А.Штукатуров: о проблеме пиратства в районе Аденского залива
16.03.2011, 18:20
О проблеме пиратства в районе Аденского залива, которая приобретает все более серьёзный международный характер и об участии в антипиратских акциях кораблей ВМФ РФ, а также о возможных путях международно-правового решения проблемы на страницах газеты "Морской вестник России" рассказал эксперт, контр-адмирал Александр Штукатуров.
"Основной проблемой остается нерешенность вопроса о механизме уголовного преследования задержанных лиц. Её решением может стать создание международной судебной инстанции для привлечения к ответственности за пиратство, заключение двусторонних соглашений с государствами региона.
Учреждение международного пиратского механизма может быть осуществлено путем принятия резолюции Совбеза ООН в соответствии с главой VII Устава ООН. Эта проблема сейчас обсуждается в рамках Контактной группы n 2 при ООН. В заседаниях принимают участие представители Главного командования ВМФ России", - подчеркнул контр-адмирал Александр Штукатуров.
ВМФ России выполняет задачу защиты российского морского судоходства в районе Аденского залива и побережья Сомали в соответствии с поручением Президента России от 3 сентября 2008 г. Опыт показал, что для борьбы с пиратством наиболее целесообразно применять корабли, предназначенные для действий в дальней и океанских зонах и имеющие на вооружение вертолетный комплекс. Основной способ действий российских кораблей - это сопровождение караванов судов по заданному маршруту.
Российский коридор безопасности по своей протяженности значительно превышает как коридор безопасности многонациональных сил, так и коридоры безопасности государств, ведущих борьбу по национальным планам. Захватов сопровождаемых судов в российском коридоре безопасности не было, что нельзя сказать о международном коридоре, где применяется другой метод защиты - патрулирование районов. Было несколько удачных отражений пиратских нападений и задержаний членов группировок.
С 24 декабря 2010 г. эти задачи выполняет корабль "Адмирал Виноградов". Он уже сопроводил 52 судна под флагом иностранных государств и 22 судна с российскими гражданами на борту. В 2011 г. планируется около 5 походов отрядов кораблей Северного и Тихоокеанского флота ВМФ РФ.
"На начало 2011 г. достигнут максимум в количественном показателе захваченных судов и моряков - 28 и 633 соответственно. Это связано с расширением использования практики захваченных судов в качестве "судов-маток". Главному командованию ВМФ РФ и руководству международных операций известны районы плавания "судов-маток", наименования судов, используемых пиратами.
Но это не дает возможность организовать эффективное уничтожение пиратов. При приближении военного корабля к "судну-матке", пираты угрожают расправиться с экипажем "судна-матки" и тем самым вынуждают командира военного корабля отказаться от активных действий по защите гражданского судна и атаке "судна-матки", - сказал контр-адмирал Александр Штукатуров.