ЕЩЁ НОВОСТИ

Гвоздь в ботинке

Как правильно одеть и накормить служивого

Почему буксуют армейские реформы? Ответ на этот вопрос во многом проясняется из разговора с генеральным директором АНО «Союзэкспертиза» Вячеславом ГОЛИЦЫНЫМ. Мы попросили его обосновать ту бескомпромиссную позицию, которую «Союзэкспертиза» заняла в исследовании качества продукции тылового назначения для Вооруженных сил России.

 

– Вячеслав Анатольевич, не так давно на заседании правления Торгово-промышленной палаты вы высказали обеспокоенность по поводу отказа Минобороны от независимой экспертизы продовольственного и вещевого обеспечения армии и флота. Присутствовавший при этом глава правительства разделил вашу тревогу. А что дальше?

– Реакция Минобороны нам не известна. В МВД прошло совещание, на котором обсуждался вопрос о возможности использования услуг независимых экспертов. С МЧС и Рособоронзаказом продолжается налаженная и результативная совместная работа.

– Встанем на позицию военного и близких к нему ведомств. С какой стати «отдельные штатские» начинают ревизовать тыловое хозяйство?

– Во-первых, в особых условиях именно бизнес становится тылом. Да и сейчас поставщиками армии и флота являются бизнес-структуры. Во-вторых, привлечение независимой экспертизы к контролю качества продовольствия и вещевого имущества было инициировано в 2006 году президентом РФ. Стало быть, у Верховного главнокомандующего были основания для беспокойства.

 – И они оправдались?

– К сожалению, с лихвой. За прошедший период экспертному контролю подверглось более 9 тыс. партий продукции общей стоимостью более 17 млрд. рублей, произведенной более 300 поставщиками. Работа проводилась на объектах Минобороны России во всех военных округах и на флотах специалистами 49 экспертных подразделений и исследовательских лабораторий системы ТПП РФ. Напомню, что мы являемся головной экспертной организацией системы ТПП РФ. По заданиям тыловых служб Минобороны России контролю в основном подвергались те виды продукции, для определения качественных характеристик которых требовались глубокие исследования по значительному количеству показателей.

Анализ результатов свидетельствует о том, что значительное количество проверенных экспертами и исследователями товаров в той или иной мере не соответствовало требованиям контрактов поставки, государственных стандартов, технических условий, санитарных норм и правил. В то же время проводимая работа давала положительный результат по уменьшению объемов поступающей недоброкачественной продукции. Соответствующие оценки по этому вопросу неоднократно докладывались руководству военного ведомства.

В свою очередь, Минобороны России неоднократно подтверждало эффективность независимой экспертизы при контроле качества продукции тылового назначения. Вместе с тем в 2009 году Минобороны России от прежней практики привлечения независимой экспертизы для контроля качества продукции тылового назначения отказалось.

– Какая же черная кошка пробежала между вами?

– Не черная, а коммерческая. Посудите сами. На начальном этапе своей работы, в 2006 году, мы столкнулись с тем, что более 48% проверенных специалистами продуктов питания и 27% вещевого имущества в той или иной мере не соответствовали по своему качеству условиям контрактов поставки. Участие независимых экспертов в процедурах приемки стало решающим фактором снижения объемов «гнилого» товара. Так, в 2008-м по сравнению с 2006 годом такое снижение составило по некоторым товарным группам от трех до шести раз.

К сожалению, сейчас Минобороны отказалось от наших услуг, возвратившись к сугубо ведомственной системе контроля, которая показала свою низкую эффективность и в условиях административно-командной экономики, и в перестроечный период, когда ставка была сделана на приемку продукции своими силами. Не понятно желание наступать на те же грабли.

– Чем мотивируют?

– Экономией средств. Хотя расходы на оплату труда независимых экспертов с размером бюджетных средств, сэкономленных в итоге их работы по недопущению поставок в армию недоброкачественной продукции и взысканию штрафных санкций с нерадивых поставщиков, просто несопоставимы.

– Например?

– «Союзэкспертиза» – организация некоммерческая, априори незаинтересованная в извлечении прибыли и других дивидендов. Заказы силовых структур составляют 3–5% в нашей программе. Услуги наших подразделений, оснащенных передовыми технологическими средствами и привлекающих «штучных» специалистов, обходятся примерно в 1% от стоимости проверенных партий товаров, что практически соответствует нашим издержкам. А во что обходится отказ от экспертизы?

В то время как государство в условиях кризиса требует максимальной эффективности от каждого рубля вложенных бюджетных средств, мы обнаруживаем (беру навскидку), что из
71 партии нательного белья для офицеров (фуфайки и кальсоны) 30 не соответствуют установленным требованиям. Из 60 партий шерстяных одеял – 15 не соответствуют нормативно-технической документации. Томатная паста. Из проверенных 13 партий все 13 не соответствовали ГОСТу и СанПиН – санитарным правилам и нормам. Шпроты. Из 11 партий четыре не отвечают тем же требованиям. В каждом данном случае партия – это десятки, если не сотни тысяч единиц продукции.

Ясно, что при наличии новейших систем вооружений бойцы, страдающие расстройством желудка, потертостями и обморожениями, не боеспособны. Такие «небоевые» потери даже в мирное время не допустимы. Очевидно же, что не может быть глобальной обороны и безопасности страны без четко работающего тылового обеспечения.

– А почему вы считаете «Союзэкспертизу» истиной в последней инстанции?

– Здесь, думаю, надо учитывать несколько факторов. В 85-летней истории «Союзэкспертизы» – подчеркну, некоммерческой организации – есть опыт приемки оборудования в годы индустриализации страны, товаров по ленд-лизу во время войны и многие экспортно-импортные операции до нынешних дней. Наша организация является полноправным членом мирового экспертного сообщества, единственным в России членом Международной федерации инспекционных агентств, выигрывала и выигрывает тендеры на экспертизу особо значимых поставок с одного континента на другой, не говоря уж о внутриевропейском пространстве. Все это налагает особую ответственность на качество наших оценок и заключений.

– Много ли сэкономило Минобороны, отказавшись от ваших услуг?

– После вынужденного ухода специалистов нашей организации с военных баз и складов по имеющимся сведениям ситуация с качеством поставляемой продукции стала ухудшаться. Так, из проверенных недавно на военных базах и складах 29 партий продовольствия и вещевого имущества по заданиям Рособоронзаказа были признаны не соответствующими условиям поставки девять партий, или почти треть проверенной продукции. Такое количество брака, переходящего все разумные пределы, – это не что иное, как прямой ущерб бюджету.

– Вольно или невольно, Вячеслав Анатольевич, мы переходим к другим вопросам государственного заказа. Что думают по этому поводу независимые эксперты?

– Ни действующее федеральное законодательство, ни принятые в его развитие подзаконные акты не смогли, к сожалению, воспрепятствовать распространению коррупционных проявлений, поразивших механизм конкурсов и аукционов. Еще недавно это виделось как действенный способ убить сразу трех зайцев: сделать торги честными и прозрачными, создать конкуренцию среди производителей, сэкономить бюджетные средства.

В действительности же никакой соревновательности нет. Все решается задолго до наступления публичной даты торгов посредством банального сговора между его действующими лицами и кулуарного определения между ними победителей тех или иных лотов посредством разработки документации о торгах, ориентированной исключительно на конкретного участника.

Безусловно, необходимо ужесточение контроля со стороны государственных органов за расходованием выделяемых на закупки бюджетных средств, в том числе с использованием механизма действенного контроля качества товаров, работ и услуг, произведенных и оказываемых в рамках реализации государственного заказа.

Мы убеждены также, что эти меры должны сопровождаться активной работой по привлечению независимых экспертных организаций к участию в решении всего комплекса вопросов, связанных с закупками продукции для государственных нужд. Это позволит добиться оптимального соотношения ценовых характеристик и качества товаров и повести реальное наступление на коррупцию.

Нам представляется, что специализированные независимые экспертные организации способны решающим образом повлиять на ситуацию, позволяющую добиться оптимального соотношения качества и ценовых показателей товаров. На мнение независимых экспертных структур могут и должны опираться госзаказчики при формировании первоначальной цены контрактов.

Этому учит и наш собственный опыт. Приведу лишь один пример: использование специалистов «Союзэкспертизы» для исследования документов только на этапе проектирования одного из объектов строительства позволило снизить затраты госбюждета на 30%. На встрече с президентом Дмитрием Медведевым, которая состоялась 11 ноября 2008 года, предлагалось предусмотреть на правительственном уровне обязательность проведения независимой экспертизы государственного заказа в случае, если сумма контракта превышает, например, 50 млн. рублей. Это предложение было поддержано.

Независимая экспертиза должна распространяться на все стадии, то есть на формирование, размещение и исполнение заказа, включая формулирование технического задания контракта и его стартовой цены, определение соответствия заявок участников требованиям конкурсной документации и осуществление приемки продукции.

Принципиально важным является распространение практики использования независимой экспертизы при осуществлении закупок, производимых естественными монополиями, госкорпорациями и акционерными обществами с участием государственного капитала. Привлечение отечественных инспекционных организаций при кредитовании крупных проектов и программ с использованием государственных средств позволит снизить риск, обеспечить прозрачность процедур и в конечном счете наиболее эффективно использовать бюджетные ресурсы.

Убеждены, что наступило время изменить практику, когда нашими естественными монополистами, государственными и полугосударственными корпорациями игнорируются отечественные экспертные структуры и отдается предпочтение высокооплачиваемым иностранным экспертным организациям.

 

Беседу вел Михаил МАХЛИН
Accelerated with Web Optimizer