ЕЩЁ НОВОСТИ

Рузвельт был на волосок от гибели

Как советский шофер Федор Ходаков спас жизнь президенту США

Сергей ТУРЧЕНКО, военный обозреватель

Профессия телохранителя сегодня очень популярна. О них, малоулыбчивых людях в зеркальных очках и с кобурой под мышкой, снимают фильмы, у них берут интервью, их книги становятся бестселлерами (вспомните, например, мемуары охранников последних советских генсеков и первого российского президента). И все же большинство профессионалов предпочитают оставаться в тени, хотя порой они держали в руках саму Историю. Скромный советский водитель из гаража особого назначения Федор Ходаков – как раз из этой категории людей…

На одном из праздничных застолий мне посчастливилось сидеть рядом с группой ветеранов Службы внешней разведки. Как водится, после третьей начались воспоминания. Запомнилась история, о которой, как выяснилось, еще никогда не рассказывалось в прессе. Речь шла о знаменитой Ялтинской конференции, состоявшейся, как известно, в начале 1945 года. Про это событие написаны сотни томов исследований, но мало кто знает, что история могла тогда повернуться очень круто. Об этом мне рассказали серьезные люди, убеленные сединами разведчики (бывших в этой профессии, как вы знаете, не бывает), поэтому, несмотря на фантастичность сюжета, рассказ этот зацепил меня за живое. И я решил пройти по всей цепочке фактов, попытаться найти им документальное подтверждение.

 

Это ЧП могло аукнуться во всем мире

Итак, что же случилось в те февральские дни 1945-го, когда лидеры стран антигитлеровской коалиции собрались в советской Ялте, чтобы принять судьбоносные решения о послевоенном переустройстве мира? А случилось серьезное ЧП: американский президент Франклин Рузвельт попал в ситуацию, чуть было не приведшую к его гибели. При следовании в резиденцию премьер-министра Великобритании на крутом горном повороте перила президентского «Виллиса» неожиданно распахнулась, и Рузвельт, потеряв равновесие, начал заваливаться в открывшийся проем. Трагедию сумел предотвратить шофер-разведчик МГБ СССР Федор Ходаков…

По поводу этой невероятной истории я обратился с запросом в ФСБ России. Вскоре пришел ответ, подписанный руководителем Службы хозяйственного обеспечения А. Беляковым. В нем сообщалось: «Шофер-разведчик Гаража особого назначения (ГОН) Федор Алексеевич Ходаков с 8 января по 15 февраля 1945 года находился в служебной командировке по обслуживанию Ялтинской конференции. Описываемое вами происшествие документально не подтверждено. Однако эта история передается ГОНовцами из поколения в поколение. Можно предположить, что данный случай не получил официальной огласки с целью сокрытия от вышестоящего командования. В ином случае последовало бы суровое наказание и самого шофера, и его начальников, и представителей охраны президента США. Ведь, согласно должностной инструкции, шофер основной машины перед началом движения обязан обеспечить блокировку дверей автомобиля».

Далее в письме приведен послужной список Ф.А. Ходакова, который к 1949 году дослужился до старшего лейтенанта, а в 1956 году был непонятно за что разжалован до сержанта и уволен в запас.

 

Сын за отца отвечает

Попытка разыскать родственников Ходакова увенчалась неожиданным успехом. Оказывается, в Москве живет его сын Геннадий Ходаков, который работает заместителем руководителя Центра общественных связей ФНПР. Геннадий Федорович согласился познакомить меня с историей, которая ему известна со слов отца.

– Рассказал ее нам, домочадцам, отец незадолго до своей кончины, – начал свое повествование Ходаков. – Последние годы он много и долго болел и, наверное, почувствовал, что жизнь подходит к концу. Решил, как я понимаю, что пришло время снять для близких гриф секретности, который для чекистов – святая святых.

…Перед выездом президентского кортежа из Ливадийского дворца, в котором располагалась резиденция американской делегации, двое чернокожих телохранителей пересадили Рузвельта из инвалидной коляски на переднее пассажирское кресло открытого военного вездехода «Виллис». Видимо, по неосторожности они неплотно закрыли за ним специально сконструированные для парализованного президента опорные перила (в конструкции данного «Виллиса» двери отсутствовали, поэтому обвинение Федора Ходакова в том, что он не обеспечил блокировку дверей – а именно он сидел за баранкой джипа, – не имеет оснований). Охранники спокойно разместились на задних сиденьях автомобиля. В процессе скоростного преодоления президентским автомобилем горного серпантина ялтинской дороги, на крутом левом повороте перила неожиданно распахнулась, и Рузвельт кулем стал вываливаться на дорожное полотно. Президентские телохранители, застыв в оцепенении, даже не шелохнулись. Ходаков же, мгновенно отреагировав на нештатную ситуацию и, проявив недюжинную физическую подготовку, сумел на лету подхватить президента правой рукой и втащить назад на пассажирское сиденье.

 

Почему у Рузвельта был русский шофер?

Пришла моя очередь удивиться рассказанному:

– Насколько я знаю, Геннадий Федорович, по американским законам, за безопасность президента отвечают его телохранители и служба безопасности в целом. Однако в данном случае получается, что эта ответственность была разделена между ними и вашим отцом. Поэтому логичен вопрос: каким образом и с какими функциями ваш отец оказался за рулем автомашины американского президента?

– По словам отца, в начале 1945 года он был направлен в служебную командировку в Крым в составе водителей и сотрудников выездной охраны на время проведения там Ялтинской конференции. В соответствии с достигнутым тремя державами соглашением об обеспечении безопасности и обслуживании иностранных делегаций, вызвавшем неоднозначные и бурные дебаты при его обсуждении, Советский Союз взял на себя все связанные с этим вопросом обязательства. Учитывая опыт Тегерана, когда немецкой разведке едва не удалось покушение на лидеров «большой тройки», СССР, в том числе, предоставил своих водителей для персонального обслуживания высоких гостей. За автомобилем Рузвельта и был закреплен мой отец, шофер-разведчик I категории, лейтенант МГБ СССР.

– Нетрудно подсчитать, что если для спасения жизни президента вашему отцу понадобилось всего каких-то две-три секунды, то для принятия решения об огласке этой истории российским органам понадобилось более 60 лет.

– Действительно, неоправданно долго хранились все детали несостоявшегося ЧП под замком. Дольше, чем средний срок жизни одного россиянина… Хотя интерес эти детали представляют большой, как и все, что связано с историей Второй мировой войны. Отец считал, что держать в секрете это дело было выгодно всем: и нам, и американцам. Наши, видимо, не пожелали выносить сор из избы и осложнять наладившиеся отношения с американской спецслужбой, а та, соответственно, не захотела брать на себя ответственность за непрофессиональную работу охраны, недостаточное внимание к высокому охраняемому объекту. Говоря по-русски, за потерю бдительности и беспомощность американских телохранителей.

– Получается, что виновниками ЧП все же были американцы?

– Думаю, что самый точный ответ на этот вопрос остается за спецслужбами. Однако, следуя русской пословице, полагаю, что в этом случае нужно по идее было «раздать всем сестрам по серьгам». Конечно, водитель спецмашины является одновременно и сотрудником охраны, и, как и телохранители, в той же мере отвечает за безопасность охраняемого лица. Но давайте разберемся. За какую безопасность? В первую очередь, считаю, он отвечает за сохранность пассажира во время движения автомобиля, что требует от водителя обеспечения безопасного вождения и безаварийности на дороге. А процедура закрытия и защелкивания заменявших двери перил после переноса телохранителями на руках президента в автомобиль, непосредственно относилась к их конкретным обязанностям.

– Кстати, а почему президент США ездил на таком, прямо скажем, допотопном «виллисе» без дверей?

– Отец говорил, что для обслуживания американской делегации в Крым из США американской охраной был доставлен целый парк автомашин. Для дальних переездов и официальных визитов Рузвельт пользовался одним из трех роскошных тяжелых бронированных автомобилей, а для прогулок во время отдыха и неофициальных визитов его пересаживали в открытый виллис, о конструктивных особенностях которого я упоминал ранее.

– Что произошло потом, по следам ЧП с президентом?

– Отец вспоминал, что после остановки «Виллиса» кортеж правительственных машин также сразу остановился. К обмякшему и испуганному Рузвельту для выяснения случившегося и оказания возможной помощи подбежали члены американской делегации, сотрудники охраны и личный врач. Как оказалось, состояние президента в целом было удовлетворительным, может быть, беспокоила только боль в месте цепкого захвата.

Оправившись от шока, президент, обращаясь к отцу, сказал: «Вы спасли жизнь Президента США, за что я и американский народ вам будут вечно обязаны и благодарны!»

– И что последовало за этим заявлением?

– Да ничего особенного. История эта была строго засекречена спецслужбами, а через месяц после конференции Рузвельт скончался от болезни в своем американском доме. Правда, истины ради отмечу, что уже после его смерти жена президента Элеонора во время своего неофициального визита в СССР попросила специально организовать встречу с отцом, на которой поблагодарила его за спасение жизни мужа.

– Что ни говори, а получается, что жизнь президента США в тот момент зависела только от решительных действий вашего отца…

– Да, если бы случилось худшее, то тогда развитие истории, сама концовка Второй мировой войны могли пойти по совершенно иному сценарию. К тому времени отношения между союзниками крайне обострились. В Великобритании и США разрабатывались планы заключения сепаратного мира с Германией и поворота войны против СССР с использованием плененных армиями западных держав, но фактически находящихся под ружьем германских кадровых дивизий. Рассматривались также схемы применения против Советского Союза атомного оружия, разработка которого в США вышла на заключительную стадию. Поэтому возможная гибель Рузвельта в Крыму вполне могла быть расценена западными ястребами как советская провокация. И стать формальной причиной для военного конфликта.

– Но этого, к счастью, не случилось.

– Да, не случилось, и, может быть, именно в этом и была заслуга моего отца

– А как сложилась его судьба после войны?

 

Пришлось уйти вместе с Маленковым

– После Победы отец продолжил свою успешную работу в Гараже особого назначения, вернувшись на свое прежнее место персонального водителя видного государственного деятеля советского государства Г.М. Маленкова, где и проработал в течение 14 лет. Кроме того, по заданию руководства обслуживал советскую правительственную делегацию на Потсдамской конференции. Во время пребывания в Советском Союзе высоких иностранных делегаций ему доверяли возить многих первых секретарей тогда братских коммунистических и рабочих партий, а также глав зарубежных государств и правительств, в том числе Вильгельма Пика, Отто Гротеволя, Вальтера Ульбрихта, Владислава Гомулку, Мориса Тореза, Мао Цзедуна, Хо Ши Мина и Пальмиро Тольятти. Однако в конце 1950-х годов его судьба подверглась новому суровому испытанию. После разоблачения «антипартийной» группы, в которую вместе с Кагановичем и Молотовым входил Маленков, и смещения последнего со всех постов, отец, несмотря на все свои заслуги, попал в жестокую кадровую «мясорубку». Он был безосновательно разжалован из офицеров в сержанты, выведен в резерв Гаража особого назначения и вскоре уволен из органов по сокращению штатов. На его иждивении тогда находились жена и двое сыновей. После долгих мытарств ему, наконец, удалось с помощью добрых друзей устроиться в отряд военизированной охраны специальной поликлиники, обслуживающей первых лиц партии и правительства, где он проработал еще около 20 лет.

Остается добавить, что ушел из жизни он, когда ему шел 93-й год, 2 сентября 2000 года, не дожив четыре месяца до наступления XXI века…

Accelerated with Web Optimizer