ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Перспективы олигархов

Перспективы олигархов

29.12.2008, 13:21

Обвал мировых рынков более всего обесценил приобретения в сферах финансовых услуг, ретейла и строительства. А вот за что по-прежнему будет вестись нешуточная борьба, так это за объекты в топливно-энергетическом комплексе

Мировой кризис внес существенные коррективы не только в оценки выгодности тех или иных уже совершенных сделок, но и в дальнейшие планы украинских финансово-промышленных групп. Приобретать они будут, как уже показали события последних месяцев, или самое необходимое, или самое перспективное, или то, что продается по бросовым ценам

К ПОСЛЕДНЕЙ категории можно отнести приход Дмитрия Фирташа в Надра Банк и российского Внешэкономбанка (ВЭБ) в Проминвестбанк. Впрочем, уверенно можно говорить как о состоявшейся только о сделке по Надра Банку. «В банк пришел новый и, что очень важно, украинский инвестор — Group DF, что даст новый импульс укреплению стабильности нашего банка, его дальнейшего экономического развития и сохранения лидирующих позиций на рынке», — заявил президент банка Игорь Гиленко. Что же касается ПИБа, то на момент верстки номера было известно о том, что ВТБ готовит меморандум с Нацбанком о покупке ПИБа.

К категории покупок «по необходимости» следует отнести приобретение компанией Metinvest B.V. (Нидерланды), принадлежащей Ринату Ахметову и Вадиму Новинскому, американской United Coal Company, на долю которой приходится около 6% добычи коксующегося угля в США. В октябре американские СМИ сообщили, что Metinvest заплатит за угольный актив в США рекордную цену — $2,5 млрд. Но о завершении сделки, как и об окончательной ее сумме, данных пока нет. Также группа СКМ проявила интерес к добыче углеводородов на черноморском шельфе (через ООО «Ванко Прикерченска»), однако ее планы расстроило правительство Юлии Тимошенко. Не удалось группе установить контроль и над «Донецкоблэнерго», хотя не исключено, что у нее это получится в следующем году. В то же время как о свершившемся факте можно говорить об уходе Ахметова с пивного рынка: в течение года группа СКМ продала свои пивзаводы в Донецке, Полтаве, Симферополе и Днепропетровске.

Группа ИСД продала основную часть своих активов, имеющих отношение к машиностроению, что помогло ей сконцентрировать усилия на модернизации производства на своих металлургических комбинатах. В частности, еще в августе на Алчевском меткомбинате была завершена первая очередь монтажа оборудования по изготовлению и вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи №1 и №5, что дает возможность заменить в технологии производства чугуна природный газ на угольное топливо. На Днепровском меткомбинате им. Дзержинского установлена новая машина непрерывного литья заготовок, а в следующем году планируется построить новую доменную печь. К середине 2010 года на этом комбинате должна быть завершена реконструкция среднесортного стана «350», а к 2011 году — модернизация двух сортовых линий проката.

До осеннего кризиса в металлургической отрасли свидетельством ослабления позиций группы «Приват» считалась продажа ею прошлой зимой своих коксохимических, сталелитейных и горнорудных активов российской Evraz Group Романа Абрамовича. Но сейчас Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова называют чуть ли не провидцами. Впрочем, поскольку деньгами «Приват» получил только $1 млрд., а остальные $2,5 млрд. — акциями покупателя, то было бы неверно утверждать, что «Приват» избавился от проблемных активов: все проблемы «Евраза» теперь уже и проблемы «Привата». И все же вырученный «живой» миллиард группа потратила с толком.

Той же зимой она выкупила за $147 млн. 12,62% акций британской компании JKX Oil & Gas PLC, занимающейся разведкой месторождений и добычей нефти и газа в Полтавской области. Оставшиеся средства позволили ПриватБанку не только выдержать шторм финансового кризиса, но и заняться дальнейшими приобретениями. В частности, в сентябре Коломойский увеличил свою долю в компании Ferrexpo Константина Жеваго с 3,3 до 6,89%. «Мы выкупили эти акции на свободном рынке, — рассказал тогда заместитель председателя правления ПриватБанка Тимур Новиков. — Сейчас рассматриваем возможность доведения пакета до 10%, с тем чтобы получить место в совете директоров. Ценовая ситуация этому способствует: сейчас 4% акций стоят $40 млн., тогда как раньше — $180 млн.». А в ноябре стало известно о планах группы выкупить права контроля над ООО НК «Альфа-нафта», занимающегося розничной торговлей нефтепродуктами. Перед этим «Приват» уже приобрел 46,32% акций сбытовой компании ТД «Укртатнафта». Таким образом, можно говорить о том, что «Приват», поступившись позициями в металлургии, усилил позиции в нефтяном секторе, который сейчас выглядит более надежным. Еще одна сфера особого внимания группы — энергетика, где «Привату» летом текущего года удалось установить оперативный контроль над «Днепроблэнерго».

Небесспорными представляются недавние сделки владельца днепропетровской корпорации «Интерпайп» Виктора Пинчука. В течение последних двух лет он избавлялся от непрофильных для его бизнеса активов и в то же время начал осваивать новые направления, которые считал наиболее перспективными. В июле 2007 года Bank Austria Creditanstalt AG, входящий в UniCredit Group, подписал соглашение о приобретении у инвесторов, представляющих «Интерпайп», около 95% акционерного капитала Укрсоцбанка. В январе 2008-го было объявлено о завершении сделки и о том, что цена покупки составила 1,525 млрд. евро. Как раз с этой сделкой Пинчук, похоже, не прогадал, поскольку сейчас выручить такую сумму было бы практически нереально. И уже в сентябре 2007 года в Лондоне была создана международная инвестиционно-консалтинговая группа EastOne, которая занялась диверсификацией портфеля активов Пинчука. В апреле-мае 2008-го произошли два тесно связанных события. Во-первых, московская компания «Мосмарт», специализирующаяся на розничной торговле пищевыми продуктами, создала в Украине совместное предприятие с EastOne. Партнеры объявили о намерении инвестировать в развитие совместной сети розничной торговли $300 млн. Во-вторых, EastOne объявила о завершении сделки по продаже контрольного пакета акций запорожского ОАО «Днепрспецсталь». Детали сделки не разглашались, однако в СМИ получила распространение версия о том, что предприятие перешло под контроль группы VS Energy российского бизнесмена Александра Бабакова. «Стратегическое партнерство с ЗАО «Мосмарт» с целью создания лидера на украинском рынке ретейла и реализация стоимости по ОАО «Днепрспецсталь» — наиболее значимые на сегодня мероприятия по отраслевой диверсификации портфеля в рамках одной географии», — заявил тогда исполнительный директор EastOne Геннадий Газин. В пользу такого решения тогда говорило то, что рентабельность «Днепрспецстали» составляла 15%, а ретейл обещал 30%. Однако после кризиса пришлось сравнивать уже не прибыли, а убытки. И можно говорить о том, что «Днепрспецсталь» (а это единственный в Украине производитель сортового проката и поковки из нержавеющей, инструментальной, быстрорежущей, подшипниковой, конструкционной стали, а также из жаропрочных сплавов на основе никеля) в силу специфичности своей продукции имеет хорошие шансы вернуться к нормальному ритму работы уже в ближайшие месяцы. А вот у торговых сетей плохие времена могут затянуться на более долгий срок.

Но самой рискованной можно назвать стратегию, выбранную совладельцем УкрсСиббанка Александром Ярославским, который после «развода» со своим бизнес-партнером Эрнестом Галиевым все средства вложил в строительную отрасль, производство стройматериалов и инфраструктурные проекты. Конечно, проекты в Харькове, связанные с подготовкой к Евро-2012, можно назвать вполне перспективными. Но в целом строительство, а значит, и производство строительных материалов, попали в полосу не только затяжного, но и глубокого кризиса. Правда, у Ярославского есть перспектива выйти из кризиса первым и благодаря этому занять лидирующие позиции на рынке.

Да и во всех других отраслях, которые затронул кризис, включая металлургию и машиностроение, можно ожидать новой волны поглощений. И это необязательно будут поглощения более мелких более крупными. Шансы на выживание выше у тех, кто (пусть простят читатели невольный каламбур) не экономил на экономии. То есть — внедрял энергосберегающие технологии, приобретал именно такие активы, которые дают эффект синергии, заботился не только о тоннах, но и об эксклюзивности выпускаемой продукции. Остальных «съедят» если не отечественные, то зарубежные конкуренты. Кстати, российские компании в последнее время не очень-то активно охотятся на украинских просторах — они сами боятся, как бы не стать чьей-то добычей.

Юрий Вишневский

Accelerated with Web Optimizer