ЕЩЁ НОВОСТИ

Смотри мне в глаза!

Наше здоровье, душевное и физическое, напрямую зависит от того, что мы видим вокруг

Светлана СУХАЯ, обозреватель

Однажды в выходной день я отправилась в гости к подруге в столичный «спальный» район. От метро добираться четверть часа на автобусе. Ехала, глядела в окошко на однообразные серые кварталы. И вдруг, выйдя на улицу, почувствовала, как навалилась усталость, стало «и скучно, и грустно, и некому руку подать». Откуда взялась та беспричинная печаль – трудно сказать. У подружки, как водится, болтали, ели-пили, и все забылось. Осталось в памяти только твердое убеждение, что в следующий раз лучше все же встретиться где-нибудь на бульваре, поближе к центру… Так я познакомилась с наукой под названием видеоэкология.

 

С чем «едят» эту науку? Это область знания, изучающая взаимодействие человека с окружающей видимой средой. На наше самочувствие, как душевное, так и физическое, весьма определенно влияет все, что мы видим вокруг себя. Может показаться, что речь тут идет прежде всего об эмоциональном (часто весьма субъективном) и эстетическом восприятии мира. «Красиво – некрасиво»… Для героя фильма «Данди по прозвищу Крокодил» джунгли – лучшее место на земле, а Нью-Йорк выглядит средой обитания странной и полной опасностей. На самом деле существуют объективные, строго научные закономерности того, как реагирует наш организм на огромный видимый мир. Все, что попадает в поле нашего зрения, так или иначе влияет на психическое и физическое состояние.

 

Взгляду не за что зацепиться

Уже много лет этими вопросами занимается доктор биологических наук Василий Филин. Он зрит в корень проблемы.

– Визуальная среда за последние полвека резко изменилась, поскольку большая часть людей переселилась в города, – говорит Василий Антонович. – А человек со своим комплексом физиологических потребностей остался прежним, «спроектированным» для жизни в естественной природной среде. Вот это противоречие и стало объектом изучения видеоэкологии.

Все давно знают, что воздух в городе обычно плохой, насыщенный вредными веществами. Василий Филин и его единомышленники убеждены, что существует еще одна угроза, пока мало кем осознанная: практически все горожане живут в «визуальной грязи». Их окружает видимое пространство, которое противоречит самой природе человека. Главные загрязнители визуальной среды – это гомогенные («голые») поверхности (к примеру, серые бетонные торцы домов) и агрессивные линейные поверхности – те, что содержат множество одинаковых элементов (например, стены одинаковых зданий с одинаковыми окнами).

Что на самом деле с нами происходит? Глаз человека все время движется. Для него крайне важно, чтобы взгляду было за что зацепиться, нужны детали, чтобы мысленно остановить, зафиксировать взгляд. Если такой точки нет, то глаза оказываются на голодном пайке. Как утверждает Василий Филин, «они испытывают такой же дискомфорт, как потерявшие опору ноги». Механизм работы зрительного аппарата – тема сугубо научная. Для нас важно одно: в неестественной среде мегаполиса глаза не могут работать полноценно. Физиологи уверены, что в значительной мере именно из-за этого близорукость, например, в городе встречается гораздо чаще, чем в сельской местности.

 

Да будет свет!

Насколько серьезна эта проблема? Для нас было очень важно узнать мнение на сей счет авторитетного офтальмолога. Генеральному директору МНТК «Микрохирургия глаза» имени Святослава Федорова профессору Христо Тахчиди тема показалась интересной и близкой.

– Для начала несколько слов о глазах как части всего организма, – говорит Христо Периклович. – Человек живет циклично: сон – бодрствование. Что такое бодрствование? Оно тесно связано со светом, который утром пробуждает всю природу, в том числе человека. Энергия света, попадая в глаза, запускает целую цепочку механизмов, начиная от эндокринной системы. Это сложнейший процесс, потому что в дневном свете есть разные степени интенсивности, контрасты, оттенки. Все эти элементы влияют на жизнедеятельность организма.

Изначально человек должен был просыпаться и видеть чистый дневной свет, солнечные лучи, яркие краски природы. Такие элементы воздействия на организм имеют гораздо большее значение, чем мы с вами можем себе представить.

– А еще глаза – инструмент распознавания образов и картинок, – продолжает Христо Тахчиди. – Это прибор, который работает в автоматическом режиме и имеет свои нормы, свой цикл деятельности. В автомобиле, например, скорости переключаются плавно, в определенном порядке. Если вы заставите машину постоянно работать при повышенных нагрузках, то начнутся проблемы с двигателем и коробкой передач. У глаза своя регламентация работы. Есть оптимальная естественная система эксплуатации механизма зрения. Увы, в искусственной среде современной цивилизации она давно поломана. Во-первых, мы потеряли понятие «ночь-день», потому что появилось искусственное освещение. В результате нагрузка на глаза резко увеличивается. Далее. Замкнутые пространства вокруг нас – дома, квартиры. Улицы – как колодцы между гигантскими строениями. Какие цвета мы видим? Вспомните поляну в лесу. Если вы посмотрите вдаль, то увидите огромное разнообразие цветов и оттенков, объектов разной формы, их причудливое сочетание, разную интенсивность цвета и света. У нас же в городе – огромные одноцветные массивы, отсутствие оттенков.

Однообразие, серость не дают возможности нормально развиваться зрительным рецепторам, которые заложены в глазную систему именно для распознавания оттенков и деталей. Для них просто нет привычной работы! А наш организм так устроен: если какая-то система не работает, то она начинает деградировать. Это доказано стократно. Мускулы без движения становятся дряблыми. Физиологи приводят такой пример. Если новорожденному ребенку на месяц прикрыть один глаз, то «работающий» глаз будет здоровым, а второй – недоразвитым. Он уже никогда не будет видеть нормально! Ребенок родился со здоровым глазом. Но глаз не получал световую нагрузку, сетчатка не развивалась. Она дефектна – и этот процесс необратим.

– Стремление к рационализму порождает стандарты, – приходит к выводу Тахчиди. – Стандарт строений, одежды, а также слова и мысли. Прикасаясь к природе, мы интуитивно чувствуем разницу. Человек говорит: «Подышал свежим воздухом». Но на самом деле это целый комплекс восприятий – зрительных, температурных, звуковых. В природе нет двух одинаковых веток на дереве. Нет бараков и инкубаторов. В природе все ассиметрично. И человек тоже – наши левая и правая половинки тела разные! В природе нет жестких геометрических фигур. А у нас целые районы – нагромождение примитивных одинаковых строений. Возникает эффект инкубатора...

Человек получает через зрение до 90% всей информации о мире. Причем информация – это вовсе не буквы и картинки. Это небо, звезды, море. И каждый из этих информационных источников влияет на разные системы организма: эндокринную, пищеварительную, кровообращения, на ритмы сердца. Мы привычно сводим все к влиянию на настроение. А на самом деле эти взаимосвязи в живом организме неизмеримо сложнее.

 

Агрессия каменных бараков

Человек – сложнейший механизм, в котором все взаимосвязано. И все же самое непосредственное воздействие видимый мир оказывает на наши зрение и психику, то есть на мозг.

– По данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических расстройств, – констатирует Василий Филин. – Я убежден, что противоестественная видимая среда городов вносит свою немалую лепту в обвальный рост заболеваемости городского населения. Агрессивная архитектура провоцирует агрессивность городского жителя.

Конечно, нельзя упрощать проблему – урбанизация «подарила» человеку много негативных факторов. Напряженный, стремительный ритм жизни большинства горожан – сам по себе фактор риска. Но и уменьшать значение «визуального загрязнения» тоже не следует. Единомышленники Филина уверены, что в агрессивной видимой среде человек чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Они даже связывают с этим рост числа правонарушений – хулиганства, пьянства, сквернословия. В Москве, по их мнению, криминогенная обстановка ухудшается от центра к периферии, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей – огромного числа зданий, одинаковых, словно тюремные бараки. Конечно, дело еще и в том, что в «спальных» районах в целом живет меньше людей с высоким уровнем образования и достойной зарплатой. Но, согласитесь, среда обитания также формирует соответствующее настроение и отношение к окружающим.

Позволю себе маленькое личное отступление. Под окнами моего дома всю жизнь был пустырь. И всегда он был, простите, загажен и заплеван, всегда оттуда по вечерам слышался мат – молодежь «соображала на троих» и потом выясняла отношения. Лет пять назад пустырь расчистили, поставили скамейки, посадили кусты и цветы. И что вы думаете? Там по-прежнему часто тусуются компании. Но мата я не слышу! И пивные бутылки не валяются вокруг, а отправляются, как им и положено, в рядом стоящую урну. Даже цветы, представьте, никто не топчет и не рвет…

 

Нейроны-детекторы должны работать

Вернемся, однако, к науке. Как именно происходит влияние визуальной информации на психику и поведение человека? Разобраться в этом нам помогает кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра, автор полутора десятков книг в области психотерапии Марк Сандомирский.

– В человеческом мозге есть так называемые нейроны-детекторы, занимающиеся выделением деталей и элементарных, первичных признаков изображения, необходимых для дальнейшего анализа, – объясняет Марк Евгеньевич. – Каждый нейрон настроен на распознавание одного типичного базового элемента изображений. Они различаются по своей «специализации» – существуют нейроны, предназначенные для распознавания не только прямых линий, но и других визуальных объектов во всем их многообразии. Что это означает? Мозгу для поддержания правильного функционального состояния постоянно нужна определенная «доза» зрительных раздражителей – причем именно разнообразных, охватывающих весь набор детекторов, для их оптимальной активации. Городская визуальная среда создает дисбаланс – избыток одних раздражителей и дефицит других. Причина – избыток неестественных для глаза строгих прямых линий. А еще подробно описанная Филиным гомогенность визуальной среды – «голые» пространства, повторяющиеся детали, от которых буквально рябит в глазах. Результат – сенсорно-экологическое утомление, весомая часть стресса большого города.

Эта своеобразная усталость глаз и мозга вносит вклад в снижение общей устойчивости к стрессам и приводит к негативным психоэмоциональным реакциям. Конечно, визуальный стресс нельзя примитивно связывать с беспричинной раздражительностью. Но он создает и усиливает постоянную скрытую психологическую напряженность. Люди разные. У одних эта напряженность может выразиться в форме повышенной тревожности и страхов, у других – в хронической утомляемости (астения). У третьих усилится склонность к депрессии. Четвертых такая напряженность подтолкнет к алкоголю, наркотикам или азартным играм… Наконец, у небольшой части людей скрытое психическое напряжение может выплескиваться в форме агрессии, в том числе в форме массовых действий. Число таких людей, к сожалению, в последнее время растет. И самое печальное, что накапливающиеся стрессы прокладывают дорогу для развития психосоматических заболеваний и пограничных нервно-психических расстройств.

 

Чем утешимся?

Ну вот, мы все поняли. Стандартные каменные ловушки обрекают нас на стрессы и болезни. И что же? Бежать в леса? Выход, далекий от реальности. Хотя есть люди, которые так и делают – выстраивают свою жизнь таким образом, чтобы оказаться на дистанции от большого города. Даже руководить бизнесом при нынешнем уровне развития связи можно не из бетонно-стеклянного офиса, а сидя на террасе загородного дома с видом на реку или озеро. Но это все-таки исключение из правил.

Поэтому надо искать другие способы облегчения глазных проблем для тех, кто живет и дальше намерен жить в мегаполисе. Оказывается, в большом городе могут быть как «зрительные западни», так и свое парадоксальное очарование. Василий Филин видит выход в том, чтобы коренным образом изменить современную городскую архитектуру. Он полагает, что тот, кто первым ввел когда-то понятие об архитектурных излишествах, оказал людям плохую услугу. Но этот разговор – для профессионалов-архитекторов и принимающих решения представителей власти. В любом случае, изменение серого облика многих городов (или отдельных районов) – это задачка на десятилетия. А нам хочется начать спасать свое зрение и свой мозг прямо сейчас – немедленно!

Послушаем знающих людей. Слово снова берет Христо Тахчиди:

– Есть такое понятие, как мода, – не только в одежде, но и в строительстве, и в организации пространства в собственной квартире. Пока создается единичный экземпляр – все хорошо, но как только мода начинает его тиражировать – получаем инкубационную систему. На творение гениального скульптура можно смотреть сотни раз и заново восхищаться. Но если сделать десятки слепков, то это будут просто некие объекты из гипса… Мода фабрикует одежду, слова, мысли. И человек теряет индивидуальность, болезнь безликости уродует психику.

А вывод очевиден: ваша личная «формула безопасности» должна включать в себя стремление к разнообразию, полутонам и оттенкам. От безликости спасает многоцветность жизни во всех ее проявлениях.

Тему продолжает Марк Сандомирский.

– Визуальным экологическим стрессам можно противопоставить универсальную процедуру – общую релаксацию. Существует множество систем и упражнений, помогающих снять стресс, они многократно описаны.

Второе – визуальная релаксация. Постарайтесь окружить себя в квартире или офисе приятной на взгляд и гармоничной визуальной средой.

Третье. От агрессивной визуальной среды устает не только мозг, но и глаза. Это прямое зрительное утомление, связанное с напряжением глазных мышц. Значит, они тоже нуждаются в релаксации. Это может быть пальминг – глаза прикрываются ладонью и внимание сосредотачивается на слабом ощущении тепла, которое перемещается от ладони в глубину глазной орбиты. Или рефлекторный самомассаж – мягкие круговые движения вокруг глаз, по краю орбиты.

Четвертое. Обязательна ежедневная доза солнца. Не случайно в традиционных оздоровительных практиках содержится рекомендация: короткое время смотреть на солнце невооруженным глазом, например на восходе или на закате. В условиях мегаполиса этого обычно недостаточно – солнечный свет экранируется многоэтажными зданиями, городской смог ослабляет определенную спектральную часть солнечного излучения. Отчасти это можно компенсировать в домашних условиях с помощью светотерапии – искусственных источников яркого света. И конечно, если есть возможность, в холодное и темное время года полезно хотя бы на короткий срок выезжать на отдых в страны с жарким климатом – поближе к солнцу.

 

Краски всякие важны…

Природа не любит прямых линий и голых пространств. Она не рисует одной краской. Глаза и мозг (так же как и желудок), не любят однообразной безвкусной пищи. Да, мы не можем в одночасье перестроить безликие «спальные» районы, где живут миллионы людей. Но мы хозяева в своей квартире, своем офисе, на своей даче.

Возможно, вам очень нравятся минималистские решения в дизайне квартиры и «геометрическая» мебель черного или красного цвета. Все равно, уступите в чем-то требованиям своих глаз и психики – добавьте теплые детали, пусть взгляд получит шанс зацепиться за картинку на стене или мозаичную лампу, цветок на подоконнике или вазу необычной формы и цвета. Доверьтесь хотя бы частично не моде, а интуиции – и она сама поможет вам найти детали, радующие глаз. Ведь потребность красоты (если ее не вытравили с детства) заложена в человеке на самом глубинном уровне. Надо лишь помочь ей не умереть под давлением бетонных плит.

А еще есть небо и море. Как вы думаете, сколько цветовых оттенков они дарят нашим глазам?

Фотографии
Accelerated with Web Optimizer