В Петербурге представят новейший контейнерный ракетный комплекс Сlub-K
03.03.2011, 19:25
29 июня на Международном Военно-морском салоне в экспозиционно-выставочном комплексе в Гавани Петербурга концерн "Моринформсистема-Агат" планирует представить новейшую контейнерную ПУ ракетного комплекса Сlub-K.
По сообщению пресс-службы концерна, информация о контейнерном варианте комплекса ракетного оружия семейства Club в виде макетов и видеороликов была впервые представлена Концерном на выставке DIMDEX-2010 в Катаре в марте и затем на выставке Евронаваль-2010 в октябре 2010 года и вызвала всплеск интереса и шквал комментариев со стороны специалистов, политиков и особенно - независимых экспертов.
Комплекс выглядит как стандартный 12-метровый (40-футовый) грузовой контейнер, используемый для морских перевозок.
Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ. Комплексом Club-K могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Благодаря такой маскировке заметить Club-K до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно.
Технические средства комплекса размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.
Функционально комплекс Club-K состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).
Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит около 15 млн долларов (по другим оценкам - около 10 млн долларов).
Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K вызвал настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.
На самом деле ситуация гораздо хуже. Она просто катастрофическая.
Дело в том, что в любой прилично развитой стране все порты и железнодорожные станции просто забиты 40-футовыми контейнерами. Эти контейнеры, кроме того, широко применяются в качестве временных складов и для размещения бытовок рабочих, а также для техники - например, в них монтируются модульные мазутные и газовые котельные, дизельные электростанции, резервуары с жидкостями и так далее.
Таким образом, вся территория страны заставлена десятками и даже сотнями тысяч таких контейнеров. Которые из них содержат внутри ракеты? Как это определить?
Гражданский транспорт прекрасно приспособлен для перевалки таких грузов. Огромное количество железнодорожных платформ, речных и морских судов и даже грузовых трейлеров могут перевозить такие контейнеры - как понять, в каких из них ракеты, а в каких - пакля или рулоны туалетной бумаги? Таких грузовиков десятки тысяч, вагонов - немногим меньше, судов - тоже весьма много. Мониторить их все 24 часа в сутки со спутников - никаких спутников не хватит.
«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое гражданское грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу военным кораблям и грузам.
Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают Club-K всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если этот ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире.
Ранее США уже высказывали немалое беспокойство, когда Россия собиралась продать Ирану зенитные ракетные системы среднего радиуса действия С-300, которые могут отразить потенциальный ракетный удар по ядерным объектам страны со стороны США и Израиля. А Клаб-К - это не ракеты ПВО, это ударное оружие изрядной мощности.
«Эта система дает возможность для распространения баллистических ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, — оценивает потенциал Club-K консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. — Благодаря тщательной маскировке вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».
До сих пор речь шла о системах морского базирования - для надводных кораблей и подводных лодок. Теперь же разработчики сделали революционный шаг - поставила корабельные ракеты в стандартный контейнер и добилась их автономного пуска. А это коренным образом меняет тактику и стратегию применения ракет.
При этом формально ракеты Club-K не подпадают ни под какие ограничения.
Их дальность полета - до 250-300 км, и они даже не баллистические, а крылатые. Американцы сами в свое время вывели крылатые ракеты за скобки договоров об ограничении экспорта ракетных технологий - вот теперь и пожинают плоды.
Чем напугал Club-K военных экспертов Пентагона? В принципе, в боевом и технологическом плане там нет ничего супернового — комплекс «стреляет» дозвуковыми крылатыми ракетами различных модификаций (даже ракета 3М54Э дозвуковая - лишь последние 20-30 км ее ударная часть проходит на сверхзвуке 3М, чтобы эффективно преодолеть мощную ПВО и создать большое кинетическое воздействие на крупную цель).
Система позволяет поражать морские и наземные цели на расстоянии 200-300 километров от точки пуска, в том числе и авианосцы - но никаким Wunderwaffe сама по себе не является.
Главное здесь другое — весь комплекс исполнен в виде стандартного 40-футового морского контейнера. Это значит, что он становится практически незаметным для любых видов воздушной и технической разведки. В этом-то и вся «соль» идеи.
Контейнер может находиться на борту торгового судна. На железнодорожной платформе. Его можно погрузить на полуприцеп и в качестве обыкновенного груза доставить в район применения обычным грузовиком.
Воистину, как не вспомнить железнодорожные пусковые установки баллистических ракет времен СССР! Однако если уничтожение «рефрижераторов» можно объяснить потребностями контроля за стартами баллистических ракет, то здесь на кривой козе не подъедешь.... Ракеты крылатые, "это средство береговой обороны"...