ЕЩЁ НОВОСТИ

Если наступит послезавтра

Модель банковского бизнеса после финансового кризиса станет иной

 

Агунда АЛБОРОВА, обозреватель

В мировом финансовом секторе очевидна тенденция: на фоне непрекращающегося экономического кризиса банки и финансовые компании меняют модели ведения бизнеса. При этом правительства разных стран все чаще стараются взять под свой контроль их деятельность. Об этом говорится в публикации PricewaterhouseCoopers под названием «Послезавтра» (The Day After Tomorrow), которая дает анализ новых тенденций в финансовом секторе.

 

Как считают аналитики компании, старые методы ведения бизнеса могут не сработать и поэтому можно прогнозировать, что в рамках всего сектора произойдут крупномасштабные преобразования, которые не имеют прецедентов.

Активное вмешательство государства в бизнес-процессы финансовых систем уже имеет место в некоторых странах мира: банки, которым предоставляется государственная поддержка, подвергаются давлению в таких вопросах, как изъятие недвижимости за долги по ипотеке, обращение взыскания на заложенную недвижимость и кредитование малого и среднего бизнеса.

Общество ожидает, что после реализации крупномасштабных планов по спасению банковской системы банки должны скорректировать свои методы работы с учетом интересов более широких слоев населения, а не только интересов акционеров. И эксперты PricewaterhouseCoopers прогнозируют усиление конфликтов по мере того, как правительства, чтобы учесть пожелания общества, начнут оказывать влияние на такие аспекты работы банков, как система управления, налогообложение, дивидендная политика и система оплаты труда.

 

Контроль станет жестче, а налоги – выше

Как предполагается в публикации, в скором времени существенным изменениям подвергнутся системы регулирования и контроля. Сейчас уже очевидно, что с несовершенством нормативно-правой системы нельзя бороться исключительно на уровне отдельных стран. Поэтому страны, входящие в состав «Большой двадцатки» (G20), уже наметили план действий по их реформированию.

Эксперты предсказывают также рост количества областей, в которых банковские операции на внутреннем рынке станут более регулируемыми. Так как вопросы финансовой стабильности будут занимать центральное место в повестке дня правительств, все то, что может привести к ее нарушению, будет в той или иной форме подлежать регулированию. Это неизбежно приведет к усилению влияния со стороны государства на стратегии банков, получающих государственную поддержку.

Одно из важных заключений, сделанных в публикации «Послезавтра», состоит в том, что западные государства по мере того, как рецессия и снижение стоимости активов будут приводить к сокращению налоговых поступлений, через какое-то время окажутся перед лицом тяжелых налоговых последствий. Банки получают временную передышку, но в долгосрочной перспективе правительства, естественно, будут стремиться увеличить налоговую нагрузку на сектор.

 

В моде будет «новая классика»

Как отмечается в публикации, новая банковская модель, которая будет создана в послекризисном мире, имеет все шансы стать более упрощенной, прозрачной и лучше ориентированной на предотвращение рисков. На первый план, скорее всего, выйдет универсальная модель банковского бизнеса. На фоне ужесточения регулирования масштабы мировой банковской системы будут сокращаться. По оптимистичному прогнозу экспертов, теневая банковская система по большей части будет ликвидирована. Банки, которые сильно зависели от рынков капитала для поддержки своей ликвидности и которые были скорее специализированными, чем универсальными, должны будут перестроить свою работу.

Прибыль уменьшится, но доходность, скорректированная с учетом рисков, не упадет так сильно, потому что уровень рисков в структуре бизнеса также станет ниже. На банки будет возложена большая ответственность за проведение анализа финансового состояния, необходимого для обеспечения качества кредитного портфеля. Подъем и развитие этой модели, по образному определению аналитиков, будет происходить в стиле «новая классика». Руководству финансовых институтов рекомендуется уже сейчас пересматривать существующие модели бизнеса и проводить долгосрочное планирование.

 

А рынок реагирует трепетно

По данным другого отчета компании PricewaterhouseCoopers «Будущее за внутренним рынком: прогнозы по сделкам слияния и поглощения в финансовом секторе в странах Европы, Ближнего Востока и Африки», участие государства в сделках слияния и поглощения в банковском секторе в 2009 году приведет к снижению активности на этом рынке. Уже известно, что в 2008 году в большинстве европейских стран государственное участие привело к снижению количества международных сделок и увеличению количества сделок на внутреннем рынке.

Так, стоимость международных сделок снизилась с 132 млрд. евро в 2007 году до 41 млрд. евро в 2008 году, а совокупная стоимость сделок на внутреннем рынке выросла с 76 млрд. в 2007 году до 137 млрд. в 2008 году, то есть примерно на 81%. Особенно заметна эта тенденция в Восточной Европе, где уровень активности на рынке слияний и поглощений снизился с 11 млрд. евро в 2007 году до 6 млрд. в 2008 году.

 

Василий КУТЬИН, замначальника управления стратегического маркетинга АКБ «МБРР»:

– Кризисная нестабильность и ее последствия (нехватка ликвидности, существенное снижение доходов населения, а главное – растущая угроза кризиса доверия) все еще довлеют над всей экономикой. Можно со значительной долей вероятности предположить, что для восстановления экономики, для ее выхода на горизонт роста требуется не менее трех лет.

Но для преодоления кризиса необходимы совместные организованные действия большинства участников рынка, и прежде всего – государства (в лице правительства, Центрального банка, АСВ и государственных банков и корпораций). Поэтому роль государства будет расти не только в финансовой системе, но и во всей экономике России в целом. Примерами могут служить активная санация проблемных банков со стороны АСВ и Центрального банка, вливание государственных средств в крупные банки. Государство становится крупнейшим игроком рынка слияний и поглощений, выкупая через госбанки и госкорпорации проблемные банки, причем часто по символическим ценам. Таким образом, государственный сектор банковской системы будет расти высокими темпами.

Масштабы банковской системы сократятся, но это лишь продолжение тенденции, которую мы наблюдаем последние несколько лет. Например, по данным ЦБ, с 1 января 2001 года по 1 января 2008-го число действующих банков сократилось на 182 кредитные организации (14,3%). Количество банков сокращается благодаря действиям государственного регулирования, следящего за соблюдением нормативов и законности операций, а также в результате процессов слияний и поглощений. Скорее всего, эта тенденция продолжится, и посткризисная банковская система России будет насчитывать 600–800 банков. Причем часть мелких и средних банков имеет высокие шансы сохранить и приумножить свои бизнесы именно в силу своей большей мобильности и готовности к изменениям.

Вряд ли стоит ожидать, что теневая банковская система в значительной своей части перестанет существовать. Скажу больше: есть большая вероятность ее усиления. Ужесточение регулирования неизбежно приведет к тому, что часть банковских операций уйдет в тень, будет проходить по новым, еще более сложным схемам. В этой связи можно ожидать рост наличных расчетов, расчетов с помощью драгметаллов и товаров (фактически возвращение части бартерных схем). В розничном бизнесе возможно усиление теневого ростовщического бизнеса, спрос на который вырастет из-за ужесточения требований банков к потенциальным заемщикам.

Аналитики PwC справедливо отмечают, что банки, которые сильно зависели от рынков капитала для поддержки своей ликвидности и которые были скорее специализированными, чем универсальными, должны будут перестроить свою работу. Легко представить банк в виде мотора, который запускается с помощью риска. Если у этого мотора имеется несколько резервных бензобаков, фильтров, а также есть необходимые присадки, повышающие качество топлива, то он работает более эффективно. Так и универсальному банку легче противостоять кризисным тенденциям, поскольку диверсифицированными активами и пассивами легче управлять, их риски будут более сбалансированны. Но общий уровень рисков, а значит, и доходность банковского бизнеса неизбежно понизятся, и на первый план выходит именно устойчивое долгосрочное развитие банковской системы.

Государство по праву является главным антикризисным менеджером в любой стране, поскольку, как показывает практика, «невидимая рука» рыночной экономики не способна вытащить сама себя из кризиса по примеру барона Мюнхаузена. Система государственного регулирования банковской системы России будет постепенно укрепляться в продолжение тех шагов, которые уже были сделаны. Среди последних мер – назначение представителей ЦБ в банки, которые получили стабилизационные кредиты ВЭБа и Банка России. Также уполномоченные представители могут назначаться в банки, в которых размещены средства федерального бюджета на депозитах, а также в банки, в отношении которых ЦБ РФ и АСВ осуществляли меры по предупреждению банкротства. В дальнейшем можно предположить усиление государственного контроля за качеством и своевременностью предоставления банковских услуг клиентам.

Каким, на мой взгляд, будет выход из пике? Время экстенсивного развития банковской системы осталось в прошлом. Кризис обозначил начало нового этапа – интенсивного развития. Поэтому очень важно определить точки эффективного роста банковской системы. Можно предположить, что в посткризисной банковской системе России на первый план выйдет стратегия опоры на собственные силы и ресурсы. Так, с осени 2008 года можно наблюдать активную конкуренцию банков за свободные денежные средства – прежде всего за средства населения. Таким образом, население становится ресурсом выживания банковской системы России. А для максимально эффективного применения данного ресурса банкам следует с особым вниманием подходить к реализации комплекса маркетинга и рекламы, а также повышать качество работы с клиентами.

 

Чаба ЗЕНТАИ, директор по развитию малого и среднего бизнеса ОАО «Альфа-Банк»:

– К концу лета 2009 года банки ожидают очередной волны кризиса. В этот период им придется подсчитать точные цифры по проблемным кредитам, и после этого финансовые организации начнут вводить еще более жесткие ограничения для заемщиков. Можно по пальцам пересчитать банки, которые пока еще продолжают кредитовать малый и средний бизнес. При этом процентные ставки по кредитам в некоторых из них могут достигать 34–48%. По сегменту нанесен серьезный удар, и совершенно неизвестно, чем все закончится.

Согласно внутреннему маркетинговому исследованию, проведенному специалистами Альфа-Банка, для нынешней ситуации в области кредитования малого и среднего бизнеса характерно несколько особенностей: банки стали более консервативны в своих подходах к оценке залогов (например, ужесточились принципы оценки недвижимости); все банки, кредитующие малый и средний бизнес, повышают процентные ставки; очевидная тенденция – прекращение выдачи кредитов под товар в обороте (таких кредитов становится все меньше); практически прекращено привлечение новых клиентов – большинство банков концентрирует усилия на сохранении старых клиентских баз.

 

Олег ЛУГОВОЙ, замдиректора департамента по работе с малым и средним бизнесом НОМОС-Банка:

– Можно смело прогнозировать серьезные невозвраты кредитов. Сейчас обострилась общая для всех банков проблема – информация о бизнесе заемщиков поступает с задержками, аудиторские оценки часто необъективны, поэтому сложно оценивать риски кредитования. Избежать невозвратов можно при условии, что банк будет вовремя производить перенастройку своих скоринговых моделей, тщательно проверять данные о бизнесе заемщика и гибко пересматривать условия кредитования с учетом рыночных изменений.

Accelerated with Web Optimizer