Александр ФЕДОТОВ, эксперт
Нет ничего удивительного в том, что стрессовое состояние мировой экономики неизбежно отразилось и на часовой индустрии, приведя к ощутимому падению спроса на производимую продукцию. Ведь без предметов роскоши, не являющихся жизненно необходимыми, можно прекрасно обойтись, а сэкономленные деньги потратить на более нужные в быту вещи и услуги.
По опубликованным в разных источниках данным, например, экспорт швейцарских часов за пять месяцев этого года упал более чем на 25%. Многие часовые компании сократили свои штаты. В числе уволенных оказались не только сотрудники отделов развития, исследований и обеспечения, но и часовые мастера. На внутренних рынках большинства стран заметно упал спрос на часы среднего ценового сегмента. Самый резкий спад зарегистрирован на рынке США (более 40%).
Перевод стрелок на «практично» и «экономно»
На российском рынке также не обошлось без потерь. Общая картина сильно разнится в Москве и регионах. Чем больше промышленных предприятий в регионе, тем хуже там обстоят дела... Вот и время здесь идет по-иному. Если в Москве по-прежнему остаются востребованными дорогие часы, а уровень среднего ценового сегмента колеблется в районе 100 тыс. рублей, то в регионах средний класс стал более экономным и приобретает бюджетные часы стоимостью до 40–50 тыс. рублей, а то и более дешевые модели.
Производители часов наконец-то вспомнили слова «демократично», «экономно», «бюджетно», «практично» и «оптимально», которые на прошедших в начале года Международном салоне в Женеве (SINN 2009) и выставке в Базеле (BASEL-WORLD 2009) можно было услышать почти от каждого участника. Пришло понимание того, что последствия кризиса коснулись прежде всего потребителя среднего класса, а для него несколько тысяч долларов – это уже большие деньги. Именно поэтому сегодня многие часовые мануфактуры при производстве часов отдают предпочтение не дорогостоящим усложнениям, а упрощению часовых калибров в пользу большей надежности, практичности и точности.
Что касается богатых, у кого никогда не было недостатка в средствах на элитные аксессуары, то на их покупательную способность кризис практически не повлиял. По-прежнему высок спрос на дорогие эксклюзивные часы, уникальные коллекционные и ювелирные модели. Еще раз подчеркнем, что это удел очень успешных людей, число которых не только не сократилось, но и несколько увеличилось за счет тех, кто сумел извлечь выгоду из экономических проблем.
Так что в целом высокое часовое искусство не очень сильно пострадало. Бывали для часовщиков времена и похуже, как, например, период кризиса часовой промышленности 70–80-х годов, когда не всем даже именитым брендам удалось удержаться на плаву.
В ногу с модой
И все-таки кризис – явление не вечное, жизнь продолжается, и нам, конечно же, хочется хорошо выглядеть, подчеркнуть свою индивидуальность, ненавязчиво заявить о своем социальном положении, продемонстрировать свой вкус и приверженность тенденциям моды. Как тут обойтись без такого «говорящего» аксессуара, как часы?
Выбор всегда остается за вами, и зависит он прежде всего от ваших финансовых возможностей. При желании и знании современных тенденций часового рынка можно подобрать по своему карману современные вполне надежные, точные и практичные часы. Благо число магазинов, торгующих сегодня именитыми часовыми брендами, не только не уменьшилось, но даже увеличилось по сравнению с прошлым годом почти на одну треть. Только в Москве, помимо крупных часовых салонов, за последние полгода появились монобрендовые бутики таких часовых мануфактур, как Jacquet Droz, Blancpain, TAG Heuer, Maurice Lacroix и др. Так что возможность выбора огромна.
Большинство специалистов отмечает, что в часовой моде прочно утвердились такие материалы, как титан, керамика, покрытие DLC и каучук. В лидерах по-прежнему остаются золото и палладий. Стали популярны часы с покрытием корпуса «софт-тач» (soft-touch), напоминающим приятную на ощупь поверхность мобильных телефонов и ноутбуков.
Самым модным остается черный цвет. Причем чем насыщеннее черный цвет и чем меньше светлых элементов в дизайне часов, тем лучше. Есть модели, у которых не только циферблат, корпус и стрелки, но даже цифры или часовые метки исполнены в черном цвете. Однако благодаря особому покрытию показания времени в таких часах легко читаются в темноте.
Все большую популярность набирают часы со «спортивным характером». Это, как правило, модели с водостойкостью 300 и более метров, отлично читающимся циферблатом, корпусом и браслетом повышенной прочности, оптимальным набором функций (часы, минуты, секунды, дата, GMT, запас хода и др.). В некоторых из них механизмы снабжены оригинальными системами дополнительной защиты от ударов и повышенной вибрации.
В последнее время преобладает укрупненный корпус у мужских часов. Модели с классическим корпусом 36–38 миллиметров все чаще появляются в корпусах диаметром от 42–44 до 50 и более (!) миллиметров. В ряде случаев увеличение достигается за счет визуального увеличения циферблата, тогда как размер самого корпуса меняется незначительно. Женские часы возвращаются к миниатюрным размерам (до 22 миллиметров в диаметре).
Что касается механизмов, то здесь все опять же зависит от набора функций часов. В большинстве брендов используются надежные, проверенные временем механизмы ETA с добавлением блоков, обеспечивающих не всегда необходимые в повседневном использовании функции часов, но создающие эффект их сложности. Для усиления визуального эффекта некоторые производители гравируют и полируют платины механизма и ротора подзавода, наносят свою фирменную символику, меняют некоторые комплектующие и, в конце концов, закрывают часы крышкой со стеклом из искусственного сапфира. Нет сомнения, что такие часы смотрятся просто великолепно.
Вместе с тем в часах все чаще и чаще стали появляться новые мануфактурные механизмы, при разработке которых инженеры используют последние изобретения часового искусства. Пока трудно сказать, как изменится цена на такие модели часов. Однако можно предположить, что в сторону увеличения. Ведь собственный механизм производителя всегда оценивался дороже поставляемого серийного, пусть даже хорошо доработанного мастерами.
Самый красноречивый аксессуар
И еще некоторые важные тенденции современного часового рынка. К ним можно отнести модели часов, изготовленные лимитированными сериями с уникальными механизмами, дизайном в стиле 70-х годов и в оригинальном цветовом исполнении. Если первые две тенденции вполне понятны, то последняя предполагает сегодня не бездумное разноцветье, а применение в особом замысле сбалансированной гаммы цветов корпуса, циферблата и браслета (ремешка) часов.
Подводя итог, можно дать очень простой, но полезный совет. При огромном выборе обязательно наденьте понравившуюся модель часов на руку, и вы сразу поймете, придает она вам индивидуальность или просто представляет собой механизм отображения времени, на который, поверьте, не стоит тратить значительные деньги.