе не можете, какой это сверхприбыльный бизнес.

Новая аптека запросто «отбивается» уже за несколько месяцев. Потому нет ничего странного в том, что в один момент, когда аптекам запретили накручивать сверхприбыли, бизнесмены с лёгкостью и без убытков закрыли более 500 аптек по всей Украине. И, заметьте, это сделали не фармацевты, не медики и не аптечные продавцы, на которых мы прежде всего привыкли сгонять свою злобу, стоя перед витринами с разноцветными коробочками, на которых наклеены ценники с галопирующими суммами. Это всё наши родные бизнесмены, которые одним махом не только прикрыли нерентабельные пункты реализации «здоровья», но и лишили работы разом около 3 тыс. работников. Но тысячи безработных не идут ни в какое сравнение с теми миллионами, которые сейчас выгребают всю медь из своих потёртых кошельков, чтобы наскрести на такой жизненно необходимый медпрепарат.

Необходимо сказать, что фармацевтическая индустрия Украины достаточно мощная. Вспомните не только количество аптек, которые появляются словно грибы после дождя, но и врачей-дистрибьюторов, которые только тем и занимаются, что «впаривают» вам определённые лекарства и непотребные БАДы, и вездесущую рекламу в СМИ, которая спешит нахвалить особенно препараты заграничного производства. И как после этого можно перечить утверждению, что у нас в стране сегодня появилось медикаментозно зависимое поколение, которое не может уже обойтись без анальгетиков, бета-блокаторов и антистрессовых препаратов.

К сожалению, цифры Минздрава просто обескураживают: каждый второй житель Украины является «обладателем» хотя бы одного заболевания и нуждается в медикаментозном лечении. Думаю, что это ещё и значительно заниженные цифры, если учесть нежелание и непривычку нашего народа ходить по врачам, пока «оно не сильно болит и не пухнет». Так что, если смотреть на фармацевтику с точки зрения перспективы, то она есть. Мало того – с каждым годом эта «перспектива» только усугубляется со временем. А кто больше всего страдает? Правильно. Малообеспеченные слои населения, которые и стали главными заложниками нынешнего подорожания цен на лекарственные препараты.

Но поговорим собственно о взлёте цен на данный вид продукции. Всё началось ещё осенью прошлого года, когда препараты (особенно это касается заморских медикаментов) взлетели в цене на 40-60%. Те, кто занимается импортом медпрепаратов, сразу же дружно указали в сторону лихорадящего доллара, изменение курса которого и спровоцировало данное подорожание. Но специальные органы и Генпрокуратура, которые сразу же отреагировали на факт ценового беспредела, сразу же признали всю эту суету с подорожанием немотивированной. Звучали даже заявления о заговоре в фармацевтической индустрии.

История с привязкой к доллару в то время не убедила правительство, ведь курсовая динамика на межбанковском рынке на тот осенний депрессивный момент не превышала 10%, то есть была в полтора-два раза меньше, чем рост цен. К тому же, не нужно забывать, что оптовики всегда имеют достаточный запас, на котором они могут работать без изменения цен 1,5-2 месяца. Регистрировались даже случаи, когда цены повышались даже на «кабминовский список» медпрепаратов. Это группа из 700 жизненно необходимых лекарств, наценка на которые регулируется государством и не может превышать 35%. А на некоторые, например, для лечения туберкулёза и онкозаболеваний, этот порог не должен превышать десятипроцентного барьера. И на тот момент чиновники пообещали фармацевтическим магнатам, что если они не притормозят лошадок цен и не вернут их к прежнему уровню, то в процесс вынуждены будут вмешаться силовые органы. Были даже предупреждения в сторону 10 оптовых компаний, которые, якобы, приняли участие в заговоре, о том, что в случае доказуемости данного заговора на них будет наложен штраф в размере 10% годовой прибыли.

Одним словом, реакция со стороны правительства была. Это и такой непопулярный указ Кабинета Министров №837, и заявление премьер-министра Тимошенко о том, что это очередная рейдерская атака на Украину. В процессе проверок были даже выявлены аптеки, которые торговали с 200% наценкой теми лекарствами, которые были завезены в страну 5 месяцев назад! Но все заявления оказались традиционно популистскими. Реакция была? Была. Резонанс на лицо? Естественно. А воз, как говорится, и ныне там. Мало того. Начали дорожать и лекарственные препараты отечественного производства. Всё снова объясняется привязкой к иностранной валюте. Инфляция, подорожание энергоресурсов и сырья. А ведь именно заграничное сырьё составляет 50-60% себестоимости большинства отечественных медпрепаратов. Пока было сырьё, закупленное ещё по старым ценам, мы могли спокойно звенеть мелочью. Но со временем и при покупке украинских лекарств пришлось шуршать купюрой.

Сегодня сырьё для нашего фармацевтического производства поставляет в основном Китай, который существенно поднял цены в связи со сложившейся ситуацией в мировой экономике. Согласен, что на лекарства первой необходимости цены стабилизированы и заморожены. А вот болеть простудой в этом году обойдётся вам ровно в два раза дороже. Так что вопрос о спекуляции и о немотивированном повышении цен всё ещё на повестке дня. И пока никаких мер и решений не принято. А фармацевты среди остальных причин подорожания называют и такой субъективный фактор, как повышение зарплат, пенсий и стипендий. Кто кого в этом случае обмануть хочет – не понятно. Почему в таком случае не берётся во внимание и высокий уровень теперешней безработицы и то, что многие вынуждены работать на полставки?

Недавно наблюдал такую картину. Возле аптеки стоит бабушка, которая просит деньги, объясняя людям, что никогда не просила, но просто на лекарства не хватает, а они жизненно необходимы. Социальные аптеки не в силах справиться с нашей хворающей социальной массой. Института же коммунальных аптек, где можно было за копейки купить лекарство или даже получить его бесплатно, уже практически не существует.

На сегодняшний момент на нашем фармацевтическом рынке реализовывается около 22 тыс. наименований медпрепаратов 429 иностранных и 140 отечественных производителей. Ну и как тут проконтролировать цены? А денежный оборот в этой сфере составляет 17 миллиардов гривен! И кто-то смеет говорить об убыточности? Ситуация с различными заболеваниями у нас в стране – хуже некуда. И если у народа забрать возможность хоть как-то держаться на плаву благодаря своему изношенному здоровью, то ему не останется ничего другого, как кутаться в белую простыню и медленно, не создавая паники, ползти на кладбище. Жаль, но от бесчеловечности лекарства нет.

Алексей Грицай

Accelerated with Web Optimizer