ЕЩЁ НОВОСТИ

Школа выживания

После нынешнего кризиса уцелеют далеко не все фирмы. Причем вероятность сохранения бизнеса во многом зависит от готовности его руководителей к переменам.

Мир столкнулся с экономическим кризисом, равных которому по масштабам еще не было. Возврата к прежнему образу жизни уже не будет. Отныне нам придется жить совсем в ином экономическом окружении. Какое оно будет, предсказать очень сложно. Да и не нужно. Важнее понять, как сохранить бизнес и деньги в период изменений, которые, без сомнения, коснутся каждого. 

Поэтому первое, что надо сделать сегодня предпринимателям, – это навсегда отказаться от многих привычных представлений. Как показывает опыт, нет ничего вредоноснее для бизнеса, чем заниматься воспоминаниями о прошлых успехах и тех объемах прибыли, которые удавалось получать в прежние годы. Забудьте и не вспоминайте!


Первая примета краха

Почти все консультанты по бизнесу в качестве первоочередной меры предлагают предпринимателям идти по пути снижения издержек. Причем в числе первых шагов называют сокращение персонала. Возможно, подобные действия являются оправданными для таких организаций, как инвестиционные банки или финансовые компании, численность штата которых сегодня явно не соответствует текущему спросу на соответствующие услуги. Однако такие меры вряд ли окажутся столь же эффективными применительно к предприятиям в других сферах бизнеса. Более того, подобные решения зачастую являются первым шагом к разрушению организации. 

Скажем, можно ли признать правильным решение об увольнении молодых неопытных работников консультационной фирмы? Вовсе нет. Самыми ценными сотрудниками в этой сфере являются те, кто имеет практический опыт работы в условиях экономического кризиса. Поэтому консультационные компании, которые поступают подобным образом, закладывают мину под собственный же бизнес. Ведь когда кризис закончится, им придется опять набирать, по сути, все тех же ранее уволенных сотрудников, которые, однако, такого опыта работы иметь не будут. 

Проблема снижения издержек на самом деле имеет достаточно много различных решений. Скажем, в области консалтинга вместо простого увольнения имело бы смысл сделать предложение персоналу об уменьшении оплаты труда, предложив гарантии выплаты компенсаций в будущем, когда ситуация в отрасли стабилизируется. Возможно, многие сотрудники согласятся на это. Ведь лучше иметь хоть какую-то работу, нежели не иметь ее вовсе. 

Программу снижения издержек бизнеса следует начинать не с увольнения сотрудников, а с аудита эффективности расходования средств фирмы. Вполне может оказаться, что значительную часть расходов компании составляет аренда офисов, производственных и складских помещений, а также чрезмерные затраты на транспорт. Поэтому первое, что следует сделать – это отказаться от затратных в эксплуатации автомобилей в пользу более экономичных моделей. Второе по значимости решение связано с анализом возможности смены местонахождения бизнеса. Особенно это актуально для фирм, располагающихся в крупных городах, что сопряжено со значительными расходами на аренду помещений. 

Опасения, что в результате такого шага фирма потеряет клиентов, как правило, бывают напрасными. Тех, кто хочет остаться вашим деловым партнером, переезд компании на новое место не остановит. Отсеются же случайные клиенты, которые, как правило, особой прибыли не приносят. А рассчитывать на расширение бизнеса в условиях кризиса вряд ли стоит. За исключением тех редких случаев, когда неожиданно появляются свободные денежные средства, которые можно использовать в инвестиционных целях.


Асимметричный ответ

Порой решения, направленные на снижение издержек, могут оказаться весьма неожиданными. Например, можно попытаться перенести часть бизнеса, которая связана со сбытом, в Интернет. Или расстаться с дорогой производственной или офисной недвижимостью в одном месте, чтобы значительно дешевле купить аналогичные мощности в другом районе. Или вообще попытаться сменить модель бизнеса. Скажем, перейти от единой централизации руководства и финансирования бизнеса к дивизионному принципу, при котором каждое отдельное подразделение действует на принципах хозрасчета со всеми вытекающими последствиями. Нельзя забывать, что сегодняшний кризис настолько масштабен и необычен, что противостоять ему можно только весьма нестандартными способами. 

Неразрывным образом с программой снижения издержек фирмы связаны вопросы, имеющие отношение к оптимизации бизнес-процессов. Разумное равновесие между результатом и усилиями – вот формула успеха в условиях рыночной нестабильности, которая может проявляться буквально во всем. Например, в неожиданных отказах со стороны клиентов приобретать ваши товары или услуги, в резких колебаниях цен на продукцию и сырье, в непропорциональном удорожании стоимости кредитов, в неожиданной изменчивости политической, правовой и экономической среды. Всего не перечислишь. И тем не менее к этому надо быть готовым.  

Вот почему, прежде чем заняться оптимизацией бизнес-процессов организации, следует уделить пристальное внимание анализу эффективности работы самих руководителей фирмы. Известное правило гласит: 20% усилий приносят 80% результата. Применительно к деятельности менеджеров организаций это наблюдение всегда оказывается верно. 

Вы наверняка будете поражены результатами анализа своего рабочего времени, когда поймете, какую ее часть занимают выработка и принятие решений, имеющих непосредственное отношение к бизнесу. А также то, сколько времени у вас уходит на решение вопросов, которые не создают реальной прибыли для компании. Причем это в равной мере относится ко всем сотрудникам фирмы. Поневоле приходит на ум еще один способ снижения издержек, – временно сократить продолжительность рабочего дня, перейдя на посменный график работы. Конечно, оплату труда тоже придется уменьшить. Но, повторю, ведь лучше иметь такую работу, чем не иметь никакой! 

Главное – это стратегия

Еще одно важное правило выживания в условиях кризиса заключается в том, чтобы радикальным образом сменить ориентиры для развития бизнеса. В благоприятных обстоятельствах основным двигателем успеха является тактика, которая определяет решение текущих задач. Ведь когда все хорошо, какая бы стратегия ни была выбрана, бизнес в любом случае получит определенное позитивное развитие. В условиях неопределенности, однако, управление бизнесом с акцентом на выполнение тактических задач резко повышает риски организации. Поскольку многие решения зачастую принимаются слишком импульсивно и необдуманно. Единственный способ оградить себя от подобных угроз – строить политику фирмы, отталкиваясь не от тактических, а в первую очередь от стратегических задач. Тот факт, что в данном случае во главу угла ставятся слишком дальние по времени ориентиры, пугать не должен. Напротив, это один из самых важных факторов выживания бизнеса, которые положительно влияют на будущее фирмы. 

При этом следует полностью пересмотреть свое отношение к задачам компании. Прибыль, которая является главной целью любого бизнеса, должна отойти на второй план. А возможно о ней и вовсе следует забыть. По крайней мере, до тех пор, пока кризис не закончится. В этот период главной целью должно стать сохранение фирмы. Причем, насколько это возможно, надо попытаться уберечь имеющиеся производственные мощности. Именно мощности, а не потенциал. Ведь с завершением кризиса востребованными окажутся в первую очередь те фирмы, которые сумеют быстро восстановить свою работоспособность. Поэтому серьезным преимуществом будут обладать именно те компании, которые смогут сразу же приступить к выполнению поступивших заказов. 

Если в период кризиса не отказаться от нацеленности на получение прибыли, то шансы на сохранение бизнеса составляют не более 20%. Поскольку действует все тот же принцип: 80% усилий предпринимателей являются напрасной тратой времени. За примерами далеко ходить не надо. Отечественному финансовому сектору, который первым пострадал из-за собственной алчности и отсутствия должного риск-менеджмента, предрекают неутешительное будущее. В самом апокалипсическом варианте после кризиса останется несколько десятков коммерческих банков, несколько крупных игроков, и разная «мелочь», работающих в регионах, где единственными конкурентами кредитных организаций является неповоротливый и не совсем удобный для бизнеса Сбербанк. Вероятно, число таких банков не превысит 20% от их общего числа на сегодняшний день. 

Если же стратегии как таковой нет, и ее не удастся выработать до того момента, когда у фирмы возникнут финансовые проблемы, то стоит подумать о привлечении инвестора-партнера, либо приступить к поиску покупателя бизнеса. Как ни странно, но нынешний кризис может весьма способствовать росту стоимости предприятий, не имеющих ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже. Дело в том, что существующие модели оценки бизнеса – из-за чрезмерно высоких курсовых доходов держателей акций – в последние годы давали слишком низкие ценовые ориентиры при определении ценности той или иной фирмы. Неизбежная переоценка рисков инвестирования в ценные бумаги, а также крах фондовых рынков, неминуемо повлекут за собой повышение стоимости непубличных компаний, определенной путем экспертной оценки. Правда, этому может помешать дефицит денежных средств у инвесторов. Однако те, кто их имеет, будут платить более достойную цену, чем это было раньше. Поэтому одним из вариантов изменения местонахождения бизнеса является его продажа в одном месте и организация аналогичной компании в другом, менее дорогостоящем районе, городе или даже регионе.

Будьте проще – и покупатели к вам потянутся 

Нелишним будет также пересмотреть спектр товаров и услуг, производимых фирмой. Судя по всему, глубина падения мировой экономики сейчас пока еще мало кем осознается. Великая депрессия, которая случилась 80 лет назад в США, на фоне последствий сегодняшнего кризиса может оказаться лишь слабым дуновением ветерка по сравнению с нынешней глобальной бурей. В случае реализации самого катастрофического сценария отдельные страны могут на разные промежутки времени погружаться во тьму. В прямом смысле слова – потому что просто не будет электричества. Автомобили не будут ездить по дорогам, т. к. топливо никто не будет покупать. На улицах городов начнутся беспорядки, а в сельской местности появятся многочисленные бандиты. А все помыслы людей будут связаны с поиском тепла, еды и воды. 

Поверить в этот сценарий сложно. Но разве нечто подобное не происходило совсем недавно? Не далее как семь лет назад Буэнос-Айрес на три дня полностью погрузился во тьму, когда в Аргентине разразился масштабный экономический кризис. Почему же это не может повториться в других городах и странах? Признаки грядущего паралича экономической жизни целых континентов видны уже сегодня.

Так, в результате всеобщего нежелания покупать столь ценимые ранее товары ожидаемое падение объема международных грузоперевозок может составить 90%. 

Все это говорит о том, что в ближайшие годы востребованными окажутся только самые простые вещи. Такие как продовольствие, вода, энергия и тепло, а также все, что связано с поставкой соответствующих продуктов и услуг. Выявление этих наборов может создать хорошую основу для перепрофилирования или переориентации деятельности фирмы. Поскольку многие товары и услуги нужны людям всегда. Вне зависимости от того, есть кризис или его нет. 

Автор: Михаил ЧЕКУЛАЕВ
Accelerated with Web Optimizer