Украинские банки скупит МВФ?
14.01.2009, 13:03Экономические бои не утихали даже в новогоднюю ночь: 31 декабря, в перерывах между выступлениями артистов, мы слушали угрозы из Москвы по поводу отключения газа. Потом, уже 1 января, стало известно о неподписанных договорах и грядущих экономических коллапсах. Есть такая примета: как Новый год встретишь, так его и проведешь…
А украинские банкиры уже готовятся к банковскому коллапсу: приближается передел собственности в украинских банках.
Рекапитализация украинских банков будет переделом собственности между их владельцами.
Международный валютный фонд, выдавая нам кредит, требует от Украины начать рекапитализацию банков. Вначале международные банкиры желают, чтобы их международные аудиторские компании проанализировали финансовое состояние украинских банков. Причем они не дают гарантий, что полученная ими информация не станет достоянием гласности. Если они лично выявят нехватку капитала в каком-нибудь украинском банке, то потребуют, чтобы вступила в действие их схема рекапитализации. То есть, чтобы акции интересных им украинских банков были скуплены правительством, а потом перепроданы. Кому? Участвовать в торгах за акции собирается даже Международная финансовая корпорация – структура Всемирного банка. Напомним, что за Всемирным Банком и МВФ стоят одни и те же люди. На процедуру рекапитализации банков правительство собирается использовать деньги, взятые в кредит у МВФ, а потом – продать акции украинских банков близкой к МВФ структуре.
Интересно, что общие моменты по рекапитализации украинских банков уже были предложены в антикризисном президентском законе, после чего и появился порядок рекапитализации, предложенный Кабмином. Правда, он не дает прозрачной схемы: режим управления средствами остается ручным, непонятно, каким образом будут отбираться банки под рекапитализацию, как будут поступать средства, как государство будет участвовать в управлении правами собственности, которые оно получит в обмен на эти средства. Ведь схема рекапитализации предполагает дополнительную эмиссию акций, которые поступают в руки правительства, предоставившего средства в виде облигаций государственного займа. Минимизирует ли эта схема последующие потери налогоплательщиков, ведь деньги – государственные, из нашего с вами кармана? И главное, утвержденная схема не дает ответа: как государство собирается потом, когда пройдет пик проблем для банков, продавать акции этих банков? Во всем мире это является одним из самых важных моментов – обеспечить минимизацию потерь для налогоплательщиков (то есть максимально использовать частные средства для устранения проблемных ситуаций в банке) и обеспечить условия, по которым государство сможет достаточно быстро отдать все финансовые учреждения опять в частные руки. Вот этого в схеме, которую уже сейчас обнародуют украинские политики, и нет. И пока что с октября (с момента принятия антикризисного законопроекта) ничего нового в порядке рекапитализации украинских банков не появилось.
Почему волнуются украинские банкиры? Потому что рекапитализация будет означать передел собственности между частными владельцами. И худо им будет, когда к переделу подключаться иностранные структуры. А требование МВФ не снято – там хотят, чтобы в Украине было наличие какого-либо более или менее общего закона, который декларировал бы, что государство будет участвовать в рекапитализации банков и эта схема будет создана. Собственно, этот декларативный закон и появился. Но проблема – в деталях. МВФ настаивает на максимальной прозрачности и чтобы участие государства при прочих равных условиях было минимальным по возможности, чтобы средства из государственного бюджета потом могли возвратиться (например, при продаже этих акций) с минимальной потерей для налогоплательщиков. Да и выход государства из проблемных банков должен осуществляться достаточно быстро и должны быть для этого заложены стимулы. То есть возможности для этого выхода. Но не все эти принципы учтены в существующей сейчас схеме рекапитализации украинских банков, которую собираются начинать то ли уже в конце января, то ли в феврале.
Рекапитализация государственных банков может привести к банкротству коммерческих банков в Украине
Яркий пример того, к чему может привести рекапитализация банков на постсоветском пространстве после финансового кризиса – это проведенная в России рекапитализация в 1998 году. После нее половина крупных банков оказалась скуплена олигархом Михаилом Ходорковским и другими представителями интересов Ротшильдов и Рокфеллеров в Российской Федерации. По программе Центрального Банка России банки пробовали разделить на так называемые «живые» и «мертвые». Все работающие и ликвидные активы переходили в новый банк, созданный с участием государства и кредиторов. Ему же перешли и все обязательства старого банка перед частными лицами, кроме разве что обязательств перед служащими – они оставались в старом банке. Там же оставались и все активы и пассивы, связанные с аффилированными лицами и структурами. Прежнему руководству таких банков места в этой схеме не было. Иностранные кредиторы не соглашались конвертировать долги банка в его акции, не меняя при этом менеджмент. Тем более что другими акционерами банка стало не только государство, но и мировые финансовые организации.
Экономисты уже сейчас предупреждают о том, что такая схема может повториться и в Украине в 2008 году, правда, ключевую роль вместо Центрального банка России Юлия Тимошенко хочет отдать в этой схеме Министерству финансов Украины. Украинских банкиров пугает и еще одна перспектива. В ноябре 2008 года Премьер-министр заявила, что нужно рекапитализировать два самых крупных государственных банка Украины – Сбербанк и «Укрэксимбанк». По утверждениям членов наблюдательного совета НБУ, которые просят не упоминать их фамилий, к борьбе за два самых главных банка страны сейчас борется только иностранный капитал. Потому что в период финансового кризиса у отечественных олигархов просто не хватит денег даже на покупку 25 % акций Сбербанка и «Укрэксимбанка».
К чему все это может привести и почему так волнуются украинские банкиры? Потому что в случае, если два самых крупных государственных банка страны, на счетах которых находятся все бюджетные деньги Украины, вдруг окажутся в руках у Международной финансовой корпорации (МФК), то это приведет к нечестной конкуренции в банковском секторе и к скорому банкротству остальных коммерческих банков Украины. Ведь банкиры из МФК имеют возможность получать льготные кредиты в валюте и евро у американских и европейских банков. Соответственно, крупные компании и даже простые граждане предпочтут кредитоваться именно у Сбербанка и «Укрэксимбанка», когда они будут принадлежать иностранцам. При том у владельцев этих банков прибыль будет постоянной еще и потому, что через них проходят многомиллиардные суммы бюджета Украины.
Если в результате нечестной конкуренции обанкротятся коммерческие банки Украины, то потери будут нести простые граждане, имеющие депозиты и кредиты. Ведь депозиты им могут и не вернуть, а вот отдать кредит обязательно потребует структура, к которой перейдут акции банка-банкрота. То ли еще будет…
Дарья Оносова