Закон должен был коренным образом изменить всю систему техрегулирования в стране, сделать ее более совершенной и современной, улучшить защиту рынка от опасной и просто недоброкачественной продукции, определить параметры выпуска качественного товара, снять технические барьеры в нашей торговле с остальным миром и т. д.
Но единственное, что действительно и полностью удалось, – отменить прежнюю нормативно-техническую базу, конечно, несколько уже устаревшую, собственно, еще социалистическую, но все еще действовавшую. Были отвергнуты также еще вполне дееспособные законы о стандартизации и о сертификации продукции и услуг.
Вот такой убогий, с позволения сказать, «урожай».
К 2010 году, когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут уже на Луне». Ну, по нашей традиции никто особенно и не разбирался, кто же все-таки виноват. Но следует, видимо, напомнить, что и концепция, и сам закон были разработаны в 2002 году в рамках американской Программы поддержки независимых экономических аналитических центров. Насчет независимости – не знаем, а вот некомпетентность создателей – вне подозрений.
Три условия, три составные части…
Но технические регламенты, причем полноценные, отвечающие интересам всех сторон, нам еще как нужны! Что делать? Как минимум надо решить три основных вопроса.
Во-вторых, надо вернуть из небытия закон «О стандартизации», подняв его на качественно иной уровень, приспособив к требованиям нынешнего дня. Это возможно сделать, поскольку существует утвержденная Правительством РФ 28 февраля 2006 года концепция развития национальной системы стандартизации. В соответствии с этой концепцией стандартизация – ключевой фактор поддержки государственной социально-экономической политики; она должна способствовать развитию добросовестной конкуренции, внедрению инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан; стандартизация обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию ресурсов.
Что мы имеем?
Появился Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12 июня нынешнего года; он вступает в силу 20 декабря. Статья 43 этого закона указывает: правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений разрабатываются и утверждаются правительством РФ до дня вступления в силу настоящего закона. Ну а после разработки и утверждения придет черед предприятиям проводить технические мероприятия по внедрению техрегламента, причем закончить их они должны, естественно, до 20 декабря. Успеют, смогут? Нет.
Техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» должен был вступить в действие в первой декаде 2008 года. Он и вступил, но вскоре дату внедрения пришлось переносить на будущее. Промышленность физически пока не может выпускать топливо, соответствующее регламенту. Надо инвестировать сотни миллионов долларов в реконструкцию, в новые технологии; за полгода, прошедшие от принятия техрегламента и до его внедрения, это совершенно невозможно сделать; нужны два-три года. Почему так получилось? Да потому, что мнение экспертного и бизнес-сообществ не было учтено. А мнение было, и однозначное: регламент надо по ряду позиций изменить; начало действия – уточнить, согласовать.
Но знающих, компетентных людей если и слышали, то все равно не услышали. Вот и результат. Вся наша авиация с момента внедрения нового регламента и до его переноса в течение нескольких недель жесточайшим образом нарушала закон, заливая в баки топливо, которого вроде бы и быть уже не должно в России. Формально прокуратура обязана была за нарушение закона «приземлить» всех и отдать под суд. Это не было сделано единственно по причине абсурдности ситуации.
Автор: Александр Бондарь, Владимир Суворов