ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Войны за рынок металла

Войны за рынок металла

13.01.2009, 14:57

Компания “Укркапиталинвест” лишилась своих клиентов и уже более трех месяцев задерживает поставки металла, за который взяла предоплату. Угроза потери бизнеса нависла еще над рядом “неблагонадежных” металлотрейдеров. “Торговать сталью в Украине могут только осевшие на этом рынке игроки”, — говорит глава Ассоциации металлоторговцев Андрей Федосеев.

Особенности украинского рынка

На украинском рынке металлоторговли игрокам становится все более тесно. Крупнейшая компания на нем — “Леман-Украина” контролирует около 12% рынка, УГМК — 8,36%, “Комекс” — 7,58%, “Металл-холдинг” — 5,88%, “МД-груп” — 5,5%. Оставшиеся 60% рынка вынуждены делить между собой более двухсот официально зарегистрированных металлоторговцев.

Такое огромное скопление желающих заработать на перепродаже металла создает жесткую конкурентную борьбу, которая вынуждает участников рынка ужимать свои наценки в пределы 4-10%. Так, по подсчетам компании “Комекс”, стоимость арматуры у украинских торговцев сегодня выше заводской на 4,5-6% в зависимости от географического региона сбыта; листовая сталь дороже на 4,5-8%; швеллер — на 5,9%.

Соответственно, если учесть затраты на перевозку и хранение металла, можно предположить, что рентабельность отечественных трейдеров не превышает 3%-4%. Время от времени многие компании, являясь заложниками своих производств, вынуждены работать в убыток.

Жесткие рыночные условия, по словам торговцев, делают практически невозможным появление на нем новых игроков. А многие “осевшие” трейдеры вынуждены воевать между собой за место под солнцем.

Чтобы укрепить внутренний рынок, Украинская ассоциация металлоторговцев поставила задачу — выстроить “защитный барьер”, с помощью которого можно было бы оградить бизнес от спекуляции и недобросовестных действий.

Первыми шагами на пути к достижению этой цели стали вывешенные в интернете объявления, в которых ассоциация заявляет о возможных прецедентах мошенничествах со стороны некоторых участников рынка. Обвиненные компании потеряли своих заказчиков и подверглись проверкам правоохранительных органов.

Одна из пострадавших фирм “Укркапиталинвест” подала на УАМ жалобу в Антимонопольный комитет. “В том, что мы, взяв предоплату, три месяца задерживаем отгрузку металла виновны не мы, а Украинская ассоциация металлоторговцев, которая ставит палки в колеса нашему бизнесу”, — говорит руководитель компании “Укркапиталинвест” Борис Работников.

Чтобы объективно описать разгоревшийся конфликт, “УкрРудПром” попросил обе враждующие стороны дать свое видение возникшей ситуации.

Андрей ФЕДОСЕЕВ, Глава Украинской ассоциации металлоторговцев (УАМ)

— Какие прецеденты мошенничества произошли в последнее время на рынке металлопродукции?

— По моему наблюдению, на рынке вновь появились посреднические фирмы, которые заключают контракты на поставки металла по привлекательным ценам на условиях 100%-ной предоплаты без намерения выполнять их в дальнейшем. Так, по нашим данным, одна из таких компаний — ООО “Укркапиталинвест” — незаконно присвоила и рассредоточила между родственными фирмами средства металлоцентров ООО “Смет” и ОАО “Львивметал” в сумме 148 тыс. грн. и 1,116 млн. грн. соответственно. Есть и другие пострадавшие, в число которых входят не только украинские, но и зарубежные компании.

Члены ассоциации жалуются, что аналогичные схемы мошеннического завладения средствами металлосервисных центров и потребителей металлопродукции, практикуются киевскими посредническими фирмами ООО “Холдинг “Интертрейдгруп”, ООО “Торговый дом “Арбет”, ЗАО “Холдинговая компания “Стандарт”.

— Почему правоохранительные органы не пресекут подобные схемы?

— К сожалению, в нашей стране дела об экономических преступлениях расследуются хуже, чем мелкие бытовые ссоры в Европе. Хотя милиция нас морально поддерживает, но наказать преступников не так просто.

В милиции пострадавшим металлотрейдерам рассказали об отсутствии в нынешнем законодательстве механизмов борьбы с такими преступлениями и посоветовали обратиться в Хозяйственный суд. Однако в этой инстанции расследование подобных дел может затянуться на долгие месяцы. Истец понесет увесистые судебные издержки. И когда, наконец, хозсуд примет решение наложить арест на счета мошенников, на их месте, наверняка, останутся только воспоминания.

— Известно ли вам, кто стоит за описанными вами схемами?

— Я и сам хотел бы посмотреть в глаза тому, под чьей опекой действуют серые посреднические структуры. Ясно одно — присутствие случайных игроков сильно вредит рынку.

Например, если, одна зарубежная компания обожжется на нечестной игре украинских металлоторговцев, она посчитает делом чести остановить десяток других компаний, желающих работать с нашей страной. А плохой имидж, как известно, создается в десятки раз легче, чем хорошая репутация.

Дальнейшее присутствие на рынке “левых” фирм будет провоцировать развитие коррупции. Причем не только в секторе металлоторговли, но и на тех сталелитейных комбинатах, с которыми они заключают договора. Ведь даже на образцовом европейском комбинате “Миттал Стил Кривой Рог” в отделе сбыта работают украинские менеджеры, и были случаи, когда они предоставляли существенные преференции отдельным торговым фирмам.

А что произойдет, если непрофессиональный трейдер, добившись льгот, начнет сбивать цену? Рынок дестабилизируется, стоимость металла упадет, и сервисные центры начнут терпеть убытки, что вынудит их снижать зарплаты, сокращать рабочие места, приостанавливать инвестиционные программы… В конечном итоге отрасль снизит экономические показатели и налоговые отчисления в бюджет. Кому это нужно?

— Как, по-вашему, должен регулироваться рынок металлоторговли?

— Прежде всего, имеет смысл ограничить проходимцам доступ на рынок. Металлоторговля — это тяжелый, низкорентабельный бизнес и честной компании войти в этот сектор не легко, так как здесь очень тесно.

Я считаю, что Украине нужно ввести обязательную грамотную сертификацию трейдеров. Прежде чем получить разрешение на торговлю металлом, пусть компания покажет наличие собственной базы, рабочих мест, прямых договоров о закупках металла на предприятиях. Ведь, если фирма владеет оборудованной площадкой, она вряд ли рискнет мошенничать, боясь потерять ее. А вот отсутствие прямых контрактов с производителями у трейдера — это почти наверняка признак его нечестных намерений. Невысокая рентабельность нашего бизнеса исключает возможность существования длинных посреднических цепочек.

— Как сейчас потребитель может удостовериться в надежности компании, предлагающей ему металл?

— Заключая сделку с сомнительной компанией, предложившей стальные товары по низким ценам, потребитель сам становится косвенным соучастником аферы. Чудес в нашем бизнесе не бывает, поэтому лучше вести бизнес с компаниями, доказавшими свою надежность.

На нашем рынке присутствует порядка 40-50 серьезных трейдеров. Все друг друга знают. Можно позвонить в ассоциацию, и мы предоставим справку о степени надежности металлоторговца.

Борис РАБОТНИКОВ, соучредитль ООО “Укркапиталинвест”

— Почему Ассоциация металлоторговцев именно вашу компанию обвинила в махинациях на рынке металла?

— Наша компания, работающая с 2000 года, оказалась жертвой нечестной игры — шантажа и черного пиара. Причиной этих “наездов” стала личная неприязнь хозяина фирмы “Львовметалл” Ильи Борисовича Мерецкого, компаньоном которого является президент Украинской ассоциации металлоторговцев (УАМ) Андрей Федосеев.

Да, мы имеем договорные отношения по поставкам продукции “Львовметаллу”, да мы по ряду объективных, а теперь уже и субъективных причин выбились из графика. И сразу же Украинская ассоциация металлоторговцев в лице господина Федосеева ставит нам клеймо: мошенники, аферисты и т.д. и распространяет эту информацию на своём сайте.

— Как получилось, что вы оказались должны компании “Львовметалл” продукции на сумму более миллиона гривен?

— Даже у самых надежных компаний, случаются сбои в рабочем графике из-за процессов, на которые невозможно повлиять: природных катаклизмов, аварий... Для нас таким форс-мажорным обстоятельством стал металлургический завод “Истил”, задержавший отгрузку продукции на нашу базу. По этой причине мы не успели поставить фирме “Львовметалл” часть металла. Контракт на сумму около трех миллионов гривен оказался недовыполнен с оговоренный срок на треть. Я объяснил господину Мерецкому причину задержки и попросил подождать несколько недель, на что он мне ответил, что ждать не будет, и за этот сбой мы ему “заплатим”.

Несмотря на конфликт, наша компания продолжала отгрузки на “Львовметалл”. На данный момент мы остались должны этой фирме продукции на сумму около 700 тыс. грн. и давно бы ее вернули, если бы Мерецкий и Федосеев не заблокировали нашу работу.

— Какой ущерб нанесли вам действия ассоциации УАМ?

— Ассоциация нанесла много вреда. Из-за вылитой на нас грязи многие потребители, сделавшие предоплаты, отозвали свои деньги и отказались с нами работать. По этой же причине у нас сорвался контракт с “Mittal Steel Кривой Рог”.

А на следующий день после нашего официального обращения в Антимонопольный комитет Украины за защитой своих конкурентных прав работа нашего офиса была дезорганизована и заблокирована штурмом УБЭП Печерского района. Также нам был перекрыт кислород появлением на металлобазе представителей Службы безопасности Украины.

— Как вы относитесь к инициативам УАМ ограничить доступ на украинский рынок металла новым игрокам?

— Если Федосееву удастся урвать для своей организации право определять “надежных” трейдеров, руководство Ассоциации легко может заклеймить неугодных ей игроков ярлыком “ненадежный трейдер”. То, какой вред, прикрывшиеся громким названием своего объединения, эти люди могут нанести вставшему на их пути бизнесу, мы ощутили на себе, как никто другой. Многие металлоторговцы могут быть вытеснены с рынка.

Справка “УкрРудПрома”

Украинская ассоциация металлоторговцев учреждена 25 июня 2002 года, по инициативе известныех металлотрейдерских компаний ОАО “Волыньглавпостач”, ООО “Запорожсталь Металл Холдинг”, ООО “МД Груп”, ООО “Металл-холдинг” и ЗАО “Харьковметалл-2”. Сейчас в нее входят 17 металлоторговых компаний, контролирующих свыше 25% рынка.

Денис ЗАКИЯНОВ

Accelerated with Web Optimizer