Как начиналась автомобилизация России: свидетельства из газет столетней давности
Итак, век назад, а если точнее, 9 июня (по новому стилю) 1909 года из ворот рижского Русско-Балтийского вагонного завода, тогда одного из крупнейших в Европе, выкатился первый серийный автомобиль российского производства. Эта изящная двухместная машина серого цвета С-24 (намек на 24-сильный 4-цилиндровый двигатель) получила рычащее название – «Руссо-Балт».
Разрабатывала и изготавливала его бельгийско-русская команда под началом Жюльена Поттера, молодого бельгийского конструктора, швейцарца по происхождению. Характерная деталь: на первенце не было кузова, который не успели просушить после покраски. В таком виде, с двумя деревянными скамьями, гадкий утенок и отправился прямо из цеха на ралли Рига – Санкт-Петербург.
Лиха беда начало… Машину довели до ума, о чем есть свидетельство в журнале «Автомобиль»: «На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и российским флажком у переднего щитка». Рижский завод стал первым российским предприятием, который выпускал серийные автомобили. В журнале «Аэро- и автомобильная жизнь» в № 8 за 1911 год отмечали: «Эти мастерские ни в чем не уступают лучшим заграничным». Всего же за девять с лишним лет, по февраль 1918-го, в Риге было выпущено 626 автомобилей. По тем временам неплохая производительность, особенно если учесть, что завод приходилось эвакуировать во время Первой мировой войны.
Репутация машин РБВЗ была столь высокой, что два образца моделей К-12 и С-24 в 1913 году заказал Императорский гараж для государя Императора Николая II. Вслед за ним лозунгу «Покупайте отечественное!» последовали многочисленные столичные чиновники и промышленники, а также военное ведомство: 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.
О качестве «Руссо-Балта» можно судить по такому факту. Известный в ту эпоху русский издатель и страстный автомобилист Андрей Платонович Нагель 1912–1913 годы провел в бесконечных путешествиях и пробегах (средняя полоса России, Петербург – Монако, Австро-Венгрия – Германия – Франция – Испания, Северная Африка). Проехал по зимним и летним дорогам свыше 80 тыс. километров – и при этом обошелся без капремонта. Вот как он пишет о завершении своего суперпутешествия: «После прибытия в Петербург я приказал машину смазать и почистить. И все».
Впрочем, первые автомобили на улицах Петербурга и Москвы появились гораздо раньше. Так что жителей обеих столиц задолго до появления отечественного авто не пугали «самодвижущиеся моторы». Уже к 1908 году были приняты и правила езды на автомобилях, проводились ежегодные гонки и даже международные автомобильные выставки. Как это происходило, мы прочитали в старых газетах…
ПРАВИЛА ЕЗДЫ НА АВТОМОБИЛЯХ
Господином московским губернатором на днях введены обязательные постановления о порядке езды на автоматических экипажах в пределах г. Москвы. Вчера господин губернатор признал необходимым одновременно с этим распространить действие означенных постановлений с соответствующими изменениями и на уездные территории Московской губернии.
«Московский листок», 1908 г., апреля 24-го
АВТОБУС ДЛЯ ГОРОДСКИХ НАДОБНОСТЕЙ
Городская управа предполагает приобрести на автомобильной выставке один автобус для поддержания пассажирского движения на тех городских линиях, которые будут перестраиваться под трамвай.
«Русское слово», 1908 г., мая 16-го
«ЗАКУПОРКА» УЛИЦЫ
Вчера в 10 часов вечера, выезжавший на Каменный мост автобус, у которого иссяк бензин, остановился на Гороховой улице, там, где продолжается ремонт мостовой. Следовавшие за ним еще два автобуса, вследствие тесноты проезда, остановились. Остановился и автобус, шедший от Александровского сада. «Закупорка» улицы продолжалась минут сорок.
«Голос Москвы», 1908 г., мая 28-го
ОТКРЫТИЕ ОМНИБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ
18 апреля присутствовал на открытии пассажирского автомобильного омнибусного движения между г. Верея и ст. Шелковка Московско-Брестской железной дороги. Расстояние это в 24 версты приходилось делать на лошадях, что было и дорого, и отнимало три часа времени. Автобус же проходил это расстояние от 40 до 50 мин., причем стоимость проезда обходилась каждому пассажиру вдвое дешевле, чем на лошадях. Дабы поощрить это культурное начинание, я и поехал лично на открытие. Кроме того, мне хотелось лично поговорить и с крестьянами, которые, подстрекаемые ямщиками, боявшимися потерять заработок, смотрели косно на это новшество, проявляя даже некоторую враждебность. К сожалению, это автобусное движение просуществовало недолго из-за небрежности шоферов и несовершенства машин, они часто портились, и движение постоянно прерывалось, так как автобусов было только два и их не успевали чинить.
Из записок московского губернатора Владимира Федоровича Джунковского, 1908 г.
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО ЗЕМСКИМ ШОССЕ
Губернская земская управа выработала обязательные постановления о порядке движения автомобилей по земским шоссе. Большая часть правил аналогична с правилами городского управления. Автомобили с полным весом более 300 пудов будут допускаться в движение по шоссе лишь по особому соглашению с губернской управой.
«Русское слово», 1908 г., июня 18-го
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие опытных шоферов у нас сильно чувствуется. Московское отделение автомобильного общества и в этом отношении не проявляет никакой инициативы, а это вопрос весьма важный. Автомобилистам приходится доверять свои 10-тысячные машины неумелым рукам доморощенных слесарей.
Нас интересует только знать, что делает совет старшин московского отделения автомобильного общества и чем интересуются все его комиссии и подкомиссии.
«Раннее утро», 1908 г., июня 20-го
ДЛЯ КОМФОРМА ЧИНОВНИКОВ
Городская управа купила еще один автомобиль, специально для разъездов членов управы, причем установлены условия пользованием автомобилем: за две недели вперед будет делаться расписание, в какие дни какой член управы будет ездить на автомобиле для осмотра учреждений.
«Русское слово», 1908 г., июля 3-го
О ДОПУЩЕНИИ ГРУЗОВИКОВ
Городской технический совет рассмотрел вчера вопрос о допущении на улицах движения грузовых автомобилей. Все опасения относительно того, что эти автомобили могут разрушить мостовую и надземные городские сооружения, технический совет рассеял. Единственно, чему могут они угрожать, так это канализационным крышкам, находящимся на мостовых.
Технический совет нашел нужным указать предельность нагрузки, причем она установлена от 250 до 300 пудов на колесо, и затем установлена ширина шин: на каждые 10 пудов груза требуется 1 дюйм ширины шин.
«Раннее утро», 1908 г., апреля 8-го
НОВЫЙ ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Состоялось заседание особого пожарного совещания, образованного при градоначальстве. В числе других вопросов рассматривался вопрос о покупке нового пожарного автомобиля взамен несколько износившегося первого. Решено купить автомобиль за 7000 руб.
«Московские вести», 1908 г., мая 25-го
ДЕРЗКОЕ ПОХИЩЕНИЕ МАШИНЫ
На Театральной площади во время испытаний автомобиля произошел вчера оригинальный случай похищения автомобиля. В то время как владелец г. Нирензея пошел в контору за получением удостоверения к машине, на глазах шофера к его автомобилю подошли трое лиц, принадлежащих как будто бы к испытательной комиссии. Они сели в автомобиль с целью испытать его и, сделав по Театральной площади два круга, скрылись
«Раннее утро», 1908 г., апреля 8-го
ПАРОВЫЕ ГРУЗОВИКИ
Предприниматель Паццак обратился в городскую управу с ходатайством о разрешении пустить по Москве для перевозки грузов 50 паровых автомобилей, не производящих при движении никакого шума. Технический совет заинтересовался этими машинами в виду новизны конструкции и просил г. Паццака демонстрировать хотя бы одну из машин.
«Голос Москвы», 1908 г., июня 29-го
СОСТЯЗАНИЕ ТЯЖЕЛОВЕСОВ
В воскресенье состоялось состязание на экономичность работы автомобилей-грузовиков. Старт состоялся в начале девятого часа за Тверской заставой у клуба мотоциклистов. В состязании участвовало 6 машин нагрузкой от 150 до 370 пудов. Так как большинство машин не исполнило главного требования – сохранения предельной скорости 15 верст в час, то комиссия имела суждение только о двух машинах.
Одна дала 0,01623 коп. на пудо-версту, а другая 0,018 коп. Другими, как не пришедшими в норму, комиссия не интересовалась. Одна маленькая каретка для товара, делавшая пробег в не нормы для грузовиков и шедшая со скоростью 30 верст в час, дала цифру расхода 0,06 коп. с пудо-версты.
Во время состязания за гонщиками следовали на автомобилях члены комиссии. Старт обратно в Москву делался за версту от «Подсолнечной», где для всех машин давался получасовой отдых. За состязующимися следовал автобус, предоставленный представителям прессы любезностью устроителей выставки и состязаний.
«Русское слово», 1908 г., мая 13-го
ПОДМОГА В ТРАМВАЙНОМ ДЕЛЕ
Городская управа приобретает для своих трамваев два автомобиля. Один будет служить для немедленных выездов различных механиков на места порчи вагонов в пути, другой - для выездов специалистов по исправлению воздушных проводов на линии.
«Русское слово», 1908 г., апреля 22-го
ОСТОРОЖНО! ОПАСНЫЙ МОСТИК
Нас просят предупредить гг. автомобилистов, отправляющихся в г. Богородск, что приблизительно в пятнадцати верстах от Москвы существует небольшой мостик, представляющий значительную опасность тем, что на нем торчат вертикальные концы двух бревен, незаметные даже на расстоянии нескольких десятков сажен. Вчера прибыл из г. Богородска г. Бакланов (Крылов), избежавший этой опасности только благодаря простой случайности.
«Раннее утро», 1908 г., июня 19-го
ПРОСТО КАПРИЗ
Как нам передают, несколько автомобилистов предполагают на днях совершить прогулку на автомобилях в Петербург, чтобы полюбоваться закатом солнца на островах, на «Стрелке». После этого мы не будем удивлены сообщением, что m-er Х. собирается проехать на автомобиле в Иркутск, чтобы подобрать мех к ротонде своей жены, или в Пекин – чтобы купить несколько фунтов хорошего чаю.
«Раннее утро», 1908 г., июня 19-го
МОТОР УСПЕЛ СКРЫТЬСЯ
16 июня в 12 часов ночи, около дома № 9 по Каменоостровскому проулку, на переходившего крестьянина Алексеева налетел мотор, сшиб его с ног и причинил перелом ноги и ушибы головы. Несмотря на преследование полиции, мотор успел скрыться.
«Русское слово», 1908 г., июня 18-го
БУДУЩИЕ КОНСТРУКТОРЫ
В Москве в техническом училище образовался среди студентов автомобильный научно-технический кружок, зарегистрированный учебным комитетом. Кружок этот преследует благую цель: подготовлять специалистов по конструированию автомобилей, для чего члены кружка намерены посещать гаражи, изучать все новости в автомобильном деле, устраивать чтения рефератов, составлять проекты, совершать экскурсии (главным образом дальние) по шоссейным и грунтовым дорогам и изучать условия применения автомобиля как способа передвижения по русским грунтовым дорогам. Летом члены кружка собираются приступить на одном из механических заводов к постройке первого автомобиля русского производства.
«Новое время», 1909 г., апреля 24-го
ЛОШАДЬ ПОПАЛА ПОД АВТО
Вчера на Красной площади фургон фирмы «Работник» Ступина столкнулся с грузовым автомобилем Прохоровской мануфактуры, которым управлял шофер Афанасьев. Лошади причинены поранения.
«Русское слово» 1908 г., июля 5-го
СЛУЧАЙ НА ТВЕРСКОЙ УЛИЦЕ
16 апреля на Тверской улице быстро мчался автомобиль за № 37, принадлежащий французскому гражданину В.К. Жиро. Последний, управляя автомобилем лично, намеревался сразу остановить его. В тот момент, когда Жиро стал тормозить, автомобиль перевернулся несколько раз на месте и сшиб лошадь легкового извозчика крестьянина Сергея Панфилова. Лошадь была искалечена и ныне в езду не годится. Несчастий с людьми не было.
«Ведомости московского градоначатьства», 1909 г., апреля 18-го
ПЕРВЫЕ ТАКСИ
В Москве начнут движение фиакры-автомобили с таксометрами. Такса по 40 коп. с версты является не особенно высокой. С Разгуляя, например, до Театральной площади проезд будет обходиться 1 р. 20 коп., независимо от числа пассажиров в автомобиле.
Одно из страховых обществ с нынешнего летнего сезона будет страховать владельцев автомобилей от несчастий с третьими лицами и самые автомобили от поломок.
«Голос Москвы», 1909 г., апреля 24-го
ФИАКР НА ПРОВОДЕ
Со вчерашнего дня открылось в Москве движение автомобилей-фиакров с таксометрами. Пока эти экипажи не имеют постоянных стоянок и выезжают по вызову телефоном. Выручка в первые дни превзошла всякие ожидания.
«Голос Москвы», 1909 г., мая 6-го
КОНВОЙНЫЕ ОТДЕЛАЛИСЬ ИСПУГОМ
На Лесной улице автомобиль конвойной команды с арестантами попал под вагон трамвая. Получили ушибы кондуктор и вагоновожатый, а также арестанты. Конвойные отделались испугом.
«Голос Москвы», 1909 г., мая 9-го
ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ВЗВИНТИЛИСЬ
За последние дни цена на бензин неожиданно поднялась сразу на 30%. Очевидно в данном случае мы имеем дело не с естественным повышением стоимости продукта, а с искусственным поднятием цены самими продавцами. Действительно, прошел только месяц с тех пор, как возник синдикат производителей бензина, и цена на него сразу поднялась для всех сортов на 1 р. 15 коп. с пуда.
От такого ненормального повышения цен почувствовали жестокий удар многие отрасли нашей промышленности, особенно красильно-аппретурные фабрики и резиновые, требующие для своего производства значительные количества бензина. Большой удар нанесен также нарождающемуся у нас автомобильному движению.
«Руль», 1909 г., мая 11-го
ОШТРАФОВАНИЕ ШОФЕРА
Сегодняшним приказом градоначальника шофер камергера двора Его Величества Александра Безобразова оштрафован на 10 руб. за то, что отказался держаться правой стороны.
«Вечер», 1908 г., июля 6-го
ОСТАНСКИЕ ЧУДЕСА
Чудный майский день Троицы чуть не всю Москву заставил устремиться за заставы, подышать свежим воздухом. Очень много народа было и в Останкине, славящемся своим парком, Как известно, владелец этой «подмосковной», граф Шереметев, пустил от вала в Марьиной роще, места остановки трамваев, несколько автомобилей. Автомобили трясутся неимоверно и доводят пассажиров чуть ли не до морской болезни. Но со всем этим можно было бы еще мириться. Беда в том, что, оказывается, ездить в графских автомобилях далеко не безопасно. Вас могут искалечить, а то так и просто отправить к праотцам.
В это воскресенье, в 5-м часу дня, в самый разгар движения, на шоссе – в четверть версты от Останкина – большой автомобиль нагнал другой поменьше, со всего размаха врезался в правый его бок и опрокинул в канаву. Четверо пассажиров получили ушибы, а один серьезно ранен: ему вырвало щеку. К месту происшествия собралась толпа. А шофер большого автомобиля, как ни в чем не бывало, взялся за свой руль и продолжал «рейс».
Когда его спросили, как это все произошло и почему он не остерегся, шофер развязно ответил:
– Моя машина сильнее и ход быстрее, не мог же я ехать сзади маленького автомобиля. И потому я решил обогнать его...
Почти в то же самое время на шоссе в Марьиной роще у другого автомобиля на всем ходу слетело колесо. Опять крики испуга.
Да, хороши автомобили...
«Голос Москвы», 1909 г., мая 19-го
ГОНКИ В ХИМКАХ
17-го мая близ станции Химки Николаевской ж.д. происходила автомобильная гонка. Благодаря хорошей погоде собралось значительное число москвичей. Гонка прошла благополучно, если не считать того, что один большой автобус с пассажирами раздавил небольшой мостик и на короткое время завяз. Пассажиры отделались небольшим испугом. Из состязавшихся мотоциклеток установленное расстояние – 1 верста – была пройдена в 39 секунд г. Пехачек (машина «Лорен и Клеман», в 3½ лош. силы.) Автомобиль, взявший первый приз, прошел то же расстояние в 31 секунду (г. Гасс, машина Бенц).
«Русские ведомости»», 1909 г., мая 19-го
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Граф С.Ю. Витте и профессор Мечников сегодня, 20 мая, возвращались с интимного обеда. На пути какой-то человек ринулся в сторону автомобиля. Шофер быстрым движением остановил автомобиль. Неизвестный лежал без чувств. Граф Витте и его спутник усадили этого человека на извозчика и отправили его в Петропавловскую больницу. Оказалось, что попавший под автомобиль был в нетрезвом состоянии. Вечером граф Витте по телефону осведомлялся о здоровья пострадавшего. Администрация больницы отвечала графу, что в виду сильного опьянения трудно пока определить степень полученного им повреждения.
«Новое время», 1909 г., мая 21-го
ПРОБА СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ
На стоверстной автомобильной гонке в Москве перед стартом петербуржец Ветчинин вместе со своим шофером Гецом, пробуя машину, упали в реку Шошу и оба убились насмерть.
«Новое время», 1909 г., июня 15-го
ПЬЯНЫЙ ШОФЕР
15-го июня шофер автомобиля №236, кр. Михаил Зайцев, 19 лет, проезжая в пьяном виде по Московрецкой улице, развил большую скорость и, не будучи в состоянии повернуть руль, направил автомобиль на чайный магазин Медведева. Около магазина находился мусорный ящик. Автомобиль разбил его и затем наскочил на легкового извозчика К.А. Гаврикова, сбросил его с козел на мостовую и порвал всю сбрую. Зайцев был задержан и отправлен в часть для протрезвления.
«Русское слово», 1909 г., июня 17-го
ПАДЕНИЕ БЕЗ СОТРЯСЕНИЯ
16-го июня на Театральной площади вечером мчался полным ходом автомобиль. Лишь только автомобиль повернул к гостинице «Метрополь», у него открылась боковая дверца, через которую вывалился на мостовую ехавший в автомобиле потомственный почетный гражданин И.М. Моргунов. При падении на мостовую он получил большую рассеченную рану на лбу и сотрясение мозга. Пострадавший отвезен в Яузскую больницу.
«Русское слово», 1909 г., июня 18-го
Письмо в редакцию
Покорнейше прошу дать место моему опровержению на заметку, появившуюся в вашей уважаемой газете от 18-го июня с. г., в которой сообщалось о будто бы тяжких поранениях с сотрясение мозга, полученных мною при моем падении с автомобиля. Чувствуя себя все это время совершенно здоровым, могу сказать, что я действительно упал с автомобиля и причинил себе весьма незначительные ушибы, а сведения о сотрясении мозга вкрались исключительно вследствие ошибочного и поспешного постановления диагноза врачом Городского участка, от которого я имею документ за № 2709 удостоверяющий в том, что врач не настаивает на постановлении своего диагноза.
Примите и проч.
Потомственный почетный гражданин Иван Михайлович МОРГУНОВ
«Русское слово», 1909 г., июня 19-го
ИЗВОЗЧИК-МСТИТЕЛЬ
Вчера, в 5 ч. дня на углу Тверской и Леонтьевского переулка случайные прохожие были свидетелями не совсем обыкновенного происшествия: вопреки установившейся практике не автомобиль налетел на извозчика, а извозчик на автомобиль, сворачивавший с Тверской в Леонтьевский пер.
Удар лихого извозчика был настолько силен, что в автомобиле вдребезги разлетелись стекла и повреждены шины. Извозчик отделался благополучно, ни сам, ни пролетка не пострадали.
К месту происшествия собралась толпа любопытных, По адресу злополучного автомобиля раздались остроты и шутки. В неожиданный восторг пришел извозчик:
– Не все вам нашего брата давить!
Кто-то из толпы изрек:
– Извозчик-мститель!
К месту происшествия спешили городовые:
– Господа, расходитесь! Пожалуйста, не останавливайтесь!
Господа расходились, и полиция записала №№ извозчика и автомобиля. Последний запыхтел и двинулся под смех прохожих.
«Голос Москвы», 1909 г., июня 18-го
СТРАХОВАНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ
В виду участившихся за последнее время несчастных случаев от автомобиля «Петербургское общество страхований» ввело разряды автомобильного страхования, освобождая владельцев автомобилей от их гражданской ответственности при несчастных случаях с третьими лицами.
«Руль», 1909 г., июня 22-го
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВТОМОБИЛЕЙ
3 мая в Москве открылась первая международная выставка автомобилей, велосипедов и спорта под покровительством великого князя Михаила Александровича, устроенная в городском Манеже Российским автомобильным обществом. В выставке приняли участие Франция, Германия, Австрия и Италия.
Выставка была очень красиво устроена и представляла большой интерес, убранство отличалось богатством и вкусом. Было выставлено очень много красивых машин и несколько автобусов. Играли два оркестра музыки, салонный и военный струнный лейб-гвардии Преображенского полка. Открытие было обставлено с большой торжественностью; после молебствия и осмотра автомобильным клубом предложен был завтрак. Выставка эта продолжалась до 20 мая, в течение какового времени были устроены пробеги грузовиков различных систем от Москвы до Подсолнечной и обратно (120 километров) и автомобилей по маршруту Петербург – Москва. Пробеги эти были под покровительством великого князя Сергея Михайловича. Испытания грузовиков состоялись 11 мая, с 8 ч. утра до 4 дня, а пробег автомобилей 19 числа. Это был первый пробег автомобилей на такое большое расстояние, я заранее ознакомил с целью пробега население г. Клина и прилегающих деревень и сел, обратившись с особым объявлением, в коем предостерегал от могущих быть несчастных случаев и озорства деревенской молодежи. К счастью, пробег в пределах Московской губернии прошел без всяких инцидентов.
Старт был близ Петербурга на Московском шоссе, финиш – на 13-й версте, не доезжая Москвы, близ дер. Никольской, расстояние 644 версты. 19 числа, уже с 6 ч. утра, начался съезд приглашенных и публики к месту финиша, прибыли королевич греческий Андрей с королевной Алисой. В 8 ч. утра выяснилось, что расчеты гонщиков не оправдались и автомобили опаздывают. Контрольные пункты были устроены в Чудове, Новгороде, Крестцах, Вышнем Волочке, Твери и Клину, в этих пунктах автомобили останавливались на некоторое время для осмотра машин. С этих контрольных пунктов все время по телефону поступали сведения о ходе машин. Из Вышнего Волочка первой шла машина Бенца, затем Дитриха, Даррака; из Твери первым Даррак, затем Бенц, но близ финиша у Даррака испортился зажигатель, и он отстал. Бенц прошел 644 версты в 11 ч. 47 мин. и получил первый приз. В Москву прибыло 10 машин, остальные 17 не дошли.
Из записок московского губернатора Владимира Федоровича Джунковского, 1908 г.
Старые газеты читала Ирина АРИСТОВА