ЕЩЁ НОВОСТИ

Кто зарабатывает на жизни моряков?

По следам двух кораблекрушений

Сергей ЗЛАТОВ, спецкор «ЭБ», Крым

Год назад в Южно-Китайском море затонул украинский буксир «Нефтегаз-67». Сегодня родственники 18 погибших моряков заявляют, что на трагедии нажились чиновники, которые под предлогом проведения «спасательной операции» разворовали миллионы долларов. Минувшей зимой у берегов Болгарии пошел ко дну сухогруз «Толстой». Экипаж не нашли до сих пор…

После столкновения с китайским балкером «Яохай» украинский буксир за считанные минуты ушел на дно. В момент аварии на его борту находились 25 членов экипажа. Семеро спаслись. Три тела водолазы нашли в первые дни спасательной операции. Остальные 15 человек были обнаружены после подъема судна на поверхность – по официальной версии, через месяц.

Большинство погибших моряков были уроженцами крымского поселка Черноморское. Океанский буксир принадлежал государственному акционерному обществу «Черноморнефтегаз». В рамках уголовного дела полиция Гонконга выдвинула обвинение в создании аварийной ситуации обеим сторонам. Однако пресс-секретарь «Черноморнефтегаза» Юрий Авдеев настаивает, что вины пострадавшего экипажа в трагедии нет.

 

Родственников на судебный процесс не пустили

После года непонятно долгого ожидания гонконгский суд наконец-то начал судебное разбирательство, по итогам которого одна из сторон будет признана виновной, другая – потерпевшей. Слушание дважды переносилось: в июне 2008-го из-за неготовности обвинения и в августе якобы в связи со штормовым предупреждением в Гонконге. Теперь говорят о необходимости детального изучения материалов, представленных украинской и китайской сторонами. Как результат, окончательное решение суда может быть принято не раньше середины нынешнего года.

Родственников погибших моряков на судебный процесс не допустили. Причем «запретная» инициатива исходит вовсе не от китайской администрации. Отказали в Киеве! Откуда такое стремление отгородить людей от подробностей трагедии?

Власти уверяют, что оберегают родных и близких погибших моряков от эмоциональных перегрузок, они ведь и без того столько пережили… Но есть и другое мнение: в расследовании дела существует множество противоречий. Крымчане убеждены, что украинские чиновники под предлогом необходимости проведения глубоководных работ и многочисленных экспертиз разворовали миллионы долларов и теперь сознательно вносят путаницу в ход следствия. «Они очень хорошо заработали на трагедии», – заявила Наталья Киндюк, дочь погибшего электрика «Нефтегаза-67».

– Сразу после кораблекрушения буксира нам сказали, что причина столкновения – шторм. Однако в отчете следственной комиссии со всей определенностью указано, что погода была ясная, штиль, нормальная видимость, – рассказывает Наталья. – Также непонятно, почему для проведения экспертизы ДНК останков наших родственников понадобилось более полугода. Ее результаты нам до сих пор не переданы…

Даже спустя несколько месяцев после кораблекрушения кто-то общался по телефонным номерам погибших моряков.

Нет, к мистике это не имеет никакого отношения. «Мы составили официальный запрос в Службу безопасности Украины, указав список мобильных телефонов наших родственников. Через некоторое время пришел ответ, в котором сообщалось, что подобных номеров не существует. Однако список абонентов в ответе СБУ разительно отличается от настоящего. Иными словами, спецслужбы проверили другие номера телефонов», – говорят в поселке Черноморское.

 

Результаты экспертиз – за семью печатями

Многие здесь до сих пор не получили справки о причинах гибели своих отцов и мужей – лишь свидетельства о смерти, где в графе «Причина» стоит прочерк. Родственников моряков до сих пор не ознакомили с заключением экспертизы по делу о гибели их близких и анализами на ДНК. Неизвестно, проводился ли такой анализ вообще.

Почему нет фотографий и видеосъемок, зафиксировавших факт подъема судна и извлечения тел? Есть еще одно страшное подозрение: в семьях утверждают, что тела моряков оказались целыми, без повреждений кожи и признаков разложения.

– Нам говорили: тела – кисель, биомасса, их невозможно опознать. Ничего подобного, – продолжает Наталья Киндюк. – Даже судмедэксперт на опознании подтвердил, что эти тела не могли находиться в воде месяц. Однако в заключении почему-то написана официальная версия.

Об этом же говорит Людмила Таран, мать моториста 1-го класса Максима Тарана:

– Мы настояли на вскрытии гроба. Я не узнала сына! С лица была снята кожа, извлечены внутренние органы. На спине виднелись характерные для хирургических операций швы.

Сделать вскрытие на теле, больше месяца находившемся в морской воде, практически невозможно. Значит, моряков достали значительно раньше? Но ответа на этот закономерный вопрос Людмила Таран не получила. Как и на вопрос, действительно ли для подъема судна и извлечения тел потребовались пять недель и миллионы долларов. Странное отсутствие фото- и видеосъемки и состояние тел погибших наводят на мысль, что это было сделано гораздо раньше.

Родные погибших не верят в возможность выяснить все обстоятельства и назвать виновника трагедии.

– Мы не хотим, чтобы это дело было закрыто, – плачет Людмила Таран. – Кто ответит за гибель моего Максима?

 

Без вести погибшие

Впрочем, эта женщина утешается хотя бы тем, что смогла похоронить своего сына. Черное море стало братской могилой дляукраинских моряков, бесследно пропавших после кораблекрушения у берегов Болгарии. Там 27 сентября 2008 года затонуло судно «Толстой». С тех пор экипаж считается без вести пропавшим.

В отчаянии семья Володи Лукьянова из Севастополя. После случившегося отец перенес инсульт. Двадцатилетний Владимир учился в Севастопольском военно-морском институте имени Нахимова. В июле 2009-го должен был получить диплом бакалавра по специальности «Судовождение». А для этого надо пройти ходовую практику на многотоннажном корабле.

– У нашего вуза теперь нет своих судов, и студенты устраиваются на корабли через крюинговые компании. Институт заключил с рядом таких фирм договоры о сотрудничестве. Но с тем крюингом, который послал Володю на «Толстого», мы не работали. Он сам его нашел, – словно оправдывается декан факультета судовождения и энергетики судов Института имени Нахимова Валерий Казаренко.

Кто знал, что плавание на этом сухогрузе будет путевкой в смерть? «Толстой» эксплуатировался почти 40 лет. Год назад был задержан в Ростове-на-Дону по причине технических неисправностей, но почему-то вновь выпущен в море.

 

Чудом спасшиеся свидетельствуют

Из всего экипажа спаслись двое. Штурман Денис Ахромеев рассказывает:

– До Ростова-на-Дону мы ходили в Грецию – доставляли туда металлолом. В пути судно постоянно ломалось: то рулевое управление откажет, то радар и вся навигационная система заглохнут. Периодически приходилось идти вслепую. Часто откачивали воду из камбуза и отсеков.  Этот рейс пережили чудом!

Какая мзда потребовалась, чтобы выпустить в рейс такой корабль? По возвращении из Греции судовладельцы вновь загрузили «Толстого» металлоломом и отправили его в турецкий порт Немрут. Это был первый рейс Владимира Лукьянова.  Выйдя в море, он позвонил матери.

– Сын сказал, что судно дырявое как решето, но в итоге свел все к шутке – не хотел нас расстраивать. Как же это «решето» могли выпустить в море? – не понимает разом поседевшая Светлана Лукьянова.

Ялтинец Сергей Зоря был на «Толстом» вторым помощником капитана. Его маленьких детей сейчас воспитывает дедушка. Он боится говорить им о случившемся горе, и трехлетний сынишка ждет, когда папа вернется из плавания с обещанным подарком – большой игрушечной машинкой.

– До этого он работал на хороших судах. Попав на «Толстого», сказал мне: «Судно в ужасном техническом состоянии, на нем страшно идти». Но отказаться он не мог – в крюинговой компании не отдавали документы, – говорит отец Сергея.

Штурман Ахромеев запомнил Сергея профессионалом своего дела, который очень хорошо показал себя в рейсе в Грецию. С Вовой Лукьяновым толком познакомиться они так и не успели.

– В минуты аварии я не видел крымских ребят. Это случилось рано утром, когда был сильный шторм. Я с капитаном стоял на мостике, вдруг судно начало разламываться прямо посередине, между первым и вторым трюмами. Капитан дал команду остановить машины и покинуть корабль. Объявили об эвакуации по громкой связи, на всякий случай стучали в каюты. Потом выбежали на корму. Двери были открыты – это значит, что, возможно, кто-то уже выпрыгнул за борт. С нами должен был прыгать второй механик Саша, мы видели его на корме. Но в последний момент он вернулся, наверное, побежал за какими-то вещами. Мы выпрыгнули в воду, забрались на плот. Судно затонуло в считанные минуты. Ни Сашу, ни других ребят мы больше не видели, но я уверен: шанс спастись был у всех, их надо было искать! – уверен Денис Ахромеев.

На самом деле никто даже не думал искать потерпевший кораблекрушение украинский экипаж. Штурман провел в холодной воде почти двое суток и не видел никаких признаков спасательной операции.

– Мы с Андреем Криженовским были в шоке! Море пустое… Мы пускали ракеты в небо, одно судно точно видело эти сигналы, но не подняло нас на борт. Помогла лишь польская семья, прогуливавшаяся на яхте, – вспоминает Денис.

 

Спасали только на бумаге

Есть очень серьезная версия, что спасательная операция по «Толстому» сфальсифицирована от начала до конца. Вот информация, полученная СМИ от человека, который якобы имеет отношение к морской администрации Болгарии. Обратиться с письмом к прессе анонима заставил тот возмутительный факт, что, по его мнению, «люди умирали из-за безответственности государственных чиновников».

– Правда в том, что дежурного судна-спасателя, которое может работать в плохую погоду, в болгарской службе спасения нет. Есть «Перун», но он без экипажа! Потому послали портовый буксир «Мизар», для которого пришлось сначала собирать экипаж. Сигнал бедствия с «Толстого» поступил в поисково-спасательный центр Варны около четырех утра по местному времени. А «Мизар» вышел в море только в 15.30! Но и он не проводил поисково-спасательную операцию, а укрылся под мысом Эмине и оставался на якоре до 10 часов утра следующего дня. Был еще вертолет, который вылетел между 10 и 11 часами. Позднее на поиски бросили другие суда, но самое важное время – первые часы после трагедии – было упущено.

По сообщениям пресс-службы Министерства транспорта и связи Украины, поисковые работы проводили три судна ВМС Болгарии, один корабль пограничных войск и один буксир морской администрации Варны.

– По-моему, болгары все делали лишь для отвода глаз: не их же граждане попали в беду. А где были украинские спасатели? – спрашивает Анатолий Зоря. – Где вертолеты и корабли ВМСУ из Одессы и Измаила? Им же несколько часов ходу до места катастрофы. После случившегося я убедился, что люди на Украине никому не нужны. Что сделала наша власть? Отправила болгарам письмо – и все. Думаю, если бы в такой беде оказался кто-то из родственников Ющенко или Тимошенко, их бы подняли на борт через два часа. А на обычных моряков им плевать!

– На многочисленные звонки и письменные обращения в МИДе нам повторяли, что Украина не может вести какие-либо действия в водах Болгарии. В то же время в Минтрансе заявили, что если бы сухогруз шел под украинским флагом, то экипажем занимались бы наши службы. А так как он был зафрахтован Кореей, денег на поисковые работы у Украины нет. Но это же наши сыновья, граждане Украины! Какая разница, под каким флагом шло судно? Нашим властям нет дела до обычных людей, они заняты дележкой портфелей, – уверена Светлана Лукьянова.

Родственникам так и не дали ответа на вопрос, почему Украина не искала и не ищет своих моряков.

– Я не верю, что восемь человек могли пропасть бесследно, это ведь не иголка в стоге сена! Известно, что все пять плотов были сброшены на воду. В том районе очень интенсивное судоходство, не может быть, чтобы их никто не видел. Не испарились же они! – теряется в догадках мама Владимира Лукьянова.

В конце года прозвучали обнадеживающие обещания уполномоченного по правам человека Нины Карпачевой: «Существует возможность использования архивов космических снимков места катастрофы». Обещали помощь в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, где якобы готов самолет для участия в поисково-спасательных работах. Однако не сделали ничего.

В спасательном штабе Болгарии обсуждалась возможность начала водолазных работ по обследованию судна «Толстой». Результаты переговоров пока не разглашаются. Тайна гибели сухогруза может слишком дорого стоить его хозяевам?

Accelerated with Web Optimizer