ЕЩЁ НОВОСТИ

...И над регламентом слезами обольются

Федеральный закон «О техническом регулировании» был принят в 2004 году. В нем четко указывалось, что в течение семи лет Госдума РФ или правительство должны принять соответствующие техрегламенты как нормативную базу, регулирующую параметры качества и безопасности выпускаемой в РФ продукции. И что мы имеем сегодня? Да ничего внятного!

Закон должен был коренным образом изменить всю систему техрегулирования в стране, сделать ее более совершенной и современной, улучшить защиту рынка от опасной и просто недоброкачественной продукции, определить параметры выпуска качественного товара, снять технические барьеры в нашей торговле с остальным миром и т. д. 

Но единственное, что действительно и полностью удалось, – отменить прежнюю нормативно-техническую базу, конечно, несколько уже устаревшую, собственно, еще социалистическую, но все еще действовавшую. Были отвергнуты также еще вполне дееспособные законы о стандартизации и о сертификации продукции и услуг.

На опустевшем поле с большим трудом удалось «вырастить» лишь пять вместо крайне необходимых нескольких сотен технических регламентов, да и то начало применения одного из них уже перенесено на будущее, а по остальным еще предстоит решить множество вопросов, в том числе и на уровне правительства. 

Вот такой убогий, с позволения сказать, «урожай». 

Идея закона о техрегулировании как таковая актуальна и злободневна. Да вот принят закон был поспешно, без особых раздумий, без четко прописанной программы и методики создания техрегламентов, без учета мнений и замечаний экспертного и бизнес-сообществ. Мы получили сырой, неконкретный документ, не приспособленный к реалиям страны, не позволяющий, в сущности, создавать полноценные регламенты. В апреле 2006 года сам глава правительства страны, а им был тогда, напомню, Михаил Фрадков, отозвался о законе резко и негативно: «Предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. 

К 2010 году, когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут уже на Луне». Ну, по нашей традиции никто особенно и не разбирался, кто же все-таки виноват. Но следует, видимо, напомнить, что и концепция, и сам закон были разработаны в 2002 году в рамках американской Программы поддержки независимых экономических аналитических центров. Насчет независимости – не знаем, а вот некомпетентность создателей – вне подозрений. 

В финансово-экономическом обосновании к проекту закона «О техническом регулировании» предполагалось до 2010 года потратить на финансирование работ по разработке регламентов 350 млн. рублей. За первые пять лет потрачено 580 млн.; «пиление» продолжается.


Три условия, три составные части…

Но технические регламенты, причем полноценные, отвечающие интересам всех сторон, нам еще как нужны! Что делать? Как минимум надо решить три основных вопроса.

Во-первых, нужно серьезно переделать Федеральный закон «О техническом регулировании». Внести в него изменения, максимально учтя мнение заинтересованных сторон, то есть производителей и потребителей. В 2007 году взялись было за это, но значительное число предложений и замечаний так и не было учтено при разработке поправок к закону. Правда, хорошо уже, что вообще какие-то шаги были сделаны. Но будет лучше, если работу довести до конца.

Во-вторых, надо вернуть из небытия закон «О стандартизации», подняв его на качественно иной уровень, приспособив к требованиям нынешнего дня. Это возможно сделать, поскольку существует утвержденная Правительством РФ 28 февраля 2006 года концепция развития национальной системы стандартизации. В соответствии с этой концепцией стандартизация – ключевой фактор поддержки государственной социально-экономической политики; она должна способствовать развитию добросовестной конкуренции, внедрению инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан; стандартизация обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию ресурсов.

Наконец, в стране нужна централизованная система разработки техрегламентов, естественно, с гарантией участия всех заинтересованных сторон в обсуждении регламентов, уточнении объектов и целей регулирования. Дело в том, что есть причины считать нынешний подход достаточно порочным: тендеры на разработку техрегламентов выигрывают организации, предлагающие более низкие цены на свои услуги, но при этом далеко не всегда у них есть кадровый потенциал для такой работы. То есть существуют серьезные основания сомневаться в качестве подготовки государственного, как ни крути, документа, который впоследствии должен получить статус законодательного акта.

Что мы имеем?

Так что же все-таки уже выросло на нашей ниве техрегулирования? Вот два примера.

Появился Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12 июня нынешнего года; он вступает в силу 20 декабря. Статья 43 этого закона указывает: правила и методы исследований (испытаний) и измерений молока и молочной продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений разрабатываются и утверждаются правительством РФ до дня вступления в силу настоящего закона. Ну а после разработки и утверждения придет черед предприятиям проводить технические мероприятия по внедрению техрегламента, причем закончить их они должны, естественно, до 20 декабря. Успеют, смогут? Нет. 

Техрегламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» должен был вступить в действие в первой декаде 2008 года. Он и вступил, но вскоре дату внедрения пришлось переносить на будущее. Промышленность физически пока не может выпускать топливо, соответствующее регламенту. Надо инвестировать сотни миллионов долларов в реконструкцию, в новые технологии; за полгода, прошедшие от принятия техрегламента и до его внедрения, это совершенно невозможно сделать; нужны два-три года. Почему так получилось? Да потому, что мнение экспертного и бизнес-сообществ не было учтено. А мнение было, и однозначное: регламент надо по ряду позиций изменить; начало действия – уточнить, согласовать.

Но знающих, компетентных людей если и слышали, то все равно не услышали. Вот и результат. Вся наша авиация с момента внедрения нового регламента и до его переноса в течение нескольких недель жесточайшим образом нарушала закон, заливая в баки топливо, которого вроде бы и быть уже не должно в России. Формально прокуратура обязана была за нарушение закона «приземлить» всех и отдать под суд. Это не было сделано единственно по причине абсурдности ситуации.

Но надо ли было до абсурда доводить? Когда-то классик признавался: «…над вымыслом слезами обольюсь». Нам же впору – над техрегламентами; если каждый из них будет получаться таким, как те, о которых упомянуто, то, учитывая, сколько их должно быть в стране, плакать нам всем придется очень долго.
Автор: Александр Бондарь, Владимир Суворов
Accelerated with Web Optimizer