ЕЩЁ НОВОСТИ
Главная › Вектор на вертикальную интеграцию

Вектор на вертикальную интеграцию

26.12.2008, 16:55

В уходящем году отечественные машиностроительные магнаты занимались выкупом долей в предприятиях у своих партнеров по бизнесу и объединяли активы в единые холдинги

ОПТИМИЗАЦИЯ ГРИГОРИШИНА


Из предпринимателей так называемой высшей лиги единственным бизнесменом, сконцентрировавшемся именно на энергетическом машиностроении, является Константин Григоришин. За 2008 год он не отметился какими-либо значительными покупками. Ожидалось, что главным «приобретением» станет харьковский «Турбоатом». Однако российскому бизнесмену так и не удалось укрепиться в руководстве госкомпании. Что касается подконтрольных Григоришину Сумского НПО им. Фрунзе и «Запорожтрансформатора», то для большей оптимизации структуры управления было принято решение создать управляющую компанию. После объявления о реорганизации структуры группы стало известно и о некоторых процессах внутри нее. В конце июля АМКУ разрешил московскому ООО «Профитпром» приобрести швейцарскую Torberg Beteiligungen AG, которая владеет 23,615% акций НПО им. Фрунзе. По данным американской компании DealWatch, сумма покупки составила $100,69 млн. А в октябре акционеры сумского предприятия реорганизовали ДП «Завод утяжеленных, бурильных и ведущих труб» в ООО со 100%-ным участием НПО. Эксперты прогнозируют, что в обновленном виде группе будет легче привлекать финансирование и готовиться к IPО, хотя в самом «Энергостандарте» и заявляли, что не считают IPО привлекательным инструментом для привлечения средств. Объединенная компания, скорее всего, будет участвовать в конкурсе на покупку харьковского «Турбоатома», проведение которого анонсируется на 2009 год.

КОНСОЛИДАЦИЯ ВАГОНОСТРОИТЕЛЕЙ

Крупнейший вагоностроительный магнат Украины Александр Савчук также занимался консолидацией активов в рамках созданной в прошлом году «Мариупольской инвестиционной группы». Летом в дополнение к «Украинской промышленно-транспортной компании», которая на пару с ФГИ контролирует концерн «Азовмаш», Савчук получил разрешение АМКУ на интеграцию в структуру МИГа ОАО «Полтавахиммаш», выпускающего железнодорожные вагоны и цистерны. Кроме того, он выкупил у своего бывшего партнера по УПТК Рината Ахметова доли в крупнейшей судоходной компании Украины: «Торговом флоте Донбасса» (ТФД) и Судоремонтном заводе (СРЗ). Последнее предприятие помимо судоремонтной деятельности занимается производством металлоконструкций и литья для «Азовмаша» и частично интегрировано в его структуру. Вдобавок к этому главный вагоностроитель Украины увеличил присутствие в транспортном бизнесе. Входящее в «Азовмаш» ЗАО «Азовэлектросталь» стало собственником ОАО «Мариупольский промышленный железнодорожный транспорт», которое осуществляет грузовые перевозки для нужд других мариупольских гигантов: «Азовстали» Рината Ахметова и ММК им. Ильича Владимира Бойко.

Увеличили свое влияние в вагоностроении группы ТАС Сергея Тигипко и «Приват» Игоря Коломойского. В мае стало известно, что они выкупили у Рината Ахметова и Леонида Юрушева почти 40% акций Кременчугского сталелитейного завода (КСЗ), который обеспечивает вагонным литьем «Днепрвагонмаш» и Крюковский вагоностроительный завод днепропетровских предпринимателей. Вслед за покупкой Сергей Тигипко заявил о планах создания вагоностроительного холдинга, состоящего из активов двух групп: КСЗ, «Днепрвагонмаша» и Крюковского вагоностроительного завода. Однако спустя некоторое время и в «Привате», и в «ТАС» уже старались не распространяться о совместных планах. Наблюдатели связывали это с планировавшейся реприватизацией «Лугансктепловоза». Дескать, ввиду локального конфликта между Коломойским и премьером Юлией Тимошенко на «Укртатнафте» представлять на конкурсе общие интересы было бы целесообразно Сергею Тигипко, и накануне возможного конкурса желательно меньше упоминать о его связях с группой «Приват». Впрочем, несмотря на решение Верховного Суда о незаконности предыдущего конкурса, «Лугансктепловозом» по-прежнему управляет «Брянский машиностроительный завод» российского предпринимателя Искандера Махмудова.

Продав долю в КСЗ, Inter Car Group Леонида Юрушева нашел другое применение своим машиностроительным способностям, занявшись строительством предприятия по производству литейного оборудования в Полтавской области. Однако реализации планов пока мешают местные жители, которые в штыки восприняли идею размещения нового производства. Зато у Юрушева не возникло никаких проблем с покупкой у Рината Ахметова 25% акций производителя коксохимического оборудования ОАО «Славтяжмаш». Придя на предприятие, Юрушев приобрел ценного партнера в лице другого акционера «Славтяжмаша» — группы «Днепротехсервис» Алексея Зиновьева. Вначале они сумели договориться с третьим акционером — корпорацией ИСД — о назначении своих людей на ключевые должности в менеджменте предприятия. А уже осенью, благодаря совместным действиям, Юрушев и Зиновьев оформили контроль над ивано-франковским ОАО «Прессмаш», отстранив от должности председателя правления Богдана Пукиша, который ранее контролировал ивано-франковского производителя прессового оборудования.

УГЛЕСТРОЙ АХМЕТОВА

Ринат Ахметов также не стоял в стороне от передела в отрасли и активно реструктуризировал свой машиностроительный бизнес. Продав часть активов Александру Савчуку, Леониду Юрушеву и Сергею Тигипко, президент ФК «Шахтер» занялся интеграцией в структуру СКМ машзаводов бывшего объединения «Укруглемаш». Этот концерн в начале 2000-ых был создан на базе предприятий, акционерами которых, помимо СКМ, были корпорация ИСД и ЗАО «АРС» Игоря Гуменюка. Для этих целей в рамках СКМ было создано профильное подразделение — Ukrainian Machine Building Holding (UMBH), на которое и оформляются активы. В состав UMBH в 2008 году были включены ОАО «Донецкий энергозавод», ОАО «Дружковский машзавод», получено разрешение АМКУ на интеграцию ОАО «Каменский машзавод» (Россия). Кроме того, СКМ фактически контролирует ЗАО «Горловский машиностроитель» и ОАО «Донецкгормаш», которые в скором времени, видимо, также будут переданы UMBH. Теоретически препятствием в этом может стать АМКУ, поскольку «Укруглемаш» в свое время занимал порядка 70% рынка горно-шахтного оборудования. Однако практика показывает, что Ринату Ахметову без особого труда удается добиться лояльности ведомства как при поглощении конкурентов, так и в вопросах доминирования продукции его предприятий на тех или иных рынках.

ИСД УХОДИТ ИЗ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Занести уходящий год себе в актив может и глава Донецкого облсовета Анатолий Близнюк. В результате договоренностей с ИСД он смог оформить контроль над Краматорским заводом тяжелого станкостроения и «Энергомашспецсталью», выпускающей специальные литые и кованые заготовки для тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, металлургии и горнодобывающей промышленности. На обоих предприятиях увеличение долей компаний, близких к Анатолию Близнюку и его семье состоялось через участие в подписке на допэмиссию акций заводов. Несмотря на то что ИСД оставил за собой миноритарные пакеты акций данных предприятий, можно предположить, что группа утратила интерес к машиностроению и, скорее всего, продаст оставшиеся активы в случае появления заманчивых предложений.

В текущем году инвестиции и хорошая конъюнктура приносили собственникам машиностроительных активов неплохие прибыли. Впрочем, и после начала кризиса отдельные представители энергетического машиностроения заявляли, что кризис не отразился на их работе. Причина в том, что этот сектор завязан на крупных энергетических проектах, реализуемых при поддержке госкомпаний — конечных заказчиков продукции. Другие предприятия, представляющие автопром, сельскохозяйственное или тяжелое машиностронение, вступают в непростой период своего существования, из которого вряд ли смогут выйти без потерь в составе акционеров.

АНДРЕЙ САМОФАЛОВ

Accelerated with Web Optimizer