Если кто помнит, «Алеет Восток» – песня времен «великого кормчего Мао», гимн бурного развития Китая. Они поют, а мы подпеваем? Наступление китайцев на наш рынок давно стало кошмаром для бизнесменов, работающих не в конторах типа «Гонимнефть Лтд», а пытающихся заниматься реальным производством. Дешевый китайский товар заливает наши просторы, идет ли речь о бросовом ширпотребе или о серьезной строительной, авто- и прочей технике.
Монолог таможенника Н.
Я напросился на встречу с начальником одной из таможен центрального российского региона, сухим, нервным человеком средних лет, по проверенным сведениям, «не берущего» и жесткого к подчиненным, в подобной слабости замеченным. Он согласился поговорить при условии, что имени его я не назову. Мне вообще-то поначалу показалось, что требование инкогнито – типичнейшая бюрократическая перестраховка. Но когда таможенник сделал свои выводы, резкие, конкретные и беспощадные, стали понятней меры предосторожности. Впрочем, судите сами. Включаю диктофон.
О каком таком контрафакте, якобы за мзду пропускаемом таможенниками, может вообще идти речь, если практически ни одна отечественная компания-производитель не включила свои товарные знаки в специальный таможенный реестр? Их знаки не защищены, а потому единственная наша обязанность – это проверить оформление документов на груз и обеспечить уплату таможенных сборов, не заморачивая себе голову, оригинальный товар или нет. И это все! Да, мы могли бы начать разбирательство по конкретным случаям подделки знака даже без реестра, если бы получили заявление производителя, но на моей памяти такого не было. Так какие могут быть к таможне претензии?
Так, по ощущениям, основываясь на опыте, рискну утверждать, что цена на основную массу товара занижается процентов на сорок, иногда на пятьдесят. Бывают случаи, что и до восьмидесяти доходит. Вот китайские скутеры проходили у нас по невысокой цене, порядка 400 долларов. А недавно пошли партии вообще по 250! Серьезнейшее занижение, но документы в порядке, мы ничего сделать не можем – оформляем. В России такой один аппарат стоит примерно 800–1000 долларов».
Между тем в Китае есть российское торговое представительство, есть представительство Федеральной таможенной службы. Но информации мы не получаем, работаем, как работаем. Попытки некоторых представителей таможни, тем, кому, что называется, «за державу обидно», все-таки разобраться с ситуацией, закончились ничем. В воздухе периодически носится идея создать рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Минпрома, ФТС, налоговой службы. Такая группа могла бы решить проблему. Но, поносившись, идея в воздухе столь же периодически и растворяется…»
Между плохим и отвратительным
Неужели действительно так сложно разобраться с исходными китайскими ценами? С этим вопросом мы обратись к Владимиру Кузнецову, эксперту по контрафактной продукции Комитета ТПП РФ по безопасности бизнеса.
«В аппарате торгового представителя Китая в России мне сказали, что готовы рассмотреть любые предложения российской стороны, дать имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию; это еще одно подтверждение, что власти Поднебесной заинтересованы в поставках на внешние рынки нормального товара, но мы, как видно, этой возможностью не пользуемся», – сказал Кузнецов.
Конечно, есть на нашем рынке китайские товары и вполне удовлетворительного качества, но они все равно дешевле наших товаров благодаря меньшим, чем российские, издержкам производства. С ними-то, тем не менее, можно было бы конкурировать. Но сегодня бал правят откровенно плохие и просто плохие товары. Бизнес, конечно, везде есть бизнес, но у нас в стране в стремлении к максимальной прибыли он почему-то особенно неразборчив в средствах. Такой вот расклад получается.
Тихий ужас
От того, что никто не бьет в рельс тревогу, ситуация легче не становится. Российские машиностроители, тракторостроители, с которыми пришлось общаться, все, как один, тихо ужасаются, глядя на экспансию китайских машин и механизмов. Надо или свои изделия делать совсем уж примитивно недолговечными, или как-то иначе сопротивляться экспансии. Но как? Вот уже и РЖД, громко и не раз ратуя за российское, заказывает в Китае рельсы и прочее нужное в железнодорожной жизни литье…
«В Сибири я говорил с людьми, досконально знающими тамошний автомобильный рынок. Так вот, они уверены, что еще год-два, и, например, тот же любимый многими МАЗ будет вытеснен китайскими автомобилями. Почему? Слабый сервис, отсутствие запчастей. В такой ситуации выгодней становится покупать одноразовый китайский грузовик. C запчастями для него вообще никак (а вот для нашей техники китайцы их выпускают!). Качество тоже никакое – бывает, на ходу колесные гайки срезаются. Но зато грузовик очень дешевый: «убивают» его и покупают новый», – рассказывал Владимир Кузнецов.
Работающие в России дилеры мировой известности марок карьерных самосвалов и экскаваторов, по их словам, тоже все больше ощущают давление китайской техники. Но люди не хотят подрывать престиж своих брендов и просят не упоминать названия компаний, а вот в приватных разговорах серьезно ругаются. Еще бы: китайцы дилерскую маржу своим партнерам предлагают раза в три большую, чем белорусские и западные компании.
То есть речь я веду к тому, что, видимо, пора уже задуматься о серьезной поддержке наших производителей, иначе мы проиграем в собственной стране.
Почему бы и нам не проявить «китайскую мудрость»? Не подумать серьезно, как продвигать продукцию нашего производителя на наших же просторах? Спланировать, как противостоять «восточному нашествию» и как возвращать катастрофически теряемые позиции?
Да, так вот, решил «Амкодор» расширить производство, поближе к российским потребителям перебраться, наладить сборку техники своей непосредственно в России. И не получилось.
Ему-то нужно было не пустое место, а какие-никакие производственные площади, да чтоб и кадры не с бору по сосенке по всей России искать. То есть на самом деле «Амкодор» нашел было то, что надо, в Орле, да один наш довольно молодой олигарх перехватил, перекупил, пообещал сам погрузчики выпускать. Выпускает. Аж пару сотен в год. Ничего у «Амкодора» на российских просторах не получилось А вот в то же время получилось до Венесуэлы добраться; почему-то там все проще решается, чем в родном Союзном государстве.
Словом, я это к тому, что помощь нужна всем нашим производителям. Потому что не будут страну воспринимать серьезно, если у нее производство, по сути, в загоне. В России до сих пор нет четко прописанной промышленной политики, все дискутируем. Обещаний догнать убежавшие вперед страны, конечно, много, но впечатление такое, что бежим мы вдогонку почему-то сразу и одновременно во все стороны.
Может, нужен какой-то комитет, что ли, специальный, или фонд содействия развития производства в рамках Союзного государства? Знаю-знаю, в России, скажете, разных фондов содействия – на каждую фирму по одному. Но я-то имею в виду что-то конкретное, не для пиления бабок, а для действительной поддержки производства. Так, чтобы можно было сказать властям: вот эдак и вот так надо поступить, если не хотите, чтобы все стало китайским, чтобы мы все сами ненароком китайцами не стали. А власти, выслушав, взяли бы да и сделали так, чтобы конкуренция была справедливой, то есть производить стало бы однозначно выгодно (вот в Америке, и не только там, благодаря политике государства местные производители вполне успешно конкурируют с китайской продукцией). И кубышку заветную власти наши чтобы распечатали для производителей, ежели надо. И чтобы это система была, а не одноразовая акция.
ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ
Азиатское экономическое чудо имеет оборотную сторону: поставки небезопасных товаров, контрафактная продукция, кражи интеллектуальной собственности. «Восточный колорит» такого рода вызывает на Западе растущую обеспокоенность.
Отравленное детское питание попало в Бангладеш, Мьянму, Йемен, Чад и Бурунди.
Более того, выяснилось, что китайские производители отправляют молочную продукцию как минимум в 19 стран мира. Эхо «меламинового скандала» докатилось даже до Европы: опасное вещество или его следы обнаружены в кондитерских изделиях и других продуктах, которыми торговали крупные магазины Австрии, Германии, Франции, Великобритании.
Опасные подделки
Почти две трети товаров, отзываемых из продажи в США, поступают в эту страну из-за рубежа, причем главным образом – из Китая. Широкую известность получили случаи изъятия 20 млн. игрушек из магазинов Mattel, 100 тыс. бутылок с напитками – из магазинов Asda, кормов для кошек и собак – из сети Wal-Mart, а также зубной пасты и игрушек – из американских и австралийских магазинов.
Береги бренд снову
Зарубежные компании, закупающие продукцию в азиатских странах, подвергают свою корпоративную репутацию серьезному риску. Аналогичным образом обладатели дорогих западных брендов, стремящиеся выйти на рынки азиатских стран, в первую очередь Китая, подвергают большой опасности как свою деловую репутацию, так и репутацию глобальных брендов. Это связано с действиями криминальных групп, а также с несовершенством местного законодательства.
Случаи из практики
Правоохранительные органы США и других стран давно ведут борьбу с производителями контрафактной продукции. Как это происходит, можно увидеть на следующих примерах.
В декабре 2007 года, после тайной операции, которая проводилась на протяжении 18 месяцев, были арестованы 10 человек по обвинению, связанному с контрабандой контрафактной продукцию из Китая на сумму около 200 млн. долларов.
Контрафактные DVD
Фальсифицированные лекарства
Под эгидой Интерпола и регионального отделения ВОЗ местные власти и правоохранительные органы провели масштабную работу по выявлению источников фальсифицированных медикаментов. В общей сложности было исследовано почти 400 образцов лекарств, полученных в странах Юго-Восточной Азии, в том числе Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде. Было выявлено 16 видов поддельных голограмм. Около половины всех образцов имели внешние признаки контрафактной продукции. М действительно, такие образцы оказались фальсифицированными – не содержали действующего вещества либо его содержание было явно недостаточным, чтобы обеспечить лечебный эффект. По крайней мере, в ряде случаев в состав таких препаратов входили ядовитые вещества. Часть образцов была изготовлена в юго-восточных провинциях КНР. На основании полученных сведений китайские власти сразу же предприняли меры по выявлению и задержанию подпольных торговцев и производителей.
Типичные ошибки
Большинство компаний стремятся обеспечить неприкосновенность своей интеллектуальной собственности либо привлекая провайдеров соответствующих услуг, либо создавая собственные подразделения безопасности, выполняющие аналогичные функции. Проводившиеся исследования, а также опыт западных специалистов и их коллег в азиатских странах, позволяют выявить типичные недостатки такого подхода. Почти всегда он бывает:
• сфокусирован на мониторинге и устранение симптомов (а не причин);
• рассчитан на краткосрочную перспективу;
• ограничен;
• носит фрагментарный характер;
• не интегрирован в общую стратегию риск-менеджмента предприятия;
• в долгосрочном плане не обеспечивает необходимого соотношения цена-качество.
Как компании, так и провайдеры услуг часто исходят из того, что обычных мер безопасности и стандартной юридической поддержки – как правило, невысокого уровня – окажется вполне достаточно, и совсем необязательно создавать всеобъемлющую корпоративную систему защиты интеллектуальной собственности и бренда. Однако у сотрудников обычной службы безопасности предприятия, перед которой стоит множество других первоочередных задач, недостаточно опыта и возможностей для того, чтобы выстроить по-настоящему эффективную систему защиты ИС и бренда. В то же время сторонние провайдеры услуг часто называют свою работу как «укрепление системы», «юридическая поддержка», «расследования», «сбор информации», что уже само по себе свидетельствует о реактивном и фрагментарном подходе к решению этой проблемы.
Рекомендуют профессионалы
Западные эксперты с опытом работы в азиатском регионе предлагают иной подход, обеспечивающий эффективную защиту ИС и бренда компании. Предложенный метод отличают следующие особенности:
• нацеленность на устранение причин, а не симптомов;
• долгосрочный характер;
• широкий и всеобъемлющий охват;
• системный подход, рассчитанный на длительную перспективу;
• предпринимаемые меры должны быть интегрированы в общую стратегию риск-менеджмента предприятия;
• в долгосрочном плане он должен обеспечивать требуемое соотношения «цена-качество».
Подход к защите ИС и бренда компании должен быть рассчитан на весь жизненный цикл продукта: начиная с момента возникновения идеи, включая этапы проектирования, испытаний, производства, маркетинга, продаж, продвижения, распространения и т. д. Такой подход неизбежно должен быть системным, стратегическим и должен принимать во внимание различные обстоятельства и взаимодействие многочисленных рисков.
Затраты и потери
Согласно данным Интерпола по состоянию на 2007 год, кражи интеллектуальной собственности наносят компаниям довольно ощутимый ущерб:
• За период с 1982 года объем торговли незаконными товарами в мировом масштабе увеличился с 5,5 млрд. долларов почти до 600 млрд. долларов.
• Около 5–7% от общего объема мировой торговли приходится на контрафактные товары;
• По экспертным оценкам, ежегодно продается фальсифицированных лекарств на сумму почти в 8 млрд. долларов.
• Ежегодно пиратская продукция наносит индустрии развлечений ущерб в размере 1 млрд. долларов.
• Каждая компания, включенная в список Fortune 500, в среднем тратит около 4 млн. долларов в год на защиту своей интеллектуальной собственности.
• Только в Соединенных Штатах более 750 тыс. человек ежегодно теряют работу в результате продажи на рынке контрафактной продукции.
• Убытки некоторых компаний, вызванные кражей их ИС, достигают 40% от их общего дохода.
• За период 2005 и 2006 годов только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона торговля ежегодно несла убытки в размере свыше 6 млрд. долларов.
Подготовил Кирилл ЛОГОВСКИЙ
(использованы материалы StrategicRisk)
Автор: Александр БОНДАРЬ