ЕЩЁ НОВОСТИ

Учтите: Я работал

В пенсионной реформе предлагается участвовать работникам и государству, но не работодателям

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института национальной стратегии

Попытки модернизации пенсионной системы в России превратились в реформу ради реформы. Практически каждое правительство вносило в этот процесс посильную лепту, ни на шаг не приближаясь к цели. Нынешнее, судя по всему, продолжит эту традицию, поскольку объявленные в октябре контуры будущего пенсионного обеспечения оставляют нерешенными все те же вопросы, передающиеся от одного поколения государственных управленцев к другому как эстафетные палочки.

Итак, с 2010 года единый социальный налог (ЕСН) прекращает свое существование. Вместо него восстанавливаются страховые взносы в фонды обязательного социального страхования. Пенсионные взносы будут взиматься по ставке 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), взносы на обязательное медицинское страхование  составят 5,1%, взносы в Фонд социального страхования – 2,9% от ФОТ. Желание правительства увеличить отчисления в Пенсионный фонд, а также в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования можно понять. Дефицит средств в бюджетах этих фондов – явление хроническое. Заметим, что новые ставки социальных страховых взносов распространяются лишь на суммы годового дохода до 415 тыс. рублей (34,6 тыс. рублей в месяц). С доходов выше этого предела взносы перечисляться не будут.

Следующим нововведением станет повышение страхового стажа до 30 лет. И это можно приветствовать, поскольку в настоящее время для получения трудовой пенсии российскому гражданину достаточно отработать всего 5 лет.

Еще одно новшество – 10% индексация пенсий тех пенсионеров, кто получил пенсионные права до 2002 года. Причем трудовой стаж до 1991 года будет индексироваться дополнительно: по 1% за каждый год работы в советское время. Исходя из данных таблицы 1, пенсия работника, имеющего 40-летний трудовой стаж во времена СССР и получающего ныне 4631 рубль трудовой пенсии, будет проиндексирована на 50%. Иными словами, помимо предполагающихся в 2009 году индексаций с 2010 года пенсия этого человека будет составлять 6947 рублей.Это, конечно, немного, особенно в условиях роста инфляции и тарифов естественных монополий, но все же лучше чем ничего. К тому же нужно исходить из финансовых возможностей ПФР, бюджет которого сегодня наполовину состоит из федеральных субвенций.

Таблица 1. Численность пенсионеров и размеры трудовых и социальных пенсий на 1 августа 2008 года

Категория пенсионеров

Численность, тыс. чел.

Средний размер пенсии, руб.

Получатели всех видов пенсий,

в том числе

38 427,7

4 533

получатели трудовых пенсий:

35 684,3

4 631

по старости 

29 988,3

4 895

по инвалидности

3 919,1

3 475

по случаю потери кормильца

1 776,9

2 731

получатели социальных пенсий 

2 374,4

3 044

Источник: Минздравсоцразвития

 

По большому счету, это все, что мы знаем о предстоящих пенсионных изменениях. Но даже эта скудная информация, заставляет задать разработчикам реформы ряд вопросов.

 Четыре вопроса реформаторам

Вопрос первый: насколько обоснована верхняя планка годового дохода для целей социального страхования?

Последние данные о средних начисленных заработных платах по отраслям национального хозяйства показывают, что в августе 2008 года работники отдельных отраслей получали более значительные доходы. Например, у занятых в сфере финансовой деятельности средняя начисленная зарплата за август 2008 года составила 41,2 тыс. рублей, у производителей нефтепродуктов – 40,8 тыс. рублей, у нефтяников и газовиков – 40,5 тыс. рублей, у производителей кокса и нефтепродуктов – 38,3 тыс. рублей.

Не исключено, что к 2010 году перечень сфер, где средняя начисленная зарплата превысит установленный рубеж, значительно увеличится. Одновременно исчезнет стимул показывать реальные доходы выше 34,6 тыс. рублей, что снова уведет часть зарплат «в тень». Страна вернется к советской уравнительной системе, когда максимальная пенсия для работников народного хозяйства составляла 132 рубля.

Вопрос второй: что будет с обязательными пенсионными накоплениями будущих пенсионеров 1967 года рождения и моложе?

В настоящее время ставка отчислений на формирование накопительной части трудовой пенсии неизвестна. Еще один нюанс: во многих развитых странах, также проводящих пенсионные реформы, при разработке концепции ставилась задача снизить долю обязательного пенсионного страхования и увеличить удельный вес индивидуального и корпоративного добровольного страхования в будущих пенсиях.

Вопрос третий: индексация стажа. 

Распространится ли объявленная индексация трудового стажа, заработанного в советский период, на тех, кто начинал работать во времена СССР, но в настоящее время пенсионного возраста пока не достиг? Этот вопрос волнует работников от 40 лет и старше.

Вопрос четвертый, риторический: будет ли повышаться пенсионный возраст, если да, то когда?

Удручающая демографическая ситуация в стране не оставляет властям другого выбора. К тому же существующий для женщин возраст выхода на пенсию (55 лет) приводит к тому, что их пенсии будут значительно меньше, чем у мужчин, уплачивающих пенсионные взносы на пять лет дольше.

Заданные вопросы отражают крайнюю скупость информации о пенсионной системе. Будем надеяться, что ответы на них мы получим с появлением проектов законов об обязательном пенсионном страховании. Перейдем к тем проблемам, решать которые, судя по всему, пока не предполагается.

Что там тикает?

По мысли идеологов пенсионной реформы, те работники, чей годовой доход превышает 415 тыс. рублей, часть будущей пенсии должны формировать самостоятельно – через участие в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Однако прежде, чем призывать наиболее обеспеченных работников участвовать в системе добровольного пенсионного страхования, не мешает навести административный и нормативный порядок в этой сфере. Пока деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) внушает гораздо больше опасений по сравнению с банковским сектором или страховым рынком. Впрочем, данные о деятельности НПФ в последние годы, на первый взгляд, опасений не внушают (таблица 2).

Таблица 2. Динамика развития НПФ за период 2005–2007 годов

Показатели

1.01.2005

1.01.2006

1.01.2007

1.01.2008

Количество НПФ, всего

291

294

289

252

Количество НПФ, предоставивших отчетность

255

258

256

242

Собственное имущество НПФ, млрд. руб.

345,3

344,3

509,9

603,1

Количество получателей пенсий, тыс. чел.

703,3

707,1

845,6

1026,2

Средний размер пенсии, руб.

895

1109

993

1124

Источник: Федеральная служба по финансовым рынкам

 Из предоставленных данных видно, что НПФ в России успешно развиваются. Если же учесть, что на 1 января 2007 года количество участников НПФ составляло 6421 тыс. человек, а на 1 января 2008 года – уже 6757 тыс., то картина получается и вовсе благостной. Но настораживает ряд обстоятельств.

Так, углубляется расслоение НПФ как по финансовым показателям, так и по числу участников. Например, из 242 НПФ, предоставивших отчетность по итогам 2007 года, лишь в 15 НПФ количество участников превышает 100 тыс. человек, тогда как в 49 НПФ участников менее 1 тыс. человек, в том числе в 22 НПФ участников до 10 человек. Существование НПФ, в которых число участников не превышает 10 человек, можно объяснить тем, что они проходят «предпродажную подготовку», на что рассчитывают остальные 27 НПФ – загадка. Нельзя не обратить внимания на то, что большинство крупных фондов, обладающих значительным собственным имуществом и весомыми пенсионными накоплениями – корпоративные, участвовать в них могут либо работники конкретных организаций, либо – отдельных отраслей. То есть социальное расслоение и закрепляется в старости.

Еще одно наблюдение: половина всех НПФ зарегистрирована и в основном действует в Москве (за исключением НПФ крупнейших российских организаций, имеющих дочерние структуры во многих регионах России). Такая ситуация располагает к появлению во многих российских регионах НПФ, ставящих основой целью мошеннический сбор средств населения с последующим исчезновением.

Эти и многие другие проблемы при разработке новой пенсионной системы остались «за кадром». Часовой механизм в социальной мине замедленного действия продолжает тикать. Сегодня Агентство по страхованию вкладов признается, что находит в среднем лишь 5% активов банков-банкротов. Что же говорить об НПФ, надзор за деятельностью которых значительно меньше, а возможностей для строительства финансовых пирамид существенно больше?

 Если уж скидываться, то на троих

Вступление в силу с 1 октября 2008 года Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», к сожалению, стало еще одним свидетельством нежелания власти внедрять в российскую практику общепринятые механизмы корпоративного страхования. Во всем мире пенсионные накопления на паритетных началах формируют работники и работодатели, и только в России – работники и государство.

Практически одновременно с началом действия программы государственной поддержки пенсионных накоплений, финансовой основой которой стал Фонд национального благосостояния, тот же Фонд стал рассматриваться как возможный источник средств для реализации государственной антикризисной программы. Добавим, что и доходы от экспорта нефти в связи с ухудшением мировой сырьевой конъюнктуры значительно снизились. Суровая проза жизни, как это часто бывает, быстро доказала ошибочность недавних расчетов. Хватит ли средств Фонда на десять лет действия программы – большой вопрос.

Корпоративное пенсионное страхование, широко распространенное в мире, для России тем более актуально, если учесть, что в нашей стране доходы большинства работающего населения не позволяют использовать индивидуальные программы добровольного пенсионного страхования. Корпоративные пенсионные программы выгодны и государству, и работникам, и, как ни странно, работодателям, поскольку позволяют лучше мотивировать персонал, снизить затраты на подготовку и привлечение квалифицированных кадров, уменьшить социальную напряженность в трудовых коллективах.

Что же мешает активно развивать этот вид пенсионного страхования?

Прежде всего, несовершенство действующего налогового законодательства. Несмотря на то, что с 2003 года до 12% отФОТ, направляемых работодателями на финансирование добровольного пенсионного страхования, не облагаются налогом на прибыль, данная преференция распространяется только на финансирование именных пенсионных счетов, открытых на конкретных работников. На солидарные счета, открытые на группу или всех участвующих в пенсионной программе, указанная льгота не действует. Мало того:  условия пенсионных схем, по которым предоставляются налоговые льготы, периодически претерпевают существенные изменения – как по желанию страхователей, так и по предложениям НПФ. Однако при смене условий пенсионной программы предприятие лишается льгот по налогу на прибыль даже на уплаченные ранее взносы.

Нельзя забывать и о том, что средний и в особенности малый бизнес в дополнительном пенсионном обеспечении своих сотрудников практически не участвует. Это объясняется не столько незначительными финансовыми возможностями, сколько отсутствием законодательно закрепленной обязанности предпринимателей участвовать в формировании пенсионных накоплений своих работников.

В то же время многие НПФ предлагают различные варианты схем корпоративного пенсионного страхования: cсолидарными, именными пенсионными счетами, а также совместного финансирования пенсионных накоплений. Самый простой вариант предполагает паритетное участие работника и работодателя с заранее установленными размерами пенсионных взносов, выплату пенсии в зависимости от накопленной суммы в течение ограниченного срока или пожизненно, а также возможность наследования накопленных средств.

Для внедрения корпоративных пенсионных программ, кроме оптимизации налогового законодательства, необходимо внести всего несколько изменений в Трудовой кодекс. Так, в главе 7 «Коллективные договоры и соглашения» и в главе 10 «Общие положения» раздела III «Трудовой договор» ТК РФ логично записать, что корпоративные пенсионные программы с совместным финансированием пенсионных накоплений должны действовать на любом предприятии независимо от формы собственности. Контроль за функционированием корпоративных пенсионных программ в части уплаты дополнительных страховых взносов и применения налоговых вычетов должен  быть возложен на налоговые органы.

И еще одно. В ТК РФ необходимо особо отметить условие, по которому работник, например, при смене места работы может переводить накопленные страховые взносы из одного НПФ в другой в случае достижения определенного страхового стажа на данном предприятии. Вот такой симбиоз добровольно-обязательного пенсионного страхования. К слову, он  давно и успешно реализуется во многих европейских странах.

Наследие советского прошлого

Наши реформаторы вообще не думают о создании профессиональных пенсионных систем (ППС) – финансового механизма, обеспечивающего представителям некоторых профессий и должностей досрочный выход на трудовую пенсию. Меж тем в настоящее время число получателей досрочных пенсий составляет около 10 млн. человек или 26,0% от общего числа пенсионеров. Причем эта армия пополняется: ежегодно до 500 тыс. человек выходят на пенсию досрочно. Страховые взносы за таких работников уплачиваются на общих основаниях, но пенсии они начинают получать раньше положенного срока.

Сложившаяся картина – не что иное, как наследие советской системы государственного пенсионного обеспечения. Впервые идея досрочного выхода на пенсию была реализована в 1925 году для народных учителей, а в начале 30-х годов – для медицинских, ветеринарных работников, агрономов, писателей, тружеников гражданского воздушного флота. Для представителей этих профессий были снижены пенсионный возраст и необходимый трудовой стаж, а размер пенсионного обеспечения наоборот повышался.

Вышедший в 1932 году «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсий» содержал перечень уже из 136 профессий. Право на пенсионное обеспечение на льготных условиях возникало при достижении мужчинами и женщинами возраста 50 лет при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых не менее 10 лет должно было приходиться на подземные или другие вредные работы.С 1948–1949 годах в систему льготного пенсионного обеспечения были включены работники асбестовой, химической, рыбной промышленности, цветной металлургии, промышленности районов Севера, золотоплатиновой и алмазной промышленности.

 

С 1956 года система пенсионного обеспечения на льготных условиях дополнительно охватила связь, морской и речной флот, энергетику и электрификацию, электротехническую, кинопленочную, торфяную, лесную и бумажную промышленность, строительство важнейших объектов народного хозяйства. В том же году были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 1972 году в Списки № 1 и № 2 были расширены еще на 500 категорий занятых. Действующие в настоящее время Списки, утвержденные еще 2 октября 1991 года и с тех пор не пересматривавшиеся, включают более чем 1,7 тыс. профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

 

Если во времена СССР досрочные пенсии выплачивались из государственного бюджета, то в наши дни вся нагрузка по выплате таких пенсий лежит на ПФР, то есть на всех плательщиках страховых пенсионных взносов и получателях трудовых пенсий. В обществе искусственно поддерживается социальный конфликт: люди, отдавшие по 20 лет жизни вредным и опасным производствам, потерявшие на них здоровье, оказываются без вины виноватыми за то, что взносы за них уплачивалисьа обычном порядке, а на пенсию они вышли раньше срока.

 

ПРОСТО СКИНУТЬСЯ НА СТАРОСТЬ

Между тем за рубежом проблема досрочного выхода на пенсию давно и успешно решена. Например, в Нидерландах, Германии или Швеции профессиональные пенсии предоставляются в рамках добровольных ППС, создаваемых по инициативе работодателей на основе корпоративных или отраслевых коллективных соглашений. Несмотря на добровольный характер, ППС в этих странах охватывают до 90% работников. 

Во многих странах, таких как Австралия, Франция или Швейцария, создание ППС является обязательным, а в Великобритании действует смешанная система профессионального пенсионного обеспечения. Являясь по форме обязательной, она может осуществляться в рамках государственного пенсионного страхования, либо путем создания систем пенсионного обеспечения в отдельных компаниях.

Общим во всех зарубежных моделях является то, что страховые взносы и работодателей, и работников в налогооблагаемую базу не включаются, операции с пенсионными активами налогообложению не подлежат, хотя при получении профессиональных пенсий подоходный налог взимается.

 

АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ППС В РОССИИ


Во-первых, необходимо принять Федеральный закон «О профессиональных пенсионных системах», внести необходимые изменения в пенсионное, трудовое и налоговое законодательство
.


Во-вторых, провести сертификацию рабочих мест, так как многие профессии, прежде являвшиеся вредными или опасными, по мере развития научно-технического прогресса и ужесточения требований техники безопасности таковыми быть перестали, а некоторые и вовсе исчезли.


В-третьих, установить порядок, по которому ППС с момента учреждения и включения в систему первого работника признавались бы обязательными для работодателей, внесенные в ППС взносы не могли быть отозваны, а первоначальные условия пенсионного обеспечения пересмотрены.

Ставка страховых взносов в ППС в среднем по промышленности может составить от 5 до 6%, а в целом по экономике – от 3 до 7% от ФОТ, уплачиваемых помимо стандартных пенсионных взносов. Возможно, минимизация дополнительной финансовой нагрузки на работодателей лежит в плоскости интеграции взносов в ППС и платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Как известно, ставки по данному виду страхования колеблются от 0,2 до 8,5% отФОТ в зависимости от класса профессионального риска. 

 

 

Россия – социальное государство, где во главу угла должны быть поставлены интересы членов общества и только потом – стремление бизнеса к максимизации прибыли и желание государства уменьшить социальные расходы бюджета. Между прочим, не стоит забывать и о том, что пенсионеры, составляющие 27,0% населения, представляют собой мощную общественную силу, не считаться с интересами которой – большая ошибка.

Accelerated with Web Optimizer