Изменения, произошедшие в 2007 году в сфере PR-сопровождения корпоративных слияний&поглощений
14.01.2009, 15:33Бум M&A-трансакций на постсоветском пространстве в течение последних нескольких лет – предмет изучения для многих исследователей. Доля российского рынка M&A в объеме ВВП России составляет около 10%. Для сравнения отметим, что отношение стоимостной оценки американского рынка слияний и поглощений по итогам 2006 г. к объему ВВП США составило около 8%. Украинская экономика в своем развитии во многом повторяет российский опыт, с поправкой на масштаб территорий, ресурсный потенциал и особенности госрегулирования. Однако соответствующие тенденции проявляются с некоторым опозданием и, слава Богу, не столь ярко выражено влияние центральной государственной власти на рынок M&A, заключающееся в усилении контроля над различными сферами бизнеса путем создания национальных отраслевых компаний. И 2007 год стал в определенном смысле переломным для рынка слияний&поглощений (в скобках отмечу, что в наших условиях это de facto рынок поглощений более или менее недружественных).
Что отечественный M&A-ажиотаж (в том числе IPO-ажиотаж и расцвет внеэкономического передела собственности как его частные проявления) означает для PR-специалистов? Главным образом, рост требований к профессиональной подготовке, а для PR-агентств – дополнительный стремительно растущий сегмент рынка.
Оба эти следствия обусловлены тем, что сфера M&A требует знаний в смежных областях – таких, как финансовый и инвестиционный менеджмент, корпоративное право и управление. И, конечно же, навыков эффективного выстраивания корпоративных коммуникаций в кризисной ситуации, поскольку любое изменение структуры собственности представляет собой кризис, за которым последует либо выход бизнес-системы на качественно новый, более высокий уровень развития, либо ее разрушение под влиянием внешних сил.
Внутренние же PR-службы компаний редко обладают такими компетенциями (даже для банальной ситуации эмиссии корпоративных облигаций), что с необходимостью предполагает рост спроса на услуги внешних консультантов. Но это лишь промежуточный результат. Более важным для рынка и экономики страны в целом является то, что после M&A-трансакций (часто даже проведенных вне правового поля) благодаря предпродажным процедурам в компаниях-участниках повышается как минимум качество регулярного менеджмента, а как максимум – качество корпоративного управления, степень прозрачности бизнеса и его социальной ответственности. А это, в свою очередь, способствует более цивилизованной организации деловых отношений в масштабах страны, повышению внимания к вопросам репутационного менеджмента, и, замыкая цикл, снова-таки к росту объема рынка PR-услуг.
Автор: Елена Деревянко, к. э. н., вице-президент PR-лиги, управляющий партнер и креативный директор Агентства PR-Service