Рассвет на таможне
14.01.2009, 15:33Холодное январское утро. Рассвет. На градуснике минус пятнадцать. На часах 5:45. За спиной аэропорт. В утренних сумерках я пробираюсь через какие-то гаражи, их около сотни, и оказываюсь напротив высокого бетонного забора, защитная функция которого усилена колючей проволокой. Первая мысль – тюрьма. Оказалась неправа, - таможня. Таможня города Белая Церковь. С одной стороны – бред. Что делать нормальному человеку в послепраздничное воскресенье на рассвете в зоне таможенного контроля с поздравительной открыткой в руках? Но с другой стороны у нормального человека может быть очень много важных дел именно в этом месте и именно в это время. Например, участие в собрании акционеров.
В минувшее воскресенье, 11 января, в Белой Церкви должно было состояться общее собрание акционеров ОАО «Винницкий завод тракторных агрегатов».
Надо иметь действительно весомые причины для того, чтобы собрать людей в архинеудобном месте в архинеудобное время. Причем, знали координаты лишь избранные. Законные же собственники акций получили просто поздравительные открытки вместо уведомлений о проведении собрания. Но они все же попали на мероприятие благодаря постоянному и тщательному мониторингу официальных изданий. Естественно, такие сложности были придуманы заинтересованными лицами в надежде, что акционеры «не придут или в пути пропадут». Но они пришли, и не одни, а прихватили с собой представителей средств массовой информации, к коим я и отношусь. Кстати говоря, я всю неделю до собрания, сидела на телефоне, в переносном смысле, конечно, указанном в официальном издании. Телефон не отвечал.
В шесть утра начинается регистрация для участия в собрании, пытаюсь попасть на собрание, цитируя охране выдержки из закона о средствах массовой информации. Не пускают, не объясняя причин. Обидно до слез, и, главное, холодно так…
И тут мимо меня проезжает Chrysler, такой теплый, такой красивый, и что немаловажно, такой дорогой. Интересно чей? Деятельность ВЗТА практически заморожена. Трудовой коллектив получил зарплату за сентябрь только в декабре! В ноябре предприятие проработало десять дней, в декабре – 15. Господа! Одного Chrysler хватило бы на то, чтобы хотя бы частично погасить долг по зарплате работникам ВЗТА. Владельцем черного красавца оказался один из акционеров завода, приближенный к некоему г-ну Забродскому. Похоже, что акционеры этого предприятия разделились на два лагеря: тех, кто в Крайслере, и тех, кто в шоке, от происходящего.
Александр Забродский, в недалеком прошлом просто главный инженер завода, в данный момент практически полностью контролирует предприятие. Крупные пакеты акций сосредоточены в его руках и в руках приближенных к нему лиц. А еще 10 лет назад у него не было ничего. Это российский бизнесмен Владимир Бутузов, решивший инвестировать производство тракторных агрегатов, и его компаньоны фактически подарили Забродскому 10% акций, оформив ценные бумаги на имя его зама, а так же вместе с остальными акционерами предложили ему должность председателя правления ОАО «Винницкий завод тракторных агрегатов». Человек получил высокую должность на прибыльном предприятии, и 10% акций на имя своих доверенных лиц, и было ему этого мало. Захотел он стать «владычицей морскою», «заводскою» в нашем случае. И инженерная мысль проявила себя во всей мощи.
Тут необходимо привести несколько цифр. Забродскому и его свите принадлежало лишь 10% акций, 25%+1 – находилась в собственности государства, а остальные были распределены среди людей, небезразличных к деятельности и судьбе предприятия. Как сообщалось в журнале «Враждебные поглощения в Украине» в статье Владимира Бутузова, в конце 2004 года Забродский в тайне от партнеров (ныне оппонентов) договаривается с ОАО ЛК "Украгромашинвест", которое контролирует принадлежавший государству пакет акций, о покупке ценных бумаг. После этого он оформляет кредит под залог имущества ВЗТА, что, как известно, запрещено Законом, выкупает у государства акции за 3,5 млн.грн. «Следует учесть, что подобные сделки должны утверждаться общим собранием акционеров и осуществляться за счет чистой прибыли из фонда выкупа акций, который отсутствовал на предприятии. Далее ВЗТА продает эти акции людям Заброцкого за 213 тыс. грн., или примерно в 16 раз дешевле, чем были куплены под залог имущества предприятия. В результате реализации этой схемы происходит следующее: те люди, которые выкупили акции у эмитента (за 216 тыс.грн.), приобретенные эмитентом за заемные средства (3,5 млн.грн.), возмещали себе дивидендами стоимость этих акций. Причем дивидендов было пучено даже больше, чем затрачено на выкуп акций - 500 тыс.грн.», - пишет журнал.
Когда я начала «копать» информацию, связанную с этим корпоративным спором, мне открылись еще несколько интересных фактов. Используя поддельную подпись на передаточном распоряжении, г-н Забродский списывал акции Бутузова на «своих» людей. Кроме того, голосовал от имени доверителя на основании отозванной доверенности во вред ему и интересам предприятия, причем настолько крупным пакетом акций, что в результате было принято невыгодное для завода решение. Это нонсенс: поверенный снимает своего доверителя с поста главы Наблюдательного совета хозобщества, голосуя акциями доверителя.
А сейчас предприятие умирает. Самые ценные активы уже выведены. Учреждены два ЗАО, на которые выводятся активы и уставные капиталы которых формируются акциями ВЗТА.
Ключевой момент этого дела – незаконность переоформления права собственности на акции. Доказав этот факт, можно спасти перспективное предприятие. Но тут есть одна сложность – временной фактор. 11 января общее собрание акционеров ВЗТА якобы не состоялось (хотя акционеры могут предположить все что угодно). Официальная версия следующая: отсутствие кворума. Но имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит (журналисты – раз, нежданные акционеры – два). Тем, кто в Chrysler просто ничего не оставалось, кроме как прикинуться невидимками, то есть не зарегистрироваться для проведения собрания. Потому что при участии нежданных акционеров принять необходимое решение о ликвидации предприятия было бы невозможно. Уже через несколько часов после несостоявшегося собрания, отогреваясь горячим чаем вместе с акционерами ВЗТА, да к чему тут официоз, с людьми, которые были открытии к общению я узнавала все больше подробностей этого дела. Сейчас главные опасения законных владельцев акций касаются в основном ликвидации предприятия. Ведь махинации могли иметь место: во-первых, собрание могло быть проведено по месту нахождения предприятия, т.е. в Виннице, а во-вторых - регистрация акционеров на общем собрании могла быть использована как их участие в нем и голосование за выгодное для рейдеров решение.
Сейчас звучит много мнений относительно того, что такое рейдерство, и носит ли оно исключительно негативный характер и пр. Я выскажу свое «непрофессиональное» мнение. Думаю, что «черный» рейдер от «белого» отличается отношением к предприятию. Одно дело, когда недружественные действия ведутся с целью получить прибыльный бизнес, управлять им, развивать его, инвестировать, и только после этого получать прибыль, и совсем другое дело - когда прибыльное предприятие захватывают для того, чтобы продать на металлолом.
Винницкий завод тракторных агрегатов нельзя на металлолом!!!
Истояник Вовремя, редактура ИА Advisers