ЕЩЁ НОВОСТИ

Главный дефицит - доверие

Как обуздать кризис? «Круглый стол» в Торгово-промышленной палате РФ 

Среди весьма популярных сегодня разговоров о бушующем в мире экономическом кризисе этот, состоявшийся в октябре в Торгово-промышленной палате РФ, привлек наше внимание откровенностью и остротой. 


Политкорректность – дело, конечно, хорошее, но на фоне событий, происходящих и надвигающихся, как-то странно выглядит недоуменный вопрос «Какой еще кризис?», приписанный сегодня российской общественности в виде успокоительного. Паниковать нельзя, но важно все-таки представлять, насколько глубоко увязла в проблемах российская экономика, каким образом следует ее вытягивать, наконец, от каких идей и лиц стоило бы освободиться в срочном, аварийном порядке. 

Об этом, собственно, и вели речь руководители ТПП РФ, члены Федерального Собрания РФ, представители объединений предпринимателей, бизнесмены. Ряд выступлений мы решили процитировать в этом номере. 


Евгений ПРИМАКОВ, президент Торгово-промышленной палаты РФ:
– Финансовый кризис в Соединенных Штатах создал «раковую опухоль» с метастазами, проникшими в экономику других стран, охваченных глобальными связями. Еще недавно многие думали, что кризис пройдет стороной: уповали на средства, накопленные за счет высоких мировых цен на нефть и газ. Конечно, нельзя отрицать преимуществ, которые создаются накоплением средств в Резервном фонде, Фонде благосостояния, золотовалютных запасах, профицитной части бюджета. Но главное – как будут использованы средства, накопленные государством, в антикризисных целях?

Сегодня практически уже не слышен голос тех, кто еще недавно его возвышал, отстаивая неолиберальные идеи, отвергающие важную роль государства в рыночной экономике. Нет сомнений в том, что единственный способ спасти рынок от катастрофы – существенное расширение роли государства, что и происходит повсеместно. Может быть, сейчас не лучшее время для того, чтобы развертывать ретроспективную критику линии российских правительственных финансистов. Но все-таки назову несколько характерных ее моментов. Это:

– отказ от вливания значительной части накапливаемых средств в реальную экономику;
– вложение накапливаемых средств в американские казначейские бумаги вместо их использования внутри России для диверсификации ее экономики;
– отсутствие докризисных мер по увеличению капитализации российских банков, ликвидности всех звеньев в финансовой системе, в том числе при использовании части накапливаемых средств;
– фактическое поощрение получения кредитов, необходимых нашим предпринимательским структурам, из зарубежных источников (корпоративный долг, как известно, превысил 450 млрд. долларов. Эта цифра сопоставима с другой: 90 млрд. было уплачено за внешние долги, и в это время корпоративный долг вырос до 450 млрд., причем главным образом это долг государственных компаний); 
– слабое использование налоговой системы для развития экономики на инновационной основе;
– потерянное время, что связано с явно запоздалым признанием промышленной политики, стратегического планирования, необходимости создания инвестиционного фонда;
– медленное использование бюджетных средств и медленное осуществление уже принятых программ, в том числе создание особых экономических зон, сети венчурных компаний, призванных стать механизмом поддержки высокотехнологичного производства и экспорта. 
Осмысление того, что не сделано или сделано неправильно, должно помочь сконцентрироваться на поисках оптимальных решений, способных вывести страну из тяжелой экономической ситуации. При этом, как представляется, следует исходить из двух главных, принципиальных моментов.

Во-первых, ни внешние рынки, ни приток иностранного капитала больше не могут быть главным источником финансирования российской экономики. В новых условиях особое значение приобретают внутренние источники, долгосрочные депозиты юридических лиц и населения, свободные средства Пенсионного фонда, часть средств Фонда благосостояния и профицита бюджета. 

Во-вторых, нужно сделать все, чтобы антикризисные меры не пришли в прямое противоречие с курсом на экономическое развитие России и рост благосостояния ее населения. 

Мы видим, что штаб, созданный при председателе правительства Владимире Путине, предложил ряд неотложных мер, направленных на стабилизацию финансовой системы России. Это более чем важно, ибо если рухнет финансовая система, то обрушится вся экономика и пострадает все российское население. Однако, что представляется особо важным, необходимо срочно внедрить жесткие правила, обязывающие банки, которым выделяются государственные средства, сохранять для предприятий имеющиеся кредитные линии и в установленные государством сроки предоставлять кредиты средним и малым предприятиям. Но и этого уже недостаточно. Нужны меры, обеспечивающие непосредственные инъекции в реальную экономику, меры по ее стимулированию, способные сохранить и укрепить позитивную динамику реальной экономики: рост ВВП, переход на инновационные рельсы. 

Реальный сектор уже начал ощущать нехватку средств, он нуждается в рефинансировании своих долгов. Не приходится рассчитывать, что в создавшихся условиях эти проблемы будут решены исключительно за счет поддержки банков. Настало время для выкупа властями долговых бумаг российских компаний. Речь должна пойти и о выкупе акций, в первую очередь госкомпаний. 

В создавшихся предкризисных условиях особое внимание следовало бы уделить Пенсионному фонду. Объем накоплений этого фонда примерно равен объему всего рублевого внутреннего государственного долга. И вместе с тем у этого фонда до сих пор нет даже механизмов для инвестирования. 

Что касается мер, стимулирующих бизнес, то не последнее место здесь занимают налоги. Думаю, не следует опасаться, что нас неправильно поймут, если сейчас мы изменим те решения, которые принимались раньше, до того, когда дыхание финансового кризиса дошло до России. Я имею в виду решение отложить на будущее сокращение НДС, пересмотреть отношение к другим налогам, чтобы создать лучшие условия для роста производства.

Звучат призывы к населению не выбирать свои сбережения из банков, не поддаваться панике. Но значительно большую и реальную опасность таит в себе появление «замкнутого круга»: предприятия (речь не об обанкротившихся, а об успешно действующих) резко сокращают выпуск продукции, наступает период снижения заработной платы, главным образом за счет сокращения премиальных, или даже задолженность по заработной плате, работники вынуждены выбирать свои сбережения из банков, банки ужесточают работу с клиентами – и социально-политическая обстановка в стране ухудшается. 


Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Государственной Думы РФ:

– Что хотела добиться Россия? Во-первых, стерилизации денежной массы, то есть блокировки инфляции. Во-вторых, страховки своих рисков в иностранных ценных бумагах, то есть страховки рисков национальной экономики в экономике других стран. Ни та, ни другая цели не были достигнуты. Стерилизация денежной массы на самом деле не происходила, потому что ежегодный прирост Стабилизационного фонда в 2–2,5 раза перекрывался приростом внешнего частного долга. Если за последние годы через Стабфонд была осуществлена стерилизация 132 млрд. долларов, то прирост внешнего частного долга за то же время составил более 400 млрд. Вторая задача – страхование рисков национальной экономики в иностранных ценных бумагах – тоже изначально была порочна, потому что кризисы в современном мире взаимосвязаны, и «черный день» наступает в разных странах практически одновременно. Сейчас выход из кризиса и возврат иностранных ценных бумаг по цене приобретения практически невозможны.

Поэтому не нужно переоценивать наши реальные ресурсы. То, чем мы располагаем, – это текущий неразмещенный профицит бюджета этого года и сальдо торгового баланса. То есть ресурсы в 100–150 млрд. долларов. 

Есть ли пути выхода из кризиса? Целесообразнее всего насыщать экономику финансовыми ресурсами через снижение налогов. Можно пойти на аварийное снижение налога на добавленную стоимость до 10% задним числом, то есть с третьего квартала 2008 года, с тем чтобы предприятия не выплачивали налог на добавленную стоимость уже в четвертом квартале. Такое аварийное снижение налога на добавленную стоимость даст дополнительно предприятиям уже в 2008 году 210 млрд. рублей.

Необходимо также объявить «налоговые каникулы» для субъектов малого бизнеса. Допустим, с четвертого квартала 2008 года, имея в виду «налоговые каникулы» по прибыли при упрощенной системе налогообложения, по земельному налогу и налогу на имущество с компенсацией выпадающих доходов субъектам Федерации. Только восстановление с 1 января 2009 года инвестиционных льгот по налогу на прибыль принесет 300 млрд. рублей. 

В России меры по выходу из кризиса сведены к поддержке крупных банков и структур. У нас не предусмотрена помощь предприятиям, в том числе малому бизнесу, домовладельцам, реальным потребителям ипотечных кредитов. Поэтому для того, чтобы не допустить рецессии, необходимы экстренные меры по поддержке малого бизнеса. Нужно вернуться к Закону об аренде с выкупом, так как разные субъекты Федерации принимают по этому поводу совершенно разные решения. Не пора ли установить на федеральном уровне передачу арендованного имущества малому бизнесу практически бесплатно, как это сделал Федоров в Чувашии? Это тоже освободит малые предприятия от необходимости прибегать к кредитам. 

Мне представляется не правильной прямая поддержка фондового рынка. Государство должно поддерживать системообразующие предприятия, такие как «Газпром», «Роснефть» и ряд других стратегических предприятий, и делать это путем выкупа проблемных акций. Государство должно помогать только тем финансовым институтам или предприятиям, которые в залог отдают государству пакеты своих акций или долей. И только там, где мы не можем допустить смену собственника. Нужно оказывать поддержку только по четкому списку и только в обмен на акции, то есть речь идет о частичной национализации. 

Кстати говоря, то же самое предусматривается в антикризисных планах в США, Великобритании, Евросоюза. При этом предусматривается очень существенное ограничение на вознаграждение менеджмента в условиях, когда акции находятся в залоге у предприятия, на свободу принятия решений.

Валерий ПЛАТОНОВ, генеральный директор Челябинского тракторного завода:
– Взглянем на ситуацию с точки зрения реального сектора. Мы в противоречивой ситуации. С одной стороны, чувствуем: есть реальная потребность в машинах и механизмах. С другой стороны, компании, такие как нефтяные, газовые, строительные, сегодня не проводят тендеров, не ведут закупки техники главным образом из-за отсутствия денежных средств. Мы уже вовсю ощутили, что банки, поддавшись панике, просто прекратили кредитование. Меры правительство принимает, а банковская система наблюдает со стороны. Например, у банка «Уралсиб» денежные средства есть, но есть и четкие установки: запретить кредитование предприятий, а процентные ставки по тем кредитам, которые сегодня обсуждаются, поднялись до 24–28%. 

Мы еще недавно гордились тем, что темп нашего развития выше среднемировых, а теперь его снижение вызывает панические настроения. Предприятия, которые впопыхах объявили о резком сокращении численности и объемов – такие как КамАЗ, Магнитогорский металлургический комбинат, – сейчас начинают корректировать заявления, но воробей уже вылетел. По многим предприятиям, с кем мы работаем в кооперации, я вижу, что сегодня 20-процентное, а то и 30-процентное сокращение месячных объемов планируют многие предприятия. Если не принять срочных мер, будет серьезнейший спад. И он больно ударит прежде всего по нашим гражданам, которые, естественно, будут сметать вклады. А дальше… Может просто наступить коллапс.

Нужно, чтобы меры, объявленные правительством, начали реализовываться быстрее. Это даст уверенность нормально работающим предприятиям (а такие есть). 100-процентные гарантии по вкладам можно было бы считать очень своевременным и важным шагом к успокоению банковской системы. Надо оперативно повысить ставку рефинансирования, так как при сегодняшней ставке мы отягощаем и без того сложную ситуацию на успешно работающих предприятиях. 

По третьему кварталу можно было бы, как и предусмотрено Налоговым кодексом, воспользоваться чрезвычайными мерами и дать возможность отсрочки или рассрочки платежей по НДС и налогу на прибыль. Важно расширить права главных управлений Центрального банка для решения вопросов по ломбардным кредитам и оказания помощи конкретным банкам на местах. Прежде всего, поддержать системообразующие компании и корпорации. Если возобновят кредитную линию для «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», Магнитогорского комбината, для таких крупных предприятий, как Челябинский тракторный завод, значит, поддержат стоящих за ними тысячи поставщиков. Я ни в коей мере не умаляю значения малого и среднего бизнеса, но дергания на рынке гигантов особенно болезненны. 

Очень важно рассмотреть вопрос о моратории на пересмотр цен и тарифов естественных монополий на следующий год. Это могло бы быть положительно воспринято и бизнес-сообществом, и нашим реальным сектором экономики. 
Сейчас госпрограммы по строительству автомобильных дорог, другие крупные проекты были бы очень своевременны, потянув за них, можно было бы вытащить всю экономику страны. Несмотря на то, что мы находимся в глобальной экономике, у российского рынка есть особенности, и мы способны, правильно распределив ресурсы и возможности, при этих трудностях устоять. 

Виктор СЕМЕНОВ, депутат Государственной Думы:
– Аграрный сектор всегда нуждался в балансировке со стороны государства. Однако сегодня этот принцип может сыграть с нами злую шутку: урожай, который мы получили – 100 миллионов тонн зерна, – может явиться точкой дисбаланса на фоне складывающихся финансовых проблем. 

Средняя себестоимость зерна по стране – 4,5–5 тыс. рублей за тонну. Трейдеры, пользуясь ситуацией, понизили цены фуражного зерна до 3,5, а продают на экспорт по 7 тыс. рублей и выше. Дело в том, что трейдеры были и остаются монополистами. 100-миллионный урожай, а элеваторов у нас всего лишь на 40 млн. – крестьянину податься некуда. Если государство не предпримет срочных мер, многие просто-напросто не будут сеять яровые, и тогда дисбаланс будущего года достигнет угрожающих пределов. А дальше цепочка. Основной потребитель зерна – это животноводство.

Приоритетный национальный проект дал серьезный толчок птицеводству, сотни миллионов долларов вложены в свиноводство. Все это реализовано процентов на 70 – большая часть находится в стадии незавершенки. Что сегодня делают банки? Они начинают требовать сокращения сроков погашения кредитов. А что это значит для крестьянина, если он все купил для коровы, а саму корову не купил? Чем он погашать-то будет? Да ничем! Это для страны просто провал. 

Сегодня надо интервенционный фонд использовать более активно и поддерживать цены на рынке зерна. Государство выделяет немалые кредиты – под 8% на 11 лет Россельхозбанку и Сбербанку. Но те тут же под 18% выкидывали их на рынок. Где логика? Государство на 11 лет от себя отрывает деньги и отдает банку под 8%, а он тут же 10% хочет на нем заработать. 

Нельзя пользоваться трудностями, мы должны все быть в одной упряжке. Дайте сегодня эти кредиты под 11% в первую очередь тем, кому вы их выдали, и продлите на этих условиях. Не позволяйте поднимать кредитную планку, спекулятивно пользоваться трудностями. Тогда и крестьянин устоит, и с продовольственной безопасностью все будет в порядке. 


Наталия ФОНАРЕВА, председатель комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности:
– Отрегулировать всю экономику «по понятиям», обращаться к руководству страны по проблемам каждого цеха или фермы – дело нереальное. Но правила выстроены именно такие. Их надо менять законодательно самым решительным образом. То же самое можно сказать и о финансовом секторе. Закон о защите конкуренции номинально распространяется на так называемые финансовые рынки, но мы видим, что никаких механизмов сдерживания монопольного ценообразования нет. 

Предложения о заморозке цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий звучат заманчиво. Но у нас масса и других высококонцентрированных отраслей деятельности, которые вообще могут при такой ситуации разорить и естественные монопольные сферы. Если мы хотим, чтобы кризисы как-то сглаживались, чтобы их было меньше, чтобы они были менее мучительными, нужно понять, что одним из самых тяжелых последствий экономического кризиса является очередной виток рыночной концентрации. То есть сосредоточение рыночной власти в руках немногих лиц из олигархических и монопольных структур. 

У нас сегодня в законе открыты все кингстоны для такой концентрации рыночной власти без всякого регулирования со стороны государства. Почему? Да потому, что нарушается базовое правило: нельзя, чтобы усиливалось или возникало доминирующее положение хозяйствующего субъекта или группы взаимосвязанных хозяйственных субъектов. А у нас если нельзя, но очень хочется, то можно. Если мы не преодолеем подобное безобразие в законодательстве, нас ждет просто тотальная монополизация экономики, а значит, бесконечные кризисы. 
Коррупция является одним из масштабнейших факторов инфляции. Можно, конечно, ловить чиновников с конвертами. Но это стрельба из пушки по воробьям. Магистральным направлением борьбы с коррупцией является кардинальная переделка российского законодательства. 


Accelerated with Web Optimizer