ЕЩЁ НОВОСТИ

Главная цель военной реформы?

С вопросами, которые вновь обострила ситуация в Южной Осетии, я обратился к одному из наиболее авторитетных военных экспертов, президенту Академии геополитических проблем генерал-полковнику Леониду ИВАШОВУ.

Леонид Григорьевич, интересно узнать ваше мнение о том, как проявила себя Российская армия в ходе боевых действий по защите российских граждан в Южной Осетии от агрессии Грузии?

– У меня двойственное отношение к тому, что произошло. С одной стороны вызывает уважение мужество наших миротворцев, личного состава 58-й армии, пришедшей на помощь.С другой стороны, не покидает ощущение нашей неподготовленности к агрессии. Грузия открыто наращивала свою боевую мощь, усиливаемую западными инструкторами и закупками современных вооружений. Она провела учение по захвату Цхинвала.Неужели кому-то было непонятно, что последует дальше? Но удар по столице Южной Осетии оказался неожиданным. Одно из двух: или наша разведка прошляпила, или доклады шли, но на высшем уровне не принимались должные решения.

Есть вопросы и к боевой подготовке наших войск, их оснащенности со временной техникой. Здесь мы вправе поставить перед властью вопрос: каковы реальные результаты пресловутой военной реформы, которая продолжается уже почти 20 лет. Уже сам этот срок вызывает по меньшей мере недоумение. Давайте спустимся на бытовой уровень и представим себе, что 20 лет идет ремонт жилого дома. Пожалуй, жильцы могли бы с ума сойти. Почему мы от армии должны ожидать иных реакций на такое безобразие?

Пойдем дальше. Провозглашенные цели реформ: сокращение численности Вооруженных сил; перевооружение армии новой техникой и повышение ее ударной способности; решение социальных проблем личного состава. За 20 лет успешно реализуется только задача по сокращению численности армии и флота. Практически никакого перевооружения не просматривается, новые образцы оружия в армию не поступают. А социальное положение во еннослужащих куда более плачевно, чем в Советской армии.

Нам говорят о реальных шагах по созданию контрактной армии. Но что это за контрактники? На практике дело выглядит так. Пришел новобранец, прослужил два-три месяца, его начинают обрабатывать, давить на него: подписывай контракт. Некоторые подписывают. И появляется на свет вот такой «профессионал-контрактник»: опыт службы полгода, пару раз стрелял из автомата, три раза видел танк, да и то издали.

И самое больное: уничтожение профессионального кадрового состава. Со кращается число военно-учебных заведений и научно-исследовательских центров. Современно мыслящие офицеры выдавливаются из армии. Весь командный состав дезориентирован в отношении целей, задач и методов современного ведения военных действий. Главной целью боевой учебы провозглашается подготовка к борьбе с международным терроризмом.

Как-то после одного из совещаний в Министерстве обороны ко мне подошел седовласый адмирал, заместитель командующего одного из флотов, и говорит: «Вы можете мне объяснить, может быть, я чего-то недопонимаю? В приказе министра обороны на новый учебный год прописана главная цель – учить войска тому, что необходимо в борьбе с международным терроризмом. Какие конкретно задачи я буду ставить подводным и надводным силам? Где искать этого мифического Бен Ладена, в каких океанах?»

Внедрением подобного бреда высшее руководство Вооруженными силами отучило комсостав оттачивать классические формы ведения войны, овладевать новыми способами, готовить личный состав к выполнению реальных, а не мифических боевых задач. Не менее вредоносно и то, что учеба в армии построена так, что офицеры не получают практического опыта управления силами и средствами. Такой опыт способны дать только тактические учения. Но уже много лет то из-за отсутствия топлива, то из-за отсутствия боеприпасов учения фактически не проводятся. В результате у нас уже есть командующие округами и даже заместители министра обороны, которые ни разу в своей жизни не провели полномасштабных дивизионных учений. О нашей «готовности» к грузинской агрессии красноречиво свидетельствует и такой факт: воюющий Северо-Кавказский военный округ полгода не имеет начальника штаба. Войскам пришлось без начальника штаба вступить в боевые действия в Южной Осетии. О какой плановости в работе воинских формирований и штабов можно вести в данном случае речь?

То, как наше военное руководство готовило войска к противостоянию агрессии, иллюстрирует и письменный доклад министра обороны РФ А. Сердюкова президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой дать согласие на «поэтапное сокращение более 200 тысяч воинских должностей, комплектуемых офицерами, что приведет к уменьшению общей ежегодной потребности подготовки офицеров более чем в два раза». В этом же докладе Сердюков предложил сократить число высших военноучебных заведений Минобороны РФ до десяти. Такими «пацифистскими» заботами министр обороны загружал главу государства именно в те дни, когда Грузия сосредотачивала ударный кулак у границ Южной Осетии. 21 июля 2008 года Дмитрий Медведев поставил на документе подпись: «Согласен». Именно в этот период в Министерство обороны шли тревожные доклады: «Наблюдательные посты миротворческого контингента зафиксировали 29 фактов незаконных пролетов грузинских летательных аппаратов над зоной грузино-югоосетинского конфликта… Продолжаются обстрелы территории Южной Осетии со стороны Грузии» и т.д. В документе, подготовленном в недрах оборонного ведомства, ни слова не сказано о повышении боеготовности, об оснащении войск техникой. Только об экономии средств! Какие настроения этот документ вызовет в войсках? У каждого второго офицера должность должна быть сокращена. Естественно, они уже о службе думать не будут – нужно искать места на «гражданке».

– Есть ли хотя бы формальные поводы для такого военного благодушия власти?

– Не обнаруживаются. Наоборот, и зарубежные, и российские аналитики констатируют нарастание в мировой политике военной составляющей. Международная политика многих стран становится все более силовой. Боннский центр конверсий сделал подсчет: за последние пять лет военные расходы в мире увеличились на 30%. В истории человечества такая милитаризация бюджета всегда наблюдается перед крупномасштабными войнами. Аналитики делают вывод: мир готовится к войне. Или к серии войн.

– Зачем же наша власть в такой ситуации затевает очередное сокра щение Вооруженных сил, их ядра – офицерского корпуса? Где логика?

– На этот вопрос трудно искать ответ в рамках здравой логики. Ибо многое из того, что предпринимается Минобороны, объективно разрушает армейские структуры. И дело даже не в том, что руководителем Министерства назначен непрофессионал. Есть немало стран, где военные ведомства возглавляют гражданские люди и даже (как в Испании) беременные женщины. Но они не вмешиваются с поразительной легкостью и легкомысленностью в такие сложные, профессиональные материи, как структура и численность Вооруженных сил, система подготовки командных кадров. Попробуй в США министр поставить вопрос о сокращении числа военных учебных заведений, он до вечера не доживет в должности. Наш министр, похоже, не взвали вая на себя ответственность за обороноспособность страны, выступает в роли, прежде всего, предпринимателя. Все, что сегодня имеет хоро шую стоимость (прежде всего, здания, земельные участки), отнимается у Вооруженных сил и продается. Это главная причина того, что военные учебные заведения выселяются из Москвы.

И не только они. В центре Москвы, рядом с Министерством обороны, находится здание Главного управления строительства и расквартирования войск. На шестой день по сле того, как застрелился генерал Виктор Власов, не согласный с коммерческим подходом к управлению Вооруженными силами, это здание было освобождено от военных и продано через подставные фирмы. Та же участь постигла здание приемной Министерства обороны на Мясницкой. Продается особнячок Управления внешних сношений. Как тут не прийти к выводу о том, что этот министр назначен именно с целью скорейшей распродажи до рогостоящей недвижимости Вооруженных сил. Во всяком случае, с этой задачей он справляется блестяще, с другими – никак. Так что же получается: главная цель военной реформы – сэкономить? Но во имя чего?

Сегодня в армии практически нет современных вооружений. Тот парад военной техники, который мы наблю дали 9 Мая, по сути дела, был рекламной акцией по продаже продукции за рубеж. Диктор, например, вещал: вот основной танк нашей армии Т-90С. Но это скорее основной танк индийской армии, а у нас на вооружении таких машин всего лишь чуть более сотни. Грузия обвиняла нас в применении в ходе недавнего конфликта комплексов «Искандер». Смешно и грустно слышать эту ложь, посколь ку нет в армии ни одного такого комплекса. Так что парад на Красной площади мог преследовать и другую цель – успокоить граждан, мол, у нашей армии есть самая современная техника для надежной защиты страны.

– Но у нас есть главный сдерживающий фактор от крупномасштабной агрессии – Ракетные войска стратегического назначения. Это уж не сбросишь со счетов?

– Спасибо советскому ВПК, обеспечившему обороноспособность страны на десятилетия вперед. Но сегодня и тут проблема на проблеме. Главное, стремительно сокращаются по численности, выработав свои сроки эксплуатации, советские ракеты. А новые ракеты и хуже советских, и поступают на вооружение в мизерном количестве. Военные чиновники Минобороны постоянно заявляют: страна для преодоления системы ПРО имеет все необходимое. А мы собрали в Академии геополитических проблем всех конструкторов оборонщиков, они друг на друга смотрят и спрашивают с недоумением: это ты, мол, что-то делаешь? А у меня и конь не валялся. Так что опять не все так складно, как об этом заявляется.

– Неужели все так безысходно?

– Мы, как нация, имеем такую черту: пока нас как следует не прижмет, не опомнимся. В России ведь каждый год зима для коммунальных служб приходит неожиданно. Видимо, нас не дожали еще до такой степени, когда мы осознаем угрозу собственному существованию и критически посмотрим и на власть, и на развитие страны. Только воспрянувшая ответственность за свое будущее поможет мобилизовать страну, создать проект развития, в том числе и обеспечения безопасности. Стоит нам только начать проводить самостоятельную внешнюю политику, хотя бы отвернуться от западных лицемеров, множество государств станет нашими союзниками. Ведь то, что творит сегодня Запад, вызывает ненависть у многих. Нет лишь объединяющего центра.

Показательный факт. В 2006 году по приглашению Фиделя Кастро на Кубу для участия в Конференции неприсоединения приехали главы правительств 114 стран мира. А представьте, если бы Россия предложила новый проект мироустройства, новую модель экономики, взаимоотношений между государствами? Но… Взять ту же ситуацию с Южной Осетией. Всем ясно, что агрессию организовал Запад. Однако наши руководители приглашают быть посредником в разрешении конфликта его же представителя – Саркози. А не логичней и полезней ли было бы предложить посредничество Китаю? Или Турции? Нет, мы ищем понимания у господина Саркози. И тот навязывает нам такие принципы урегулирования ситуации, при которых Россию ставят на одну доску с Грузией и уравнивают агрессора, уничтожившего батальон миротворцев и целый город с мирными жителями, с объектом агрессии.

Тем не менее у нас сегодня появился уникальный шанс продолжить самостоятельную политику, отвернувшись от Запада и обратившись на Восток и Юг, где наши потенциальные союзники. А главное – проявить необходимую заботу об армии и флоте, которые только и способны защитить Россию в очень даже вероятном конфликте за энергоресурсы.

Беседовал Сергей ТУРЧЕНКО

Accelerated with Web Optimizer