ЕЩЁ НОВОСТИ

«Тольяттиазот»: время «ч»

Почему так трудно живется и работается эффективному предприятию

Тольяттинский азотный завод, построенный на компенсационной основе по контракту с американской фирмой почти 30 лет тому назад, по идее, должен был бы сегодня превратиться в технически и технологически отсталое предприятие: время диктует свои стандарты. Но вот как раз современным стандартам это предприятие соответствует в полной мере как никакое другое. Титул лидера отечественного химпрома закрепился за ним давно и прочно. И дело тут не в объемах производства, хотя и они в современной отечественной химической промышленности уникальны. 


Главный отличительный признак «ТоАЗа» – инновационность управленческих и технических решений. В этом заслуга председателя Совета директоров и одного из основных акционеров, инженера Владимира Николаевича Махлая, возглавляющего предприятие уже 23 года. Растут прибыли, повышается оценка бизнеса, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней – от городского до федерального. 
Однако жизнь «Тольяттиазота» не назовешь безоблачной. Несколько лет тому назад на предприятие «положили глаз» некие, до сих пор не названные структуры. И началось…

7 сентября 2005 года к воротам в сопровождении вооруженных людей в масках явилась группа лиц, потребовавших прохода на режимное предприятие. Никаких официальных уведомлений, предварительных запросов и писем из вышестоящих инстанций, в том числе фискальных, до того момента не поступало. Показывая издалека некие удостоверения, незнакомцы настойчиво требовали допустить их в кабинеты заводоуправления.

Именно в те, где стоят компьютеры с базами данных, документами бухгалтерии, информацией по реестру акционеров и т. д. Впрочем, «и т. д.» незваных гостей не интересовало. Им нужны были именно списки акционеров. Заводчане, не искушенные в таких атаках, тем не менее всполошились. Автоматчики на территории взрывоопасного производства со строжайшей пропускной системой – это было нечто новое. Особенно если «бойцы» прыгают через ограду предприятия со специально подогнанных платформ. Ни дать ни взять – операция по обезвреживанию опасных террористов.

Но случилось то, чего пришельцы не ожидали: рабочие и инженеры, как раз проходившие в заводскую столовую на обед, прямо в вестибюле здания заводоуправления стеной встали на их пути, потребовали документов и объяснений. Видеозапись наглядно демонстрирует, что незваные гости не ожидали такого «теплого приема». Они были растеряны и очень хотели избавиться от настойчивых заводчан. Но не вышло. Тоазовцы никогда не были «серой массой», они всегда с полным основанием чувствовали себя хозяевами предприятия. И дали непрошенным гостям от ворот поворот. 

Дело тем нападением не ограничилось. Вскоре в ход пошел административный ресурс. В отношении руководителей ОАО «Тольяттиазот» были возбуждены уголовные дела – которые, кстати, до сих пор не закрыты, но и не завершились судебным разбирательством. Сроки следствия продлевались многократно, а «компромат» все не найден. Одновременно на «ТоАЗ» посыпались проверки налоговых и других органов. Рекорд по их количеству вряд ли будет превзойден в отечественном бизнесе: 300 проверок за три года!

В ответ заводчане провели десятки митингов и пикетов, продолжают выходить на площади и федеральные трассы и сегодня. Официальная реакция властей – ноль. Что наводит на грустные мысли: а не сами ли представители власти всю эту кутерьму координируют? Кто мешает поставить на место ретивых конкурентов? И вообще, какой конкурент имеет такие ресурсы, чтобы двигать впереди себя государственную машину? Ответов нет, и вряд они будут получены в ближайшее время.

О проблемах предприятия с В.Н. Махлаем беседует наш корреспондент.

Захватчикам не удалось отнять у акционеров предприятие в 2005 году, но попыток они не оставляют. Что дальше?

– Им не удалось и, уверен, не скоро удастся. Во всех случаях мы действуем строго в рамках закона, как призывает президент Дмитрий Медведев. И вы знаете, кое-что в судах и арбитраже нам доказать удается. Есть же очевидные вещи, которые при всем желании отмести одним взмахом руки никому не под силу. Если говорят, что налоги недоплачены, то это же нужно как-то обосновать. Сегодня мы имеем возможность обращаться с жалобой на действия фискальных органов.

Суд принимает наши претензии и, мало того, с нашими доводами соглашается! Я уж не говорю о такой «старой песне», как попытка отменить или поставить под сомнение результаты приватизации. Мы прошли (надеюсь, что прошли) и через это. А чего стоят претензии каких-то оффшорных фирмочек на обладание акциями предприятия, которые, можно сказать, не обращаются на вторичном рынке? Эти фирмочки были изобличены в подлогах, однако я не видел внятного решения суда по их преследованию на основании закона. 

В то же время, как бы мы ни критиковали состояние судебной системы в нашем государстве, фемида все-таки, хоть и медленно, становится такой, какой мы хотим ее видеть. Мы в «Тольяттиазоте» уже имеем богатый опыт работы через адвокатов, и хорошо подготовленная, аргументированная позиция в судебных спорах приносит результат. Увы, нашим специалистам, мне лично много времени приходится тратить на рассмотрение вопросов для судебных исков. Но плоды есть, и они как-то обнадеживают. 

– Что осталось на предприятии с тех пор, как вы на него пришли в конце 80-х годов?

– Наверное, только стены. Я был назначен в Тольятти переводом из города Губаха, теперь Пермского края, где мы с коллегами в рекордные сроки строили и пускали крупнейшее в Европе производство метанола мощностью 750 тыс. тонн. Так что было понимание того, как должно быть устроено успешное производство. И последние два десятилетия в Тольятти мы модернизировали и видоизменяли технику и технологию переработки природного газа. Новации исчисляются сотнями, у нас реализована масса изобретений. Да и сама номенклатура выпускаемой продукции как на основном, так и на смежных производствах сегодня кардинально отличается от той, что предприятие выпускало в первое десятилетие своей работы.


– Ваше основное сырье – природный газ. Но ведь новая продукция – это увеличение его потребления. Как обстоят дела с поставками газа? 

– Весь эффект от новаций как раз в том и состоит, чтобы получать больше новых позиций в ассортименте, резко не наращивая потребление сырья. И это возможно. Но вы правы, нам крепко доставалось и достается по части «регулирования» поставок газа. В свое время мы стали ощущать, что идет рост цен на газ, а у нас на аммиаке расходный коэффициент по газу 1,3–1,4. На выпуске метанола – 1. Плюс постоянный рост тарифов на перевозку. Что выгоднее выпускать в таком случае? Конечно, метанол. И мы стали последовательно вводить его новые производства. Теперь уже соревнуемся с моим первым предприятием, в Губахе, где идут те же процессы.

Разрабатывали мы проекты совместно с Тольяттинским институтом азотной промышленности (ТИАПом) и швейцарской фирмой «Метанол Казале». Например, было принято решение не выбрасывать углекислый газ в атмосферу как отход основного производства, а использовать его в качестве сырьевого компонента в технологическом процессе производства метанола. Это давало резкое сокращение расхода электроэнергии, цена на которую тоже не стоит на месте. К тому же и для экологии это большое благо. Мы все просчитали и сделали такой компактный агрегат метанола-450, но оснащенный современными средствами КИП и автоматики.

Дальше была задача получить оптимальную себестоимость. За ней потянулась задумка получать из метанола пропилен, полипропилен и все прочее, полезное для реализации или дальнейшего использования. Это называется глубокая переработка. Она и нам выгодна, и стране на пользу. Потому что продукт глубокой переработки – он более дорогой, более выгодный для экспорта, а стало быть, и налоги с него идут больше, чем с сырьевых ресурсов. 

Как сейчас модно говорить, мы сделали это. Были подобраны катализаторы, оборудование и все необходимое. И добились того, что при низкой себестоимости метанола можем себе позволить получать из него и пропилен, и полипропилен, и бензиновую фракцию, и сжиженные углеводородные газы. Все это мы намерены делать, уже делаем, и я хочу в два-три года уложиться с этими проектами.

– При пуске предприятия в номенклатуре продукции значился в основном аммиак. А теперь у вас не только химическое производство, создана корпорация, многопрофильное объединение.

– Да, есть много чего. И производство ДСП и ДВП, и мебели, и фритты, и базальтового волокна, и карбамидоформальдегидных смол, и высококачественного кирпича. Также в свое время мы приобрели Волжский завод цементного машиностроения, Волгоцеммаш, на котором в ту пору мало что делали. Вернули государству 800 млн. рублей долга. Теперь уже занимаемся реконструкцией металлургического производства, строим там металлургический агрегат печь-ковш. Это прогрессивное решение, оно вдохнет в завод вторую жизнь. Коллектив стабилизирован, мы надеемся на его успешную работу, на развитие новых технологий, особенно на получение высококачественного металла, которого так не хватает России, в том числе и «ТоАЗу», Волгоцеммашу и другим предприятиям для ремонта, изготовления новых видов оборудования.

Есть в составе нашей корпорации ОАО «Азотреммаш», известное в отрасли предприятие. Мы стараемся дать им больше объемов, больше заказов. Сегодня они прогрессируют в эффективности изготовления и ремонта оборудования.
Тольяттинский институт азотной промышленности, ТИАП, – наш давний партнер и помощник. Он раньше был одним из шести филиалов известного ГИАПа, теперь это самостоятельное проектное учреждение. Персонал профессиональный, грамотный и добросовестный. С ним мы ведем строительство всех промышленных и социальных объектов, значительные реконструкции на «ТоАЗе», улучшение всех технологий, модернизацию мощностей, разрабатываем современные процессы. У него есть все виды лицензий на проектные работы, и он наш генеральный подрядчик на проектировании наших объектов. Не только химических, но и всех других, начиная с объектов порта в Тамани. 

– Да, кстати, о строящемся глубоководном порте Тамань. Это ведь не прихоть – строить порт за тысячи километров от Тольятти? Как теперь отгружаете на экспорт один из своих основных продуктов – аммиак? Трубопровод Тольятти–Одесса уже многократно пытались у вас «отрезать», новых поставщиков в него «врезать». Но «ТоАЗ» – производство крупнотоннажное, химические процессы не затормозишь и не остановишь.

– В том-то и дело. Нам в этом отношении досталось: аммиакопровод оказался на территории двух стран – России и Украины, необдуманно позволили «войти в трубу» другим предприятиям. Можно было, конечно, ахать и вздыхать, но жить-то предприятию надо. И тогда мы решили проработать проект создания собственного глубоководного порта. Было это почти 10 лет тому назад, когда о госпрограммах создания новых морских портов еще только дискутировали в правительстве. 

Понятно, что у нас одно море с возможностью создавать новые порты с круглогодичным функционированием – Черное. Стали искать на побережье незанятые участки и нашли место, где веками никто ничего не строил, по существу там была свалка мусора: полуостров Тамань у бухты Железный Рог. В 1997 году начали исследования дна, прибрежной полосы, участка, отведенного администрацией Краснодарского края под строительство портовых зданий и сооружений. Тогдашний губернатор края Кондратенко и глава Темрюкского района дали добро. Назвали «Порт-АмоТоАЗ». Теперь это порт

Тамань, есть государственная программа его застройки и освоения новых возможностей. Но наше дело, начатое с намерением закончить к 2002–2004 годам, все еще не завершено. И не по нашей вине. В 2000 году сменилось руководство Краснодарского края, и мне, представителю крупнейшего инвестора, путь в администрацию был закрыт. С нами не считались, нам всячески чинили и чинят препятствия, нам отказывали в элементарном уважении и понимании. «Отрубили» от магистрали 36 километров железнодорожной ветки, построенной на наши средства. У нас потребовали платить грабительский сбор – 2 доллара за каждую тонну отправки аммиака. Даже иностранные государства не выставляли нам таких драконовских условий. 


– Да что же произошло на самом деле?

– Вначале из-за всяческих придирок нас остановили на 8 месяцев, делали все, чтобы помешать строительству. Затем губернатор Краснодарского края Ткачев сорвал условия договора, подписанного им же с «Тольяттиазотом». А десятки объектов уже были построены и готовы к сдаче в эксплуатацию – начиная с огромной двухкилометровой эстакады в море с причалами и заканчивая зданиями Морской администрации, пожарного депо, жилых домов и т. д. На наши запросы по второй очереди порта мы не получили ни ответа ни привета. Хотя по закону официальный орган исполнительной власти должен отвечать заявителю в течение месяца. 

Таковы наши дела на территории порта. В судах по запрету строительства мы все дела выиграли, судьи определили, что запреты незаконны. Но решение по возобновлению строительства мы до настоящего времени не получили. Мало того, странным образом участки земли, отведенные нам в аренду на 49 лет и уже занятые капитальными сооружениями, стали распродаваться частным собственникам, у которых нам предлагают теперь выкупать их по астрономическим ценам. Корпорация потеряла почти 6 лет, сорваны сроки пуска порта в эксплуатацию. Убытки составляют более 9 млрд. рублей вложенного капитала и почти 20 млрд. рублей упущенной выгоды для «ТоАЗа» и недополученных налоговых отчислений для Самарской области, Краснодарского края, для России в целом. Похоже, это волнует только наш коллектив, который эти средства мог бы благополучно потратить на иные цели. Но вариантов нет, и мы будем добиваться на законных основаниях права завершить начатое.

– А что теперь в Тольятти? В печати появляются сообщения о том, что работники предприятия продолжают регулярно выходить на митинги и пикеты с требованием остановить очередную рейдерскую атаку. 

– Коллектив не отступит, пока нас не оставят в покое, не дадут работать и жить по-человечески. Корпорация работает стабильно, прибыль увеличивается, новации дают ощутимые плоды даже в условиях нестабильности рынков. Наша программа социальной поддержки – и это я ответственно заявляю – не имеет себе равных в стране: наши рабочие и инженеры получают жилье на льготных условиях, у нас жива и развивается «социалка», мы доплачиваем пенсионерам, молодым мамам, учащейся молодежи. 

Жить бы и радоваться. Но… Атака не остановлена. Мы продолжаем отбиваться от все новых налоговых претензий, испытываем последствия создания «дел» по подложным заявлениям и несуществующим документам. И хотя «дела» эти одно за другим рассыпаются в прах, кому-то, видимо, еще хочется захватить стабильно работающее предприятие, налаженный многопрофильный бизнес. 
Наша надежда и уверенность – в том, что государство становится правовым, суды – независимыми, а времена силового передела собственности уходят в прошлое.

Беседу вел Леонид БУРГАНОВ

Производственные мощности ОАО «Тольяттиазот» позволяют ежегодно производить:

— более 3 млн. тонн жидкого аммиака на семи крупнотоннажных агрегатах аммиака. Четыре агрегата оснащены оборудованием американской фирмы «Кемико», остальные – укомплектованы в основном отечественным оборудованием с частичной импортной поставкой;

— 960 тыс. тонн карбамида на двух агрегатах;

— 1 млн. тонн метанола на двух агрегатах;

— 62 тыс. тонн карбамидоформальдегидного концентрата (КФК) на четырех установках, пятая установка мощностью 147 тыс. тонн в год находится в пуско-наладке;

— 109 тыс. тонн аммиачной воды;

— 70 тыс. тонн углекислоты и 2,5 тыс. тонн «сухого льда»;

— 60 млн. штук красного облицовочного кирпича;

— 730 тыс. кв. метров керамической плитки;

— 3 млн. штук черепицы, 300 тыс. штук доборных изделий;

— 4 тыс. тонн фритты для плитки керамической;

— 1,3 тыс. тонн пленки полиэтиленовой;

— 12 тыс. кв. метров оконных стеклопакетов и дверей из ПВХ;

— 30 тыс. комплектов корпусной мебели;

— 2 тыс. реакционных труб центробежного литья в год;

— 90 тонн в год супертонкого базальтового волокна;

— 500 тонн в год тонкого базальтового волокна.


Accelerated with Web Optimizer