ЕЩЁ НОВОСТИ

Восток всё алее...

Откровения таможенника с российско-китайской границы

Если кто помнит, «Алеет Восток» – песня времен «великого кормчего Мао», гимн бурного развития Китая. Они поют, а мы подпеваем? Наступление китайцев на наш рынок давно стало кошмаром для бизнесменов, работающих не в конторах типа «Гонимнефть Лтд», а пытающихся заниматься реальным производством. Дешевый китайский товар заливает наши просторы, идет ли речь о бросовом ширпотребе или о серьезной строительной, авто- и прочей технике. 

Чиновники разводят руками: рынок, мол, конкуренция, надо учиться производить так же дешево, как в Китае. Но это объяснение, похоже, слишком простое. Да, курс юаня искусственно держится на низком уровне, а значит, китайцам экспортировать выгодно. Да, конечно, в Китае экономят на зарплатах и соцгарантиях – они там ниже даже российских, оскорбительно ничтожных. Но в то же время китайские экономические власти мудро и дальновидно, не на словах, а на деле способствуют развитию производства, всячески поддерживают экспорт. Нашим чиновникам поучиться бы у них не «обещания обещать», а дело делать. И все равно: проигрывать вчистую китайцам в собственной стране? Что-то здесь не так.


Монолог таможенника Н.

Я напросился на встречу с начальником одной из таможен центрального российского региона, сухим, нервным человеком средних лет, по проверенным сведениям, «не берущего» и жесткого к подчиненным, в подобной слабости замеченным. Он согласился поговорить при условии, что имени его я не назову. Мне вообще-то поначалу показалось, что требование инкогнито – типичнейшая бюрократическая перестраховка. Но когда таможенник сделал свои выводы, резкие, конкретные и беспощадные, стали понятней меры предосторожности. Впрочем, судите сами. Включаю диктофон. 

«Есть два устойчивых мифа. Первый: таможенники вроде бы пропускают через границу китайский контрафакт и, естественно, делают это не бескорыстно. В результате подделки продукции российских заводов наводняют наши пределы, мешают производителям нормально работать. Так вот: неправда это. 

О каком таком контрафакте, якобы за мзду пропускаемом таможенниками, может вообще идти речь, если практически ни одна отечественная компания-производитель не включила свои товарные знаки в специальный таможенный реестр? Их знаки не защищены, а потому единственная наша обязанность – это проверить оформление документов на груз и обеспечить уплату таможенных сборов, не заморачивая себе голову, оригинальный товар или нет. И это все! Да, мы могли бы начать разбирательство по конкретным случаям подделки знака даже без реестра, если бы получили заявление производителя, но на моей памяти такого не было. Так какие могут быть к таможне претензии? 

Второй миф вот какой: таможенники, будучи в сговоре с поставщиками, принимают и оформляют китайские товары по заведомо заниженным, бросовым ценам. Получается, раз китайские товары на нашем рынке очень дешевы, то вся таможня, вплоть до последнего таможенника, куплена. Так думать как минимум нелепо. Да, цены за китайские товары на таможенной границе поставщики действительно выставляют необычайно низкие, и здесь есть проблема, причем очень большая и неприятная. Обычно таможенник, подозревая, что ему «подставляют» явно заниженную цену, имеет возможность проверить, сильно ли она отличается от средней, по специальным справочникам, каталогам, по базам данных. Только в случае с Китаем это невозможно. Как ни странно это звучит, но у нас нет полноценной и достоверной ценовой информации по Китаю. Нет официальной основы, позволяющей «тормозить» на границе китайский товар с заведомо заниженной таможенной стоимостью. 

Так, по ощущениям, основываясь на опыте, рискну утверждать, что цена на основную массу товара занижается процентов на сорок, иногда на пятьдесят. Бывают случаи, что и до восьмидесяти доходит. Вот китайские скутеры проходили у нас по невысокой цене, порядка 400 долларов. А недавно пошли партии вообще по 250! Серьезнейшее занижение, но документы в порядке, мы ничего сделать не можем – оформляем. В России такой один аппарат стоит примерно 800–1000 долларов». 

Вам остается только спросить: почему так? Да потому что это выгодно кому-то из так называемых «очень серьезных людей». Просматриваются во всем этом признаки хорошо поставленной системы. Вот и малый, и средний бизнес тоже активно возит из Китая товар, ему позволяется возить. Потому что это шум, прикрытие; в общей массе, в потоке поставок проще скрыть хорошо налаженные каналы, приносящие сверхприбыли побольше, чем в «нефтянке». Такой вывод очень даже напрашивается.

Между тем в Китае есть российское торговое представительство, есть представительство Федеральной таможенной службы. Но информации мы не получаем, работаем, как работаем. Попытки некоторых представителей таможни, тем, кому, что называется, «за державу обидно», все-таки разобраться с ситуацией, закончились ничем. В воздухе периодически носится идея создать рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Минпрома, ФТС, налоговой службы. Такая группа могла бы решить проблему. Но, поносившись, идея в воздухе столь же периодически и растворяется…»

Такой был разговор. С выводами можно не соглашаться. Но ведь это факт: поток дешевого товара из Китая становится все мощнее. Восток РФ уже однозначно предпочитает китайские погрузчики, автомобили и т. д.; добрались они и до европейской части России. 


Между плохим и отвратительным

Неужели действительно так сложно разобраться с исходными китайскими ценами? С этим вопросом мы обратись к Владимиру Кузнецову, эксперту по контрафактной продукции Комитета ТПП РФ по безопасности бизнеса.

Вообще-то, по его мнению, время, когда Китай любой ценой пытался выпихнуть на чужие рынки свой дешевый низкокачественный товар, уже проходит. Китай заинтересован закрепить выход на рынки, доказать, что он может выпускать изделия, способные конкурировать не только ценой, но и качеством. Поток дешевок, подделок, состряпанного на коленке товара по большому счету ему уже не выгоден. К тому же в последнее время серьезные китайские производители едва успевают выпускать качественные товары для внутреннего бездонного взрывообразно растущего рынка, у них почти нет сейчас возможности обеспечивать дополнительные внешние заказы, они за них неохотно берутся и уж тем более не заинтересованы в выпуске некачественной продукции на внешние рынки.

«В аппарате торгового представителя Китая в России мне сказали, что готовы рассмотреть любые предложения российской стороны, дать имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию; это еще одно подтверждение, что власти Поднебесной заинтересованы в поставках на внешние рынки нормального товара, но мы, как видно, этой возможностью не пользуемся», – сказал Кузнецов. 

Откуда же тогда поток некачественного товара? Да сами российские контрагенты, считает Кузнецов, в основном и провоцируют производство плохих дешевых изделий, требуя от китайских партнеров уместиться в крайне низких ценовых параметрах. Для исполнителя (это отнюдь не крупные производители качественного товара, а второстепенные и третьестепенные фирмы) главное – сделать так, как заказчик просит, и заработать. В итоге на изделия ставятся детали едва ли не из бумаги. А сертификаты соответствия товара российским требованиям, и все об этом знают, можно купить легко и непринужденно, а главное, дешево… Вот и получаем то, что имеем.

Конечно, есть на нашем рынке китайские товары и вполне удовлетворительного качества, но они все равно дешевле наших товаров благодаря меньшим, чем российские, издержкам производства. С ними-то, тем не менее, можно было бы конкурировать. Но сегодня бал правят откровенно плохие и просто плохие товары. Бизнес, конечно, везде есть бизнес, но у нас в стране в стремлении к максимальной прибыли он почему-то особенно неразборчив в средствах. Такой вот расклад получается.


Тихий ужас

От того, что никто не бьет в рельс тревогу, ситуация легче не становится. Российские машиностроители, тракторостроители, с которыми пришлось общаться, все, как один, тихо ужасаются, глядя на экспансию китайских машин и механизмов. Надо или свои изделия делать совсем уж примитивно недолговечными, или как-то иначе сопротивляться экспансии. Но как? Вот уже и РЖД, громко и не раз ратуя за российское, заказывает в Китае рельсы и прочее нужное в железнодорожной жизни литье…

Тут, конечно, есть и свои просчеты. Например, очень часто предприятия делают ставку на выпуск готовой продукции, а запчасти уходят как бы на второй план, что уж совсем не по-рыночному. Свято место пусто не бывает: накатывает вал китайских запчастей к нашим тракторам, автомобилям, погрузчикам и т. д. 

«В Сибири я говорил с людьми, досконально знающими тамошний автомобильный рынок. Так вот, они уверены, что еще год-два, и, например, тот же любимый многими МАЗ будет вытеснен китайскими автомобилями. Почему? Слабый сервис, отсутствие запчастей. В такой ситуации выгодней становится покупать одноразовый китайский грузовик. C запчастями для него вообще никак (а вот для нашей техники китайцы их выпускают!). Качество тоже никакое – бывает, на ходу колесные гайки срезаются. Но зато грузовик очень дешевый: «убивают» его и покупают новый», – рассказывал Владимир Кузнецов. 

Итак, люди все чаще покупают китайское – оно дешевое и год-два отработает. А дальше? А вот заглядывать дальше в будущее у людей и у компаний пока элементарно не хватает денег. Опять-таки есть и другие причины. Вот в Кемеровской области ездит тьма грузовиков Howo – они работают на самодеятельной, «левой» добыче угля, на так называемых «закопушках». Нагрянет наша неподкупная милиция – не жалко технику бросить. 
Работающие в России дилеры мировой известности марок карьерных самосвалов и экскаваторов, по их словам, тоже все больше ощущают давление китайской техники. Но люди не хотят подрывать престиж своих брендов и просят не упоминать названия компаний, а вот в приватных разговорах серьезно ругаются. Еще бы: китайцы дилерскую маржу своим партнерам предлагают раза в три большую, чем белорусские и западные компании. 

То есть речь я веду к тому, что, видимо, пора уже задуматься о серьезной поддержке наших производителей, иначе мы проиграем в собственной стране.

Почему бы и нам не проявить «китайскую мудрость»? Не подумать серьезно, как продвигать продукцию нашего производителя на наших же просторах? Спланировать, как противостоять «восточному нашествию» и как возвращать катастрофически теряемые позиции?

Дело в том, что самим нашим производителям сделать это весьма трудно. Тут вот на ум приходит «Амкодор» – есть такая белорусская компания в нашем союзном государстве, производит различную технику, прежде всего погрузчики. Кстати, «Амкодор» в тяжелые девяностые годы сумел сохранить объемы производства, в то время как другие машиностроительные предприятия СНГ сократили его в три и более раз. Здесь ежегодно производится свыше 5 тыс. единиц специальных машин 80 моделей и модификаций. Качество хорошее и доступные цены (но, конечно, выше китайских).

Да, так вот, решил «Амкодор» расширить производство, поближе к российским потребителям перебраться, наладить сборку техники своей непосредственно в России. И не получилось.

Ему-то нужно было не пустое место, а какие-никакие производственные площади, да чтоб и кадры не с бору по сосенке по всей России искать. То есть на самом деле «Амкодор» нашел было то, что надо, в Орле, да один наш довольно молодой олигарх перехватил, перекупил, пообещал сам погрузчики выпускать. Выпускает. Аж пару сотен в год. Ничего у «Амкодора» на российских просторах не получилось А вот в то же время получилось до Венесуэлы добраться; почему-то там все проще решается, чем в родном Союзном государстве.

Я это не к тому, что, давайте, мол, и мы «Амкодору» поможем. «Амкодор» – так, для примера. Просто не дело, когда в Челябинске российская компания «Уральский погрузчик» торгует китайскими погрузчиками. Самим выпускать и успешно свое продавать уже слабо?..
Словом, я это к тому, что помощь нужна всем нашим производителям. Потому что не будут страну воспринимать серьезно, если у нее производство, по сути, в загоне. В России до сих пор нет четко прописанной промышленной политики, все дискутируем. Обещаний догнать убежавшие вперед страны, конечно, много, но впечатление такое, что бежим мы вдогонку почему-то сразу и одновременно во все стороны. 

Может, нужен какой-то комитет, что ли, специальный, или фонд содействия развития производства в рамках Союзного государства? Знаю-знаю, в России, скажете, разных фондов содействия – на каждую фирму по одному. Но я-то имею в виду что-то конкретное, не для пиления бабок, а для действительной поддержки производства. Так, чтобы можно было сказать властям: вот эдак и вот так надо поступить, если не хотите, чтобы все стало китайским, чтобы мы все сами ненароком китайцами не стали. А власти, выслушав, взяли бы да и сделали так, чтобы конкуренция была справедливой, то есть производить стало бы однозначно выгодно (вот в Америке, и не только там, благодаря политике государства местные производители вполне успешно конкурируют с китайской продукцией). И кубышку заветную власти наши чтобы распечатали для производителей, ежели надо. И чтобы это система была, а не одноразовая акция.

Вот тогда, глядишь, Восток и дальше бы успешно алел, но не так откровенно за счет наших сограждан, умеющих и желающих пилить, строгать, собирать, строить, иными словами – производить.


ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕВИЗНЫ

Азиатское экономическое чудо имеет оборотную сторону: поставки небезопасных товаров, контрафактная продукция, кражи интеллектуальной собственности. «Восточный колорит» такого рода вызывает на Западе растущую обеспокоенность. 

Тревожным напоминанием о неприглядной «изнанке» китайской экономики – крупнейшего производителя потребительской продукции во всем мире – стал «меламиновый скандал», разгоревшийся вскоре после триумфального завершения пекинской олимпиады. Вещество, которое используется для производства пластмасс, клея, лаков, красителей и гербицидов, добавлялось в разведенное из порошка молоко, чтобы повысить в нем содержание белков. В результате у 53 тыс. китайских детей оказались поражены почки, 13 тыс. из них находятся в больницах, четверо умерло. 

Отравленное детское питание попало в Бангладеш, Мьянму, Йемен, Чад и Бурунди.

Более того, выяснилось, что китайские производители отправляют молочную продукцию как минимум в 19 стран мира. Эхо «меламинового скандала» докатилось даже до Европы: опасное вещество или его следы обнаружены в кондитерских изделиях и других продуктах, которыми торговали крупные магазины Австрии, Германии, Франции, Великобритании. 

Причем в подобных ситуациях страдают не только конечные потребители, но и зарубежные партнеры китайских производителей. Например, в случае с меланином крупнейшему германскому ритейлеру Cash & Carry пришлось изъять из ряда своих магазинов сухое молоко, а сеть крупнейших супермаркетов на Британских островах была вынуждена срочно отозвать из продажи детские конфеты китайского производства, в которых обнаружено опасное вещество. Тем не менее последствия таких инцидентов могут быть гораздо серьезнее.


Опасные подделки

Почти две трети товаров, отзываемых из продажи в США, поступают в эту страну из-за рубежа, причем главным образом – из Китая. Широкую известность получили случаи изъятия 20 млн. игрушек из магазинов Mattel, 100 тыс. бутылок с напитками – из магазинов Asda, кормов для кошек и собак – из сети Wal-Mart, а также зубной пасты и игрушек – из американских и австралийских магазинов. 

Контрафактная продукция может быть небезопасна для здоровья. Поддельные медикаменты могут оказаться либо вообще бесполезными, либо даже вызвать опасные побочные эффекты. Зафиксированы случаи изготовления в Китае и Гонконге фальсифицированных препаратов для «лечения» рака и малярии. Прием таких лекарств может приводить к смерти больных или наносить серьезный ущерб их здоровью. Опасность для жизни людей может также представлять использование контрафактных запчастей, предназначенных для самолетов и автомобилей.


Береги бренд снову

Зарубежные компании, закупающие продукцию в азиатских странах, подвергают свою корпоративную репутацию серьезному риску. Аналогичным образом обладатели дорогих западных брендов, стремящиеся выйти на рынки азиатских стран, в первую очередь Китая, подвергают большой опасности как свою деловую репутацию, так и репутацию глобальных брендов. Это связано с действиями криминальных групп, а также с несовершенством местного законодательства. 

Более того, угрозы для интеллектуальной собственности (ИС) компании и принадлежащего ей бренда взаимодействуют с другими рисками, которым подвержена организация: финансовыми, кадровыми, производственными, угрозами корпоративной безопасности и качеству продукции. В результате может пострадать образ и репутация компании в целом. А в конечном счете это может отразиться на объеме продаж, доходах компании и цене ее акций, причем в такой степени, что само существование организации окажется под вопросом.


Случаи из практики

Правоохранительные органы США и других стран давно ведут борьбу с производителями контрафактной продукции. Как это происходит, можно увидеть на следующих примерах.

Контрабандные бренды

В декабре 2007 года, после тайной операции, которая проводилась на протяжении 18 месяцев, были арестованы 10 человек по обвинению, связанному с контрабандой контрафактной продукцию из Китая на сумму около 200 млн. долларов. 

Выдавая себя за коррумпированного чиновника, агент полиции получил от арестованных злоумышленников в качестве взяток почти 500 тыс. долларов. Эти деньги были заплачены за то, чтобы незаконно растаможить партию контрабандного груза – в том числе контрафактную обувь, одежду и аксессуары под маркой Nike, Burberry, Chanel и Baby Phat. Изготовленный в Китае контрафакт с поддельными документами поступил в США и предназначался для реализации в Нью-Йорке и соседних городах. 

Контрафактные DVD

В ноябре 2007 года королевская полиция Малайзии провела рейды на трех подпольных фабриках по производству контрафактных дисков. Было обнаружено шесть дорогостоящих технологических линий по выпуску фальсифицированных дисков, сотни матриц для их производства и сотни тысяч музыкальных и видеодисков. На одной из фабрик были задержаны ее владельцы, которые пытались вывезти оборудование. Подпольные фабрики принадлежали одной и той же преступной организации, которая реализовывала контрафактную продукцию как в Малайзии, так и за рубежом.

Фальсифицированные лекарства

За период с 1998 года в Юго-Восточной Азии серьезный характер приобрела проблема, вызванная применением фальсифицированных лекарств против малярии, которые либо вовсе не содержат действующего вещества, обладающего лечебным эффектом, либо содержат его в недостаточном количестве. Это привело к повышению смертности от малярии, утрате доверия к жизненно необходимым лекарствам и серьезным экономическим потерям, которые несут добросовестные производители противомалярийных препаратов.

Под эгидой Интерпола и регионального отделения ВОЗ местные власти и правоохранительные органы провели масштабную работу по выявлению источников фальсифицированных медикаментов. В общей сложности было исследовано почти 400 образцов лекарств, полученных в странах Юго-Восточной Азии, в том числе Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде. Было выявлено 16 видов поддельных голограмм. Около половины всех образцов имели внешние признаки контрафактной продукции. М действительно, такие образцы оказались фальсифицированными – не содержали действующего вещества либо его содержание было явно недостаточным, чтобы обеспечить лечебный эффект. По крайней мере, в ряде случаев в состав таких препаратов входили ядовитые вещества. Часть образцов была изготовлена в юго-восточных провинциях КНР. На основании полученных сведений китайские власти сразу же предприняли меры по выявлению и задержанию подпольных торговцев и производителей.


Типичные ошибки

Большинство компаний стремятся обеспечить неприкосновенность своей интеллектуальной собственности либо привлекая провайдеров соответствующих услуг, либо создавая собственные подразделения безопасности, выполняющие аналогичные функции. Проводившиеся исследования, а также опыт западных специалистов и их коллег в азиатских странах, позволяют выявить типичные недостатки такого подхода. Почти всегда он бывает:

• реактивный;
• сфокусирован на мониторинге и устранение симптомов (а не причин);
• рассчитан на краткосрочную перспективу;
• ограничен;
• носит фрагментарный характер;
• не интегрирован в общую стратегию риск-менеджмента предприятия;
• в долгосрочном плане не обеспечивает необходимого соотношения цена-качество.

Как компании, так и провайдеры услуг часто исходят из того, что обычных мер безопасности и стандартной юридической поддержки – как правило, невысокого уровня – окажется вполне достаточно, и совсем необязательно создавать всеобъемлющую корпоративную систему защиты интеллектуальной собственности и бренда. Однако у сотрудников обычной службы безопасности предприятия, перед которой стоит множество других первоочередных задач, недостаточно опыта и возможностей для того, чтобы выстроить по-настоящему эффективную систему защиты ИС и бренда. В то же время сторонние провайдеры услуг часто называют свою работу как «укрепление системы», «юридическая поддержка», «расследования», «сбор информации», что уже само по себе свидетельствует о реактивном и фрагментарном подходе к решению этой проблемы. 

В развивающихся странах наблюдается явная тенденция смотреть сквозь пальцы на многие недостатки. Наличие дешевой рабочей силы, предоставляемой субподрядчиками, может создать у заказчика впечатление, что все необходимые проверки, тесты и меры по контролю рисков уже выполнены субподрядчиками. Однако в странах с несовершенным законодательством, низкими нормативными требованиями и повсеместной коррупцией не составляет труда обзавестись поддельными сертификатами и документами, «подтверждающими» качество и безопасность продукции.

Рекомендуют профессионалы

Западные эксперты с опытом работы в азиатском регионе предлагают иной подход, обеспечивающий эффективную защиту ИС и бренда компании. Предложенный метод отличают следующие особенности:

• проактивность;
• нацеленность на устранение причин, а не симптомов;
• долгосрочный характер;
• широкий и всеобъемлющий охват;
• системный подход, рассчитанный на длительную перспективу;
• предпринимаемые меры должны быть интегрированы в общую стратегию риск-менеджмента предприятия;
• в долгосрочном плане он должен обеспечивать требуемое соотношения «цена-качество».
Подход к защите ИС и бренда компании должен быть рассчитан на весь жизненный цикл продукта: начиная с момента возникновения идеи, включая этапы проектирования, испытаний, производства, маркетинга, продаж, продвижения, распространения и т. д. Такой подход неизбежно должен быть системным, стратегическим и должен принимать во внимание различные обстоятельства и взаимодействие многочисленных рисков. 

Затраты и потери

Согласно данным Интерпола по состоянию на 2007 год, кражи интеллектуальной собственности наносят компаниям довольно ощутимый ущерб:

• Из-за контрафактной продукции добросовестные производители ежегодно несут убытки в размере от 200 млрд. долларов (100 млрд. фунтов стерлингов; 125 млрд. евро) до 250 млрд. долларов;
• За период с 1982 года объем торговли незаконными товарами в мировом масштабе увеличился с 5,5 млрд. долларов почти до 600 млрд. долларов. 
• Около 5–7% от общего объема мировой торговли приходится на контрафактные товары;
• По экспертным оценкам, ежегодно продается фальсифицированных лекарств на сумму почти в 8 млрд. долларов.
• Ежегодно пиратская продукция наносит индустрии развлечений ущерб в размере 1 млрд. долларов.
• Каждая компания, включенная в список Fortune 500, в среднем тратит около 4 млн. долларов в год на защиту своей интеллектуальной собственности.
• Только в Соединенных Штатах более 750 тыс. человек ежегодно теряют работу в результате продажи на рынке контрафактной продукции.
• Убытки некоторых компаний, вызванные кражей их ИС, достигают 40% от их общего дохода. 
• За период 2005 и 2006 годов только в странах Азиатско-Тихоокеанского региона торговля ежегодно несла убытки в размере свыше 6 млрд. долларов. 

Подготовил Кирилл ЛОГОВСКИЙ
(использованы материалы StrategicRisk)



Автор: Александр БОНДАРЬ
Accelerated with Web Optimizer