Михаил Прохоров недоволен, что компания не провела его в совет директоров «Норникеля»
29.12.2008, 13:21Собрание акционеров «Норникеля» 26 декабря вышло не совсем обычным. Прежде их всегда проводили в здании Финансовой академии на Ленинградском проспекте — alma mater бывшего гендиректора Михаила Прохорова. На сей раз — в «Президент-отеле». Зато миноритарии «Норникеля» могли сфотографироваться на фоне новогодней елки, получить сухой паек (бутерброды, мандарин и яблоко) и сходить на фуршет.
Основное событие собрания акционеров «Норникеля» — переизбрание совета директоров — заняло 15 минут. Интригой мог бы стать вопрос, кто из кандидатов от ВЭБа войдет в совет — Александр Волошин или гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. (По остальным вопросам UC Rusal и Владимир Потанин договорились еще в ноябре.) Но Чемезов отозвал свою кандидатуру. UC Rusal (по условиям кредита ВЭБа она проводила в совет госпредставителя) голосовала за Волошина. Сразу же после собрания новый совет избрал его своим председателем. Кроме представителя ВЭБа в совет вошли по четыре представителя от UC Rusal и «Интерроса» (компания Потанина), гендиректор Владимир Стржалковский, два независимых директора и представитель Алишера Усманова (владеет 5% акций «Норникеля») Фархад Мошири.
Акционерам «Норникеля» очень повезло, уверен бывший член правления РАО «ЕЭС России» (Волошин был председателем совета директоров РАО) Леонид Меламед: у Волошина идеальная самоорганизация, в РАО он всегда выступал арбитром, добиваясь — очень интеллигентно, — чтобы все диспуты по реформе превращались в реальные идеи и решения. Через Волошина проходило гигантское количество документов, он со всеми разбирался и никогда не допускал конфликтов, вспоминает Меламед.
В совет не вошел Прохоров. Весной он продал UC Rusal 25% акций «Норникеля», получив 14% акций алюминиевого холдинга. Тогда же UC Rusal обязалась проводить одного представителя Прохорова в совет «Норникеля». Прохоров заявил, что считает действия UC Rusal на прошедшем собрании грубым нарушением соглашения: «У нас имеется достаточно прав и полномочий, чтобы защитить свои интересы».
Представитель UC Rusal от комментариев отказался. Решение, кто из представителей UC Rusal войдет в совет «Норникеля», принималось на совете директоров UC Rusal накануне собрания, сказали два источника, близких к акционерам UC Rusal.
Рычаги давления у Прохорова на UC Rusal есть: компания должна ему $3 млрд, у него опцион на продажу своих 14% акций за $7,3 млрд в 2009 г. Наконец, Прохоров ведет переговоры с UC Rusal о реструктуризации долга (см. статью на стр. А1) и может использовать решение UC Rusal в своих интересах, добавляет еще один источник, близкий к алюминиевому холдингу.
Юлия Федоринова, Елена Мазнева