Михаил ЧКАНИКОВ, спецкор, Брюссель
При этом индустрия переработки и продвижения рыбы на рынок в Европе мощнейшая. Правда, рыбаки Франции и других держав с давними рыболовецкими традициями нередко говорят о том, что квоты на вылов в европейских водах занижены искусственно. Некоторые эксперты считают, что это сделано для того, чтобы в период кризиса поддержать цены. Однако факт: по крайней мере некоторых видов рыбной продукции на европейском рынке точно не хватает. В том числе так называемой белой, к которой относят и минтай, составляющий третью часть морского рыбного богатства России. Однако прорваться с отечественной, пусть и дефицитной, продукцией на Запад не так просто.
У нас в стране проблемы с дарами моря противоположные. Рыба в наших прибрежных водах есть. На брюссельской выставке россияне и норвежцы демонстрировали опыт совместного управления запасами водных биологических ресурсов. В Баренцевом и Норвежском морях у наших стран, например, общее стадо трески – оно мигрирует, не обращая внимания на национальные границы. На протяжении нескольких десятилетий двусторонняя комиссия вырабатывает политику использования морских богатств. И контролирует ее реализацию. В результате запасы рыбы в этой части Мирового океана не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются. Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний подчеркнул, что эта презентация, помимо прочего, еще и средство продвижения российской трески и пикши на европейские рынки.
На другом конце страны – на Дальнем Востоке – в этом году существенно увеличены квоты на вылов минтая. Ужесточение контроля за добычей уже привело к тому, что запасы этой рыбы восстанавливаются. К тому же из-за потепления климата стада минтая мигрируют от побережья США в более холодные российские воды. Крупный рыбопромышленник Дмитрий Дремлюга считает, что благодаря этому именно во время кризиса наши рыбаки получили возможность потеснить конкурентов и на мировом рынке, и на внутреннем. На наших прилавках около трети рыбы – импорт. Хотя добыча в нашей стране примерно соответствует потреблению. Но значительная часть уловов российских рыбаков продается за границу, перерабатывается там и реэкспортируется в нашу страну в виде готовой продукции. При этом рабочие места, прибавочная стоимость, налоги остаются за кордоном.
Проблема состоит в том, что переработка рыбы в России и система продвижения ее на рынок находятся в плачевном состоянии. Дмитрий Дремлюга считает, что отечественным компаниям следует в первую очередь учиться у конкурентов перерабатывать и продвигать на рынок свою продукцию. И эта выставка предоставила такую возможность.
В столице Бельгии на рыбный форум традиционно собрались представители бизнеса и власти более чем из 100 стран. В этом году Россия впервые открыла здесь национальный павильон. Любопытно, что с одной стороны с ним соседствует сдержанная китайская экспозиция, с другой – сравнительно небольшая чилийская. Эти страны являются крупными поставщиками готовых к употреблению рыбных продуктов на российский рынок. Китайцы делают из нашего минтая филе, чилийцы, в числе прочего, поставляют в нашу лососевую страну даже красную икру...
К слову сказать, российский ритейл этому только рад. Импортная рыбная продукция по многим причинам выгодна торговым предприятиям. Крупные сети предпочитают работать с большими партиями дешевого товара, а наши рыбопромышленники пока еще не научились их формировать. Магазины для богатых – по крайней мере до последнего времени – делали ставку на маленькие объемы дорогого импорта. Норма прибыли на килограмме барабульки из Франции за 2000 рублей килограмм значительно выше, чем на барабульке из Черного моря по 80 рублей килограмм.
Чтобы открыть двери на рынок для российской рыбы и усилить конкуренцию, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний несколько месяцев назад предложил возродить в нашей стране сеть магазинов «Океан». В Брюсселе, открывая российский павильон, он сообщил, что 13 точек уже работают в России. Девять «Океанов» открылись недавно в Таганроге, три – в Архангельске, один – в Мурманске. Такая география, по словам руководителя Росрыболовства, связана лишь с одним обстоятельством: «В этих городах люди взялись и сделали». Как еще зимой обещал Андрей Крайний, цены в «Океанах» чувствительно ниже, чем в неспециализированных торговых сетях. В Таганроге, например, килограмм минтая стоит 68 рублей, мойвы – 48 рублей, кильки – 35 рублей.
Помимо прочего, на брюссельской выставке морепродуктов произошло еще одно важное событие: Россия и ЕС заключили соглашение об использовании ресурсов Балтийского моря. Прежний документ, регулирующий рыболовство в этом бассейне, был подписан и странами Балтии. С момента их вступления в ЕС договор по понятным причинам практически не действовал. При этом европейцы, по признанию Андрея Крайнего, жестко критикуют нашу страну за неучастие в воспроизводстве запасов угря и сиговых рыб в Балтийском море. Теперь Россия взяла на себя обязательства восполнить этот пробел. Сиговый рыборазводный завод недавно открыт под Калининградом.
Европейцы со своей стороны согласились на выгодных для нашей страны условиях делить квоты на вылов балтийской рыбы. Развитие рыболовства на Балтике важно для России, несмотря на то, что море это небогато рыбой. «Там трудятся наши люди, – напомнил Андрей Крайний. – Именно поэтому мы сделаем все возможное, чтобы сохранить эти рабочие места».